Для производственной и преддипломной практики
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЩИТЕ ПРАКТИК И СОСТАВЛЕНИЮ ОТЧЕТАМ
НА ГЕОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ ЮУрГУ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящие требования разработаны на основании межгосударственного стандарта ГОСТ 7.32-2001 и требований к отчетам для геологических организаций России. Требования составлены ответственным за проведение практик геологического факультета филиала ЮУрГУ в г. Миассе А.М. Юминовым. Они были обсуждены на заседании выпускающей кафедрой «Геология» и приняты на совете факультета (протокол № 19 от 22 января 2017 г.). Требования утверждены деканом геологического факультета В.А. Муфтаховым 22 января 2017 г. и являются обязательными для оформления отчетов по практике, выполняемых студентами геологического факультета ЮУрГУ.
По видам практики разделяются на учебные, производственные и преддипломные. Все виды практики закреплены в учебно-методических планах и являются обязательными составляющими учебного процесса. Цель практик состоит в закрепление теоретических знаний, полученных в процессе изучения специальных дисциплин, а также в выработке навыков работы в геологическом коллективе. Основной формой контроля всех видов практик служит отчет по практике. В нем должны содержаться систематизированные данные и результаты проведенной работы. Структурными элементами отчета являются:
- титульный лист;
- реферат;
- содержание;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
-список использованных источников;
- приложения.
Отчет по учебной практикесоставляется бригадой, где каждый студент участвует в написании отдельного раздела. Отчеты по производственной и преддипломной практикам каждым студентом пишутся и оформляются индивидуально. Все отчеты подлежит обязательному нормоконтролю.
Зачет по практике принимается комиссией, состоящей из руководителя практики и нескольких преподавателей. Для сдачи зачета студентом представляется оформленный по настоящим правилам отчет, коллекция образцов горных пород, полевые книжки, а также комплект документов, выданных до начала практики.
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ОТЧЕТА
Титульный листявляется первой страницей отчета и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа. На титульном листе приводят следующие сведения:
- наименование вышестоящей организации;
- наименование организации-исполнителя;
- наименование отчета;
- должности, ученые степени, ученые звания, фамилии и инициалы руководителей практики;
- место для оценки исполнителя;
- место и дата составления отчета.
Пример оформления титульного листа приведен в приложении А (учебная практика) и в приложении Б (производственная и преддипломная практики).
Рефератдолжен содержать:
- сведения об объеме отчета, количестве иллюстраций, таблиц, приложений, количестве использованных источников;
- перечень ключевых слов (5–15 слов или словосочетаний). Слова приводятся в именительном падеже и печатаются строчными буквами в строку через запятые;
- текст реферата (объект исследования, цель практики, методику исследований, основные результаты).
Пример составления реферата приведен в приложении В.
Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование), заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы отчета (курсовой или квалификационной работы). В коллективных работах каждый раздел сопровождается фамилией и инициалами автора (авторов), принимавших участие в его написании.
Пример составления содержания приведен в приложении Г.
Текстовое содержание отчетавключает в себя;
- введение;
- основную часть;
- заключение;
- список использованных источников.
К графическому содержанию отчета прилагаются оригиналы карт и геологических схем, вычерченные на миллиметровке или кальке, а также журнал образцов.
Отчет по практике должен иметь объем в 15–20 машинописных страниц без учета иллюстраций и оформляться в виде отдельной переплетенной брошюры.
Для учебной практики
Во введении бригадиром формулируются цели и задачи практики, приводятся описания методики проведения работ, указывается участие каждого члена бригады в коллективной работе, характеризуется общий объем выполненных исследований (общее число проведенных маршрутов, количество отобранных проб, составленных геологических схем, описаний обнажений и т. д.).
Основная часть состоит из глав, каждая из которых характеризует отдельный маршрут, закрепленный за одним студентом. В каждой главе приводится описание конкретного геологического объекта, основанное на документации полевых маршрутов и обобщения доступной геологической литературы.
В заключении указываются основные результаты работ, полученные во время практики, а также предложения по улучшению ее организации и проведения.
Список использованных источников (список литературы) включает все использованные в тексте ссылки на работы предшественников.
Графический материал. К отчету прилагаются все составленные во время практики топографические и геологические схемы, а также каталог образцов.
При составлении отчета бригады окончательно приводят в порядок каменные коллекции, полевые дневники, составляют, вычерчивают геологические схемы и разрезы, заполняют журнал (каталог) образцов.
Журнал образцов приведен в приложение Д,
ОТЧЕТ
ОТЧЕТ
Производственные экскурсии
Дата | Краткое содержание |
Приложение Л
Министерство образования и науки Российской Федерации
Южно-Уральский государственный университет
(Национальный исследовательский университет)
Филиал в г.Миассе
Геологический факультет
Кафедра геологии
ДНЕВНИК
Задание на практику
Цель практики ______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Задачи практики______________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Индивидуальное задание:_______________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Руководитель практики от предприятия:
____________________(__________________________)
Руководитель практики от ЮУрГУ:
_________________________(_________________________)
Практикант: _________________________(_________________________)
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЩИТЕ ПРАКТИК И СОСТАВЛЕНИЮ ОТЧЕТАМ
НА ГЕОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ ЮУрГУ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящие требования разработаны на основании межгосударственного стандарта ГОСТ 7.32-2001 и требований к отчетам для геологических организаций России. Требования составлены ответственным за проведение практик геологического факультета филиала ЮУрГУ в г. Миассе А.М. Юминовым. Они были обсуждены на заседании выпускающей кафедрой «Геология» и приняты на совете факультета (протокол № 19 от 22 января 2017 г.). Требования утверждены деканом геологического факультета В.А. Муфтаховым 22 января 2017 г. и являются обязательными для оформления отчетов по практике, выполняемых студентами геологического факультета ЮУрГУ.
По видам практики разделяются на учебные, производственные и преддипломные. Все виды практики закреплены в учебно-методических планах и являются обязательными составляющими учебного процесса. Цель практик состоит в закрепление теоретических знаний, полученных в процессе изучения специальных дисциплин, а также в выработке навыков работы в геологическом коллективе. Основной формой контроля всех видов практик служит отчет по практике. В нем должны содержаться систематизированные данные и результаты проведенной работы. Структурными элементами отчета являются:
- титульный лист;
- реферат;
- содержание;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
-список использованных источников;
- приложения.
Отчет по учебной практикесоставляется бригадой, где каждый студент участвует в написании отдельного раздела. Отчеты по производственной и преддипломной практикам каждым студентом пишутся и оформляются индивидуально. Все отчеты подлежит обязательному нормоконтролю.
Зачет по практике принимается комиссией, состоящей из руководителя практики и нескольких преподавателей. Для сдачи зачета студентом представляется оформленный по настоящим правилам отчет, коллекция образцов горных пород, полевые книжки, а также комплект документов, выданных до начала практики.
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ОТЧЕТА
Титульный листявляется первой страницей отчета и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа. На титульном листе приводят следующие