Влияние среды на органический мир и на человека

Среди разнообразных групп живых организмов сохранились отчасти и те древние обитатели — эндемики, которые пришли в этот район из далекой Монголии и Тибета. Они испытали вместе со всей областью воздействие процессов, постепенно поднявших Памир на большие высоты, и пережили период оле­денения.

Уцелевшие остатки былой флоры и фауны принуждены были бороться не только с суровой внешней обстановкой, но также с пришельцами, иммигрировавшими из степей Туркестана и знойной Индии. Все эти сложные взаимоотношения, законы расселения представителей живой природы, их приспособляе­мость и борьба с иммигрантами представляют также глубоко поучительную научную тему, выводы которой ценны для прак­тики, занимающейся созданием стойких технических культур и выносливых домашних животных.

Однако, не только животные, но и человек, попавший в су­ровую обстановку горных ущелий Памира, лишенных доступа и сообщения с культурными районами предгорий, сохранил почти в неприкосновенности и язык и обычаи той эпохи, когда он был принужден бежать из равнины, гонимый более сильными воинственными соседями. И посейчас еще в диких теснинах Бадахшана можно встретить селения таджиков, го­ворящих на древнем согдийском языке своих предков, при­надлежавших к иранской группе народов. Высокие, стройные, с черными, а иногда и русыми бородами и карими глазами, светлым цветом кожи, они резко выделяются своими внешни­ми особенностями при сравнении с окрестными кочевниками-киргизами. Встречаются типы, приближающиеся к народностям Кавказа.

Культура предков и историческое прошлое отразились на за­нятиях и быте таджика. Усердный земледелец с незапамятных времен, горец-таджик и сейчас возделывает с любовью землю своих скалистых долин: уютно распланированы его убогие жилища, заботливо обсаженные тутовым деревом; и музы­кальны его несколько грустные песни.

Но не только мертвая природа и живое население Памира интересны для исследователей. Его климат, отличающийся, с одной стороны, суровыми чертами Сибири, а с другой — зноем и солнцем тех же сравнительно южных широт, под кото­рыми находится и смежная Бухара, распределение электри­чества в высоких слоях атмосферы, радиоактивность воздуха, силы земного магнетизма интересуют геофизиков и метеоро­логов. Последние путем исследования отдельных районов стре­мятся познать законы, управляющие погодой громадных центрально-азиатских пространств.

ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Еще задолго до присоединения этой области к России пыт­ливые натуралисты и географы проникают в таинственные, дотоле неизвестные в Европе, горные цепи Памира-Алайской системы.

Естествоиспытателю А.П. Федченко первому принадлежит честь открытия Алайского и Заалайского хребтов, а вместе с тем и первый почин научных исследований Памира. В 1871 г., вместе со своей женой О.А. Федченко, он проникает в Коканское ханство, совершает путешествие по Южной Фергане и добирается через перевалы Алая в Алайскую долину. Таким образом, он был первый из образованных европейцев, который описал всю эту область и открыл громадный Заалайский хребет, о существовании которого до него не подо­зревали.

Следующие исследовательские шаги были связаны с воен­ными начинаниями.

В 1876 г. Памир посещает военно-научная экспедиция ге­нерала Скобелева.

В 1877 г. первую геологическую рекогносцировку Памиро-Алая производит проф. И.В. Мушкетов.

В 1878 г. Памир пересекает географ и натуралист Северцов, в том же году, несколько западнее, исследуя nor преимуществу Каратегин, работает энтомолог Ошанин. Его экспедицией открыта огромная горная цепь, названная хребтом Петра I, а в верховьях р. Мук-су, в долинах Сель-су и Танымас — группа громадных ледников, из которых наибольший был назван Ошаниным в честь первого исследователя Памира ледником Федченко.

влияние среды на органический мир и на человека - student2.ru

Чаувайская долина.

Летом 1883 г. состоялась большая Памирская экспедиция, в составе которой работал горный инженер Иванов, астроном Путята и топограф Бендерский.

В результате, на основании астрономических пунктов Путяты и съемки Бендерского, была издана новая, исправленная карта Памира.

С 1884 г. по 1887 г. ряд пересечений Памира и более за­падных районов делает зоолог Грум-Гржимайло.

В конце восьмидесятых годов на Памир проникает ряд английских путешественников с целью его физико-географического и военного описания. Здесь на пустынных высотах столк­нулась империалистическая политика Великобритании и цар­ской России, расширявших свои владения навстречу друг другу из Индии и Средней Азии. Неопределенную судьбу Памира, находившегося под контролем Китая и Афганистана, решила, как это всегда бывает при столкновении капиталистических государств, сила оружия.

В 1890 г. русский полковник Ионов во время так называемой «охотничьей экспедиции» уничтожил отряд афганцев у озера Яшиль-куль и утвердил фактическое господство России на Памире. Уже в следующем году оставшийся на зимовку отряд Ионова возвел на р. Мургабе укрепление — Памирский пост, а вскоре была проведена Большая Памирская дорога, местами колесная, с убежищами-станциями. С этого времени доступ путешественникам на Памир и в припамирские области сильно облегчается, а период героических полувоенных экспедиций заканчивается.

После этого Памир и сопредельные страны неоднократно посещались как русскими, так и иностранными учеными и специалистами.

Сотни путешественников побывали в этих труднодоступных краях, и не одна тысяча страниц печатных трудов посвящена результатам исследований.

Наиболее интересные маршруты и наблюдения были сде­ланы англичанином Керзоном в 1894 г., шведом Свен-Гедином — в том же 1894 г., датчанином Олуфсеном — в 1896 г., французом Ив — в 1899 г. Первые магнитные наблюдения произведены проф. Станкевичем в 1900 г.

С 1901 г. начинаются систематические работы молодого ботаника Б.А. Федченко, с 1903 г. — географа Н.Л. Корженевского. В том же году американцы Пемпелли и Хеттингтон посещают Памир, занимаясь изучением морфологии страны. В 1908 г. рекогносцировку Западного Памира делает капитан Косиненко. В 1911 г. зимует на Памире германец Шульц. В 1913 г. почвенно-ботанические наблюдения проводит почвовед Неуструев с помощниками. Очень ценны системати­ческие работы геодезиста Чайкина, которым выполнены основ­ные триангуляционные ряды и определены горные высоты.

Постепенно крут вопросов, изучаемых экспедициями, стал замыкаться в пределах отдельных специальностей; широкие природоведческие поездки сменяются научными исследовани­ями по отдельным дисциплинам, а районы работ сузились до посещения отдельных областей этой обширной горной страны.

влияние среды на органический мир и на человека - student2.ru

Долина р. Мук-су у Алтын-мазара.

Нельзя не отметить крупных исследо­ваний, произведенных в области Каратегина и Дарваза, примыкающих к на­горью Памира с запада, ботаником Липским в 1896-1899 г., венским геологом Крафтом в 1898 г., русским геологом Эдельштейном в 1904 г., экспедицией Германо-австрийского горного общества в 1913 г., при участии географа В. Рикмерса, геолога Клебельсберга, метеоро­лога Фиккера.

За военный и послевоенный периоды наибольший интерес представляют ра­боты геолога Наливкина на Памире, проф. Корженевского, ботаника Райко­вой, языковедов и этнологов Зарубина и Андреева в Горном Таджикистане.

влияние среды на органический мир и на человека - student2.ru Совершенно новый период исследовательской работы на Па­мире начинается с экспедиции 1928 г., превращающейся по­степенно в Таджикскую комплексную, а затем в Таджикско-Памирскую экспедицию, посвященную проблеме развития тяжелой промышленности Таджикистана и его горных районов.

 
 
Пегматитовая жила. Тамынгенский ледник.

НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Памир привлекал особое внимание ученых и туристов. Свое­образие этой высокогорной пустыни с чертами полярного ланд­шафта, с вечно синим небом и жгучими лучами южного солнца, яркий колорит зеленых оазисов, запрятанных на дне глу­боких теснин, затерянные селеньица представителей древней культуры таджиков — неотразимо манили к себе, а элементы экзотических переживаний, связанных с трудностями много­дневных путешествий, всегда были и будут стимулировать посещения Памира. Но на наших глазах в корне изменились и содержание исследовательских работ на Памире и самый метод работы.

Если еще совсем недавно экспедиции носили случайный характер, а разрешаемые ими задачи имели значение частных вопросов из разных областей знания, то за последние годы область высокогорного Памира, занимающую около половины всей территории Союзной Таджикской республики, стали рас­сматривать и изучать с точки зрения возможностей ее хозяй­ственного освоения.. Экспедиции приняли систематический ха­рактер, а осуществляемые ими исследовательские задачи логи­чески вытекают из предыдущих работ и связаны с разреше­нием проблем использования производительных сил этого края.

В корне также переменилась техника экспедиционной ра­боты. На смену караванам, перевозившим на себе все продо­вольствие, снаряжение и людей, двигавшимся сквозными марш­рутами, пришли новые формы работы. Заранее были органи­зованы базы, продвинутые далеко в глубь исследуемой области. Они служили опорным пунктом для конных и пеших отрядов,

ные хребта — Зулумарт, тянущийся от пика Ленина к югу, и другой более западный, известный под названием Сель-тау, или хребта Академии Наук. Там же среди горных высот неисследо­ванной области находились легендарные перевалы Танымас и Кашал-аяк, сообщавшие, по преданиям, восточно-бухарские земли с Памиром, Алайской долиной и Китаем. Большие вы­соты, мощные ледники, покрытые глу­бокими трещинами, и пространные фирно­вые поля пугали не только таджиков. До 1928 г. ни одному евро­пейцу не удавалось проникнуть через эти перевалы в глухие углы Дарваза.

влияние среды на органический мир и на человека - student2.ru В силу того, что на­меченная область бы­ла мало известна, ос­новной задачей экспе­диции являлось состав­ление ее географичес­кой карты, сопровож­даемой общим описа­нием. Естественно по­этому, что топографи­ческий и геодезичес­кий секторы экспедиции были представлены хорошими специали­стами, снабженными новейшими приборами. Для картографи­ческих работ был применен метод стереофотограмметрической съемки, дополненный обычной мензулой и более точным опре­делением высот теодолитом Вильда. Определение опорных астрономических пунктов было поручено астроному.

влияние среды на органический мир и на человека - student2.ru Экспедиция остановила свой выбор на вышеуказанном ме­тоде как на единственном, позволяющем заснять труднодоступные, часто совершенно непроходимые высокогорные районы, при наибольшей объективности и полноте передачи рельефа местности и значительной экономии времени в полевой работе. Этот метод обеспечивал возможность нанесения на карту не только горизонталей, но и любых деталей, интересных спе­циалистам, позволяя вместе с тем перенести центр тяжести работы на камеральный период. Фотограмметрия, как известно, представляет собой блестящее применение самой обыкновенной фотографической съемки для целей картографии: данная мест­ность фотографируется точно построенным фотоаппаратом с двух точек, лежащих по возможности на одной высоте, на расстоянии нескольких сот метров друг от друга. Полученные снимки составляют стереоскопическую пару, рассматриваемую в особом аппарате — стереоавтографе. Он позволяет прямо с этих снимков чертить карту сфотографированной местности.

