Апреля 1972 года, в день старта «Аполлона-16», первым в кабину корабля поднялся пилот командного модуля из дублирующего экипажа Стюарт Руса.
В его обязанности входила проверка и, при необходимости, установка в нужное положение всех до единого переключателей на главной панели управления.
В шпаргалке-инструкции всё, что ему необходимо было проделать, было расписано по 454 пунктам.
Примерно за три часа до старта члены основного экипажа заняли свои места.
Командир Джон Янг - в левом кресле, пилот командного модуля Кен Маттингли - в центре, пилот лунного модуля Чарльз Дьюк - справа.
Кен Маттингли, Джон Янг, Чарльз Дьюк.
Старт «Аполлона-16» с космодрома на мысе Канаверал состоялся 16 апреля 1972 года в 17:54:00 UTC.
Среди почётных гостей на космодроме находились: Вице-президент США Спиро Агню, король Иордании Хусейн и советский поэт Евгений Евтушенко, первым из известных граждан СССР принявший приглашение присутствовать при старте пилотируемой лунной миссии.
В районе мыса Канаверал за стартом наблюдали около полумиллиона человек, телевизионная аудитория составила 38 миллионов.
Во время запуска и взлёта наибольшая частота пульса у Янга достигала 108, у Маттингли 115, у Дьюка - 130.
Через 11 минут 40 секунд корабль вышел на расчётную околоземную орбиту высотой 162,7 км на 169 км.
Далее на протяжении почти двух витков астронавты проверяли основные системы.
Вид Земли с орбиты до перехода «Аполлона-16»
На траекторию полёта к Луне.
На ночной стороне планеты они наблюдали грозы и лесные пожары в Африке.
Телеграфное агентство Советского Союза сообщило о запуске «Аполлона-16» через 22 минуты.
По оценке агентства United Press International, это, по советским стандартам, было очень оперативно.
Через 2 часа 33 минуты после старта был включён двигатель третьей ступени.
Он отработал почти 6 минут, 341,9 секунды.
«Аполлон-16» перешёл на траекторию полёта к Луне.
Снимок Земли, сделанный во время полёта
«Аполлона-16» к Луне.
Скорость корабля в этот момент составила 36 360 км/ч.
Ещё через 25 минут астронавты начали перестроение отсеков - манёвр, когда командно-служебный модуль отходит от третьей ступени, в верхней части которой находится лунный модуль, разворачивается в автоматическом режиме на 180°, стыкуется с лунным модулем и затем вытаскивает его из третьей ступени.
По завершении разворота командно-служебный модуль находился примерно в 15 метрах от лунного модуля.
Неожиданно для себя астронавты увидели вокруг третьей ступени и лунного модуля довольно плотное облако мельчайшего мусора.
Для сближения на 4 секунды были включены двигатели системы ориентации служебного модуля.
Но этого оказалось недостаточно.
Потребовались ещё два очень коротких дополнительных включения, менее одной секунды каждое.
Во время отхода от третьей ступени и разворота астронавтам не было слышно работы двигателей системы ориентации служебного модуля.
Однако, когда расстояние между модулями сократилось до трёх метров, звук реактивных струй, ударяющих по обшивке лунного модуля, стал отчётливым.