Развитие рельефа и оледенения памира
РАЗВИТИЕ ИДЕЙ
Взгляды американских географов. Зарождению идей о развитии рельефа Памира, которые в сущности господствуют и сейчас, мы обязаны американским географам: Пемпелли (Pumpelly), Хеигтингтону (Hentington) и Дэвису (Davis — творец учения о циклах эрозии и стадиях эволюции рельефа). Конечно, эти вопросы не могли не интересовать и более ранних путешественников по Памиру, например Северцева. Но концепции предшественников Дэвиса сохраняют, главным образом, исторический интерес. Тридцать с лишним лет отделяет нас от поездки упомянутых 3 американских исследователей (1902 г.). Исключительно интересно обратиться сейчас к этим исходным установкам и проследить — на фоне общего развития геоморфологических идей — дальнейшее развитие представлений об истории Памира.
Два положения можно считать основными в концепции американских географов.
1-е. В рельефе гор Средней Азии (особенно в Тян-шане) обращают на себя внимание плоские вершины многих возвышенностей. Склоны этих же возвышенностей крутые. Плоские вершины, «сырты», приподняты над соседними понижениями (речными долинами, котловинами) на сотни, иногда на тысячи метров. Они располагаются на высоте 3, 4, 5 км над уровнем моря. По мнению американских исследователей, эти выровненные поверхности представляют пенеплен (= почти равнину), конечную стадию эволюции рельефа горной страны, в результате длительного цикла ее размыва, (цикла эрозии). Размыв производят реки и продолжают его до тех пор, пока страна не выровнена почти до уровня речных артерии, которые сами к этому времени получают такое слабое падение, что верховья рек становятся едва приподнятыми над устьями, базисами эрозии. Итак, почти равнина, или пенеплен, едва приподнята над базисом эрозии. Но раз размыв дал такой колоссальный эффект (превратил горную страну в почти равнину), то, очевидно, страна не испытывала в течение этого периода сколько-нибудь значительного поднятия. В противном случае работа рек была бы сведена на нет. Период размыва был периодом тектонического покоя.
Заалайский хр. Долина Машалы к востоку от Бардобы.
Но каким же образом пенеплен (или его участки), располагавшийся прежде на уровне речных артерий, оказался приподнятым на те высоты, где мы его находим сейчас? Очевидно, что уже после образования пенеплена и тектонического покоя страны тектонические процессы ожили и приподняли пенеплен на ту высоту, где мы находим их сейчас.
При этом земная кора была разбита системой сбросов на отдельные глыбы, передвигавшиеся при поднятии более или менее самостоятельно, почему отдельные участки одной и той же поверхности пенеплена оказались приподнятыми на различную высоту.
В этот период, в отличие от предшествовавшего, размыв не играл большой роли.
Поднятие и размыв, два основные момента эволюции рельефа, не столько накладывались друг на друга во времени, сколько чередовались: поднятие, затем размыв, затем вновь поднятие и т.д.
Таким путем определяется направление в развитии рельефа.
2-е. Необходимо увязать тот или иной ход эволюции рельефа с определенными хронологическими датами, определить возраст рельефа. В этом отношении в концепции американских географов руководящими являлись следующие соображения: Тян-шань и Памир сложены несколькими, несогласно залегающими дислоцированными свитами (осадочными, метаморфическими). В отдельные геологические периоды, о которых свидетельствуют эти несогласия, возникали горы. В промежутке между горообразовательными периодами возникали (или стремились возникнуть) пенеплены. Основных горообразовательных периодов было два (по мнению американских исследователей): верхнекарбоновый и частью мезозойский и верхнетретичный — начала четвертичного времени — альпийский. Первая половина третичной эры была периодом покоя. Верхнепалеозойская — мезозойская горная страна в течение начала третичного периода была размыта до стадии пенеплена. В конце третичного — в начале четвертого периода, в альпийскую горообразовательную эру, пенеплен был разбит на части сбросами и поднят на большую высоту.
Что действительно пенеплен моложе верхнепалеозойской складчатости, видно из того, что поверхность сыртов режет палеозойские складки. Что начало третичного периода являлось временем интенсивного размыва гор, можно заключить по составу этих отложении: конгломератов, песчаников (хан-хайская свита) — типичных продуктов размыва гор.
Так определяются основные возрастные моменты в эволюции рельефа: нижнетретичный пенеплен — верхнетретичная — четвертичная горная страна. Нельзя сказать, чтобы многочисленные работы германских геологов, географов и геоморфологов, усиленно посещавших Тян-шань и Памир, дали бы крупные принципиальные изменения концепции американских географов1. Спор возник, главным образом, относительно возраста рельефа. Германские исследователи доказывали, что мезозой был периодом тектонического покоя. Поэтому их возрастная концепция такова: мезозойский пенеплен — верхнетретичная горная страна2.
Новые данные и идеи. В настоящее время цитированные представления не могут уже нас удовлетворить, главным образом, по следующим причинам: новые сведения по тектонике Памира дают возможность решать вопрос о времени последних интенсивных горообразовательных процессов иначе, чем раньше; орографические представления уточняются; наконец, развитие теории геоморфологии заставляет даже в старых, хорошо известных фактах находить новое содержание. Данные о тектонике Памира являются одной из основ для геоморфологических построений.
Молодость орогенических движений. Стали известны факты сильной дислоцированности верхнетретичных, неогеновых конгломератов (перевал Кзыл-арт в Заалайском хребте). По этому поводу Д.В. Наливкин отмечает: «Мнение, что Памир является областью интенсивного проявления альпийской складчатости, областью альпийского орогенеза, подтвердилось вполне... Даже неогеновые красноцветные толщи собраны в складки и разбиты надвигами, что указывает на сильное проявление горообразовательных движений уже в начале четвертичной эпохи»3.
Неогеновые конгломераты Дарваза. Вторым, не менее важным для геоморфологии вкладом явилось детальное изучение мощной 5,5-километровой толщи, так наз. дарвазских конгломератов, развитых (как показывает самое название) на северо-западной окраине Памира. Дарвазские неогеновые конгломераты — результат интенсивного размыва Памирской горной страны. Вместе с изучением форм размыва изучение конгломератов дает указание на последовательность отдельных фаз размыва и, отчасти, на время размыва. Следующие данные, полученные А.Р. Бурачеком, представляют с геоморфологической точки зрения наибольший интерес.
1. Нижние горизонты конгломератов состоят из более мелкозернистого материала — песчаников (кирпичная, отчасти хингоусская свиты). Кверху песчаники переходят в конгломераты, содержащие в верхних горизонтах (полизакская: свита) валуны до 6 м в диаметре. Очевидно, что по мере отложения конгломератов увеличивалась живая сила рек и уклоны их продольных профилей. Контуры Памирской горной страны обозначались все более и более резко.
2. Огромная мощность (свыше 5 км) конгломератовой толщи, а также разрывы, наблюдаемые в толще и вызванные, по-видимому, растяжениями, наводят на следующую мысль. По мере накопления огромной толщи песка и галечника на периферии Памира, под тяжестью ее происходила медленное прогибание земной коры, образование наземной геосинклинали на месте так называемой Западно-Таджикской (Сталинабадской) депрессии. Поднятие Памира было связано с опусканием на его периферии (движения, сопряженные друг с другом, хотя и обратные по знаку).
3. При движении с востока на запад от гор происходят любопытные фациальные изменения конгломератовой толщи: «На востоке, у подошвы Дарваза, континентальные толщи представлены почти нацело галечниками. К западу галька становится мельче, и уже на Ях-су мы находим среди галечных толщ большое число горизонтов песчаников и глинистых (мергелистых) пород. К западу от Ях-су галечники постепенно исчезают, и на Сурх-обе (Кызыл-су) весь разрез сложен песчаными и мергелистыми отложениями» (см. Бурачек, стр. 354-355).
Горные разведки
Четко определяется восточное направление, откуда принесен материал.
4. Конгломераты смяты в складки, испытали надвиги. Известны случаи несогласного залегания отдельных свит. Вся же толща согласно залегает на морском олигоцене.
Картина та же, что на перевале Кзыл-арт.
«Таким образом, проявление альпийской складчатости в нашем районе относится ко времени отложения верхов Тавильдаринской свиты» (средняя из 5 свит конгломератов; см. Бурачек, стр. 358).
Неогеновые конгломераты Центрального Памира. В последние годы во многих точках самого Памира также были встречены конгломераты, наверное неогеновые. Их мощность невелика. Они отмечают процессы разрушения рельефа Памира и отложения продуктов разрушения здесь же по соседству: «Сохранившиеся остатки неогенавых (?)1 конгломератов на Памире имеют значительно меньшую мощность, чем в Дарвазе, — несколько десятков метров. Характерно, что они располагаются по долинам, в углублениях рельефа и иногда как бы примазаны к склонам долин, состоящим из более древних пород» (см. Попов, стр. 37-38).
Самое их нахождение и связь с рельефом свидетельствуют о коррелятности конгломератов среднегорному рельефу Памира.
Но если в области Центрального Памира основные формы рельефа отвечают по возрасту конгломератам, то западнее, в Дарвазе, соотношения другие: выровненные водораздельные поверхности режут складки, в которые собраны конгломераты, т.е. моложе последних.
Речные долины прорезаны конгломератами на глубину до 2 км.
Таков перечень тех основных новых геологических данных, которые для геоморфологии Памира имеют наибольшее значение.
Познание рельефа самого Памира также уточнилось. Наиболее важным (кроме большого количества частностей) является возможность выделить островные, высокогорные возвышенности над водоразделами.