Отряды экспедиции проникали в неисследованную область с востока, двигаясь мимо берегов озера Кара-куль, как в вер­ховья р. Кара-джилга, так в особенности к истокам р. Танымас. Ее сотрудниками впервые исследован бассейн р. Кара-джилги и изучен меридиональный водораздельный гребень Зулум-арта; пройдены верховья р. Танымас, Язгулям и Ванч; установлено отсутствие текущего с З. на В. Танымасского ледника и меридиональной горной цепи Сель-тау; на месте предполагаемого хребта найден огромный ледник, оказавшийся ледником Федченко, ранее известный только на протяжении первых 20 км; определены площадь и длина ледника свыше 75 км, ставящие его по величине на первое место среди ледников всего мира; пройдены ряд боковых ледников и из­вестные только по историческим данным перевалы Танымас (Язгулямский) и Кашал-аяк; доказана возможность сообще­ния по леднику Федченко через перевал Кашал-аяк между Алайской долиной и средним течением р. Пяндж; установлено мощное оледенение на границе Западного Памира и выявлен тот тип ледника, который имел некогда широкое распростране­ние на Памире и сыграл громадную роль в выработке со­временных памирских долин; вся «неисследованная область» Западного Памира, за исключением северо-западной части, около пика Гармо, детально заснята; по передаче рельефа эта работа отвечает точности подробных съемок в Альпах; составленная карта крупного масштаба — самая подробная из существующих карт ледниковых областей Центральной Азии, допускающая сравнительный анализ явлений морфологии и гляциологии в азиатских нагорьях и Альпах; наконец, по­ставлена интересная климатологическая проблема — объяснить условия образования и сохранения огромных масс снега и льда между двумя резко континентальными областями с кли­матом пустыни.

влияние среды на органический мир и на человека - student2.ru

Пуск шара-пилота с Каракульской метеорологической станции.

Новые астрономические пункты и триангуляционные точки закрепили точное положение ряда горных перевалов и вер­шин. Геологом Нот были собраны новые геологические данные, а минерологом А.Н. Лабунцовым описаны минералы так на­зываемых рубиновых (шпинелевых) копей на р. Пяндж. Метео­рологи экспедиции отметили особенности памирской погоды и инсоляции: по утрам огромные массы тепла излучаются солнцем на скалистую поверхность, достигая наибольшей изве­стной в пределах СССР величины в 1,75 калории на квадрат­ный сантиметр, а ночью отдача тепла охлаждает землю ниже 0° — удивительная чистота воздуха способствует силе нагрева и быстроте остывания. Несколько сот шаров-пилотов, вы­лущенных ввысь, установили законы перемещения воздуш­ных масс в высоких слоях атмосферы. Ряд интересных на­блюдений проделан на озерах: цвет воды, температура, глу­бина, колебание уровня и его изменения в прошлом подверг­лись систематическому изучению.

Многочисленные магнитные пункты покрывают теперь весь Центральный и Западный Памир, являясь основой для магнит­ной карты нагорья.

Два месяца работы радиоотряда Памирской экспедиции по­казали ту легкость, с которой при помощи простой портатив­ной аппаратуры возможно установить связь на коротких волнах как на дальних, так и на близких расстояниях. Был выяснен ми­нимум приемно-передающих средств, наименьшие высота мачты и длина антенны. Регулярные сношения экспедиции по радио с Москвой и Ленинградом и между отдельными отрядами на расстоянии всего в сотню километров служат лучшим дока­зательством достигнутых в этом направлении успехов.

Около 20000 жуков, шмелей, бабочек и других более круп­ных объектов составляют сборы Зоологического сектора. Бо­гатая коллекция пшениц и ячменей из долин Алая и горных ущелий Рушана поступила на опытные станции Института прикладной ботаники для дальнейших опытов по селекции.

Толстый словарь таджикских наречий долины Бартанга и несколько тысяч страниц записей легенд и сказок были вы­везены лингвистом Ленцем из наиболее недоступных горных районов Таджикистана.

Нельзя не отметить и чисто спортивных достижений экспеди­ции. Германскими и советскими альпинистами совершено около 30 восхождений на вершины от 5000 до 6000 метров, 7 вос­хождений на вершины выше 6000 метров и одно на пик Ленина, осуществленное 25 сентября Альвейиом, Вином и Шнейдером.

Неустанные кинооператоры умудрялись заснять все наиболее интересные моменты многосторонней жизни экспедиции как научной, так и спортивной, и полнометражный фильм работы всей экспедиции, а также ряд более коротких фильмов яви­лись результатом их энергичной деятельности.

Наши рекомендации