Квс: 275, условия принял, занимаю 02.
Подходя к предварительному старту слушайте эфир, скорее всего вы будете не одни. Если заходящий на посадку борт уже получил разрешение на посадку – не спешите с докладом, исполнительный вам все равно запретят. Подождите, пока борт доложит о посадке, и после этого докладывайте «на предварительном». Если заходящий на посадку борт еще не получил разрешение на посадку, но уже где-то рядом – запросите взлет с ходу.
КВС: 275, на предварительном, разрешите исполнительный и взлет
УВД: 275, ветер у земли 20 градусов, 5 метров в секунду, исполнительный и взлет сходу разрешаю
КВС: 275, условия принял, занимаю 02, взлет разрешили
А в нашей неторопливой ситуации, мы выруливаем на ВПП, немного катимся по прямой и останавливаемся. Ставим тормоз, читаем карту, снова окидываем взглядом приборы. На исполнительном задатчик курса на компасе должен соответствовать курсу взлета.
КВС: 275, к взлету готов
УВД: 275, взлет разрешаю
КВС: 275, взлетаю
Разбег, отрыв… выдерживаем… скорость растет… начинаем набор высоты…удерживаем самолет на взлетном курсе, доворотом в сторону ветра парируем снос, смотрим на барометрический высотомер… 100 метров, пора доложить взлет, и запросить первый разворот. Однако сначала вспомним основные правила полета по кругу:
Любое изменение высоты полета производится только по указанию диспетчера или с его разрешения по вашему запросу;
Необходимо сообщать диспетчеру о занятии заданной высоты;
Первый и третий развороты выполнять только с разрешения диспетчера;
Второй и четвертый развороты всегда выполнять самостоятельно;
Быть готовым в любой момент сообщить диспетчеру свое место на кругу.
КВС: 275, взлет произвел 100м, левым по кругу, заход по ПВП
УВД: 275, левым по кругу набирайте 300, заход по ПВП разрешаю
КВС: 275, набираю 300, заход разрешили
Прежде всего вы обязаны доложить о том, что произвели взлет. Теперь диспетчер знает, что ВПП свободна и он может разрешать посадку другим ВС. Вместе с докладом взлета необходимо доложить о ваших дальнейших действиях. В нашем случае мы доложили о том, что собираемся левыми разворотами выполнить заход на посадку. В ответ диспетчер указал высоту круга и разрешил заход. Разрешение на заход на посадку означает, что нам разрешено двигаться по схеме захода (в нашем случае по коробочке). После получения разрешения на заход можно выполнять первый разворот, если при выдаче разрешения от диспетчера не поступило сообщение «первый по команде».
Немного о докладе захода на посадку. В общем случае докладывать способ захода на посадку нужно при входе в район аэродрома до снижения с эшелона перехода. При полете по кругу систему захода нужно докладывать при выходе на связь с Кругом, или, после взлета до начала первого разворота. Диспетчер должен или разрешить заход, или порекомендовать другой способ. Если в силу каких-то причин заход на посадку не будет разрешен – диспетчер даст соответствующие указания, или оставаться на круге (в зоне ожидания), или уходить на запасной аэродром.
В случаях, когда схема предусматривает снижения на третьем и/или четвёртом разворотах, для сокращения количества команд диспетчером может быть выдана команда «высоты по схеме». После этого пилоту не требуется запрашивать разрешения на изменение высоты и докладывать ее занятие, если это предусмотрено схемой движения по аэродромному кругу.
Заход
После выхода из первого разворота смотрим на часы, запоминаем положение секундной стрелки, ровно через 45 секунд нужно начинать второй. А тем временем стрелка высотомера подходит к отметке 300м. Прибираем обороты, переводим самолет в горизонтальный полет и продолжаем двигаться в сторону второго разворота. Докладывать о том, что вы заняли высоту круга не нужно.
Подходим ко второму развороту. Самостоятельно выполняем разворот на курс, обратный посадочному , потом вспоминаем про поправку на ветер и берем курс . Выполняем все необходимые процедуры, триммируем самолет, вспоминаем основные правила полетов ПВП:
При движении вдоль естественных ориентиров (береговые линии, дороги и т.п.) следует держаться правой стороны.
Обгон попутных ВС нужно выполнять с правой стороны, при движении по кругу – с внешней стороны круга. Обгон однотипных ВС на круге запрещен.
Для расхождения со встречным ВС нужно брать правее, т.е. расходиться нужно левыми бортами.
Боковой интервал при расхождении ВС должен быть не менее 500 метров, вертикальный (по высоте) не менее 100 метров.
При движении ВС на пересекающихся курсах тот, кто видит ВС справа – набирает высоту, тот, кто видит ВС слева – снижается. При невозможности изменения высоты необходимо выполнить правый разворот, чтобы разойтись левыми бортами на безопасном расстоянии.
В большинстве случаев, после разрешения захода на посадку, следующий выход на связь вам предстоит только на третьем развороте. Но зачастую, когда на круге плотное движение, при выдаче разрешения на заход диспетчер может дать вам указание на промежуточный доклад места, например: