Таджикская экспедиция 1930 г.
В 1930 г. на территории Таджикской ССР вела работы Таджикская экспедиция Академии Наук, основной задачей которой являлась географическая рекогносцировка восточной части хр. Петра I на Памире, сопровождаемая фотограмметрической съемкой района и освещением коренной золотоносности хребта на фоне его геологического изучения. Кроме того, в задачи экспедиции входили исследования минеральных источников юго-восточного Памира и выделяемых ими газов, изучение нефелиновых сиенитов Алайского хр. и сурьмяно-ртутных месторождений Южной Ферганы.
Намеченные темы вытекали из работ Памирской экспедиции 1928 г. и являлись их развитием. Работы велись по заданию Академии Наук и Совнаркома Таджикской ССР на совместные средства и были согласованы с правительством республики.
Руководителем экспедиции был Н.П. Горбунов, его заместителем— Д.И. Щербаков и начальником группы альпинистов — Н.В. Крыленко. Во главе газового отряда стоял Н.М. Прокопенко, фотограмметрического — И.Г. Дорофеев, Хайдарканской разведочной партии на ртуть — А.А. Сауков, геохимического отряда — Д.И. Щербаков.
Газовый отряд прошел по большой Памирской дороге через оз. Кара-куль и район Кизилрабатского поста в юго-восточном Памире, где занимался изучением горячих источников и геологического строения местности. С целью сбора минеральных вод и газов был проделан маршрут до Хорог и обратно. Фотограмметрический отряд дошел до Алтын-мазар, где приступил к подготовительным работам. Однако, в силу неблагоприятной обстановки отряд принужден был свернуться. Хайдарканская разведочная партия развернула свою деятельность на ртутных и сурьмяных месторождениях в районе селен. Сох, причем к осени перешла к стационарной разведке тяжелого типа. Геохимический отряд совершил рекогносцировку верховий р. Сох в Южной Фергане с целью обследования путей сообщения, золотоносности и пегматитовых жил Алайского хр., изучения верховий правого притока р. Сох, р. Ходжа-ачкан, где объектом наблюдений были выходы нефелиновых сиенитов, и сделал маршрут из Хайдаркана в верховья р. Каравший для изучения ртутных месторождений и пегматитов. В силу неблагоприятной обстановки работы развернулись лишь в пределах ртутного месторождения у перевала Сымап. Было проведено обследование района правого притока р. Исфайрам, речки Чаувай с ее месторождениями ртути, сурьмы и плавикового шпата.
Гора Кухи-сафит у сел. Такфон.
В районе к югу от с. Вуадиль произведены детальная геологическая съемка Кадамджайского сурьмяного месторождения, опробование Охнинского ртутного месторождения и экспертиза разведочных работ в Хайдаркане. В силу объективных причин была отменена организация базы высокогорных работ в с. Пашимгар на р. Хингоу и отложено на 1931 г. обследование восточной части хр. Петра I.
Основными результатами работ экспедиции явились: освещение стратиграфии юго-восточного Памира, где развиты мощные мезозойские отложения; освещение термальных источников Памира, представленных, главным образом, углекислыми термами вдоль мощных линий разлома Южного Памира; изучение зоны сурьмяно-ртутных месторождений на северных склонах Алайского хр., выразившееся в составлении обзорных и детальных геологических карт месторождений, опробовании главнейших из них; выявление промышленной ценности Хайдарканского ртутно-сурьмяного месторождения и организация стационарной разведки тяжелого типа; подсчеты запасов ртути на хайдарканских полях, показавшие, что это месторождение представляет собой серьезный промышленный объект; открытие и изучение новых массивов нефелинового сиенита, расположенных в Алайском хр. значительно восточнее ранее известных; рекогносцировочное освещение коренной золотоносности верховий р. Сох; определение шести астрорадиопунктов и шести магнитных пунктов в северных предгорьях Алайского хр., являющихся опорными для маршрутных съемок геохимического отряда протяженностью до тысячи километров.
Экспедиция находилась в тесном контакте со Среднеазиатским ЭКОСО, благодаря содействию которого удалось организовать стационарную разведку Хайдарканского ртутного месторождения; с Гидрометкомитетом и Метбюро при СНК Таджикской республики, силами которого была открыта специальная метстанция в с. Гарм для обслуживания экспедиции; с Горно-химическим трестом, субсидировавшим Памирскую газовую партию и хайдарканскую разведку.