Соотношения памира и тян-шаня
Еще совсем недавно исследователи противопоставляли Тян-шань Памиру, основываясь на дугообразном изгибании этих двух горных систем во взаимно противоположных направлениях, выпуклостью друг к другу. Это явление объяснялось разным направлением горообразовательных движений, идущих для Тян-шаня с севера на юг, а для Памира в обратном направлении. Вместе с тем считали, что более древняя складчатость была характерной для Тян-шаня, а Памир образовался позднее, в альпийское время. Между этими двумя областями проводилась резкая граница, в виде мощного разлома земной коры, названного «Вахшским сбросом».
Детальные исследования Таджикско-Памирских экспедиций показали, что эти представления не верны. На самом деле таких резких переходов от Тян-шаня к Памиру не существует. Каждый из этих хребтов неоднороден и обладает сложным строением. В Тян-шане может быть выделена северная зона и центральная. Для северной характерно участие в ее строении наиболее древних отложений, испытавших самые ранние горообразовательные движения — «докаледонские и каледонские». Центральная зона идет далеко на юг, охватывая также Северный Памир. По своему геологическому возрасту и циклам вулканизма она является типично «варисцийской», т.е. несколько более молодой.
Между северной и центральной зонами проходит большая тектоническая линия, на протяжении которой известны выходы своеобразной магматической породы щелочного состава. Памир также неоднороден и грубо может быть разделен на три зоны: северную, затем центральную, сложенную в значительной части морскими осадками перми, триаса и нижней юры и, наконец, южную, мраморно-гнейсовую. Для центральной зоны Памира характерны складчатые явления киммерийской и альпийской эпох. Таким образом, взаимоотношения Северного и Центрального Памира как бы повторяют картину строения Тян-шаня, но обе эти зоны соответственно несколько моложе по своему геологическому возрасту. Все эти выводы приводят к заключению, что Вахшского сброса как основной тектонической линии не существует, что резкого различия между структурой северной части Памира и Алайского хребта не намечается и, наконец, что строение Памира не однородно, а поэтому противопоставлять Памир как одно целое Тян-шаню нет основания. В основании Памирского нагорья, несомненно, лежат фрагменты центральнотяншанских горных сооружений.
ВУЛКАНИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ ПАМИРА
Большие успехи сделаны в понимании возрастных соотношений вулканических явлений. Геолог В.А. Николаев благодаря находкам галек гранита в юрских конгломератах доказал развитие варисцийских интрузий. Граниты, прорывающие юрские и триасовые сланцы, отнесены им к киммерийской фазе вулканизма. Установлены молодые альпийские излияния основных вулканических пород. В области магматической деятельности более молодых периодов жизни Средней Азии наблюдаются существенные отличия между севером и югом. В Центральном Памире киммерийские и альпийские магматические фазы представлены довольно полно породами щелочно-земельного или «тихоокеанского» типа, вообще характерными для складчатых зон. Молодые изверженные породы Тян-шаня имеют резко очерченный облик щелочных пород «атлантического типа», причем таких, в которых натрий преобладает над калием.
Пик Кшемыш-баши.
Значение этих наблюдений делается понятным, если указать, что в других среднеазиатских цепях больше нигде нет отложений триаса и нижней юры, в силу чего многие выходы изверженных пород, вообще значительно распространенные, не могут получить точную характеристику геологического возраста. Между тем, ряд косвенных соображений заставляет допускать большое развитие явлений киммерийской складчатости, а также вертикальных движений и сопряженных с ними внедрений огненно-жидкой магмы, которая, в свою очередь, явилась родоначальницей многих рудных процессов. Некоторые из них раньше с известной натяжкой относились к проявлениям альпийской эпохи, а большая часть — к значительно более древним явлениям. Долгое время было непонятно тесное соседство щелочных пород с их плавиковым шпатом, блеклыми рудами с ними связанных гранитных массивов, пересеченных пегматитовыми жилами, и месторождений сурьмяно-ртутных руд, наблюдаемое на северных склонах Алайско-Туркестанского хребта. Повышение возраста гранитов до позднеевропейского и снижение его по отношению ко времени образования ртутных и сурьмяных залежей позволяет установить единую металлогеническую провинцию, носящую ряд общих черт с рудным Забайкальем. Здесь, как и на далеком Востоке, в стройной последовательности сменяются химические элементы глубинного типа, непосредственно связанные с гранитными куполами, сначала оловянными, золоторудными и мышьяковыми месторождениями, затем полиметаллари — медью, цинком, свинцом и наконец сурьмяно-ртутными и плавиковыми жилами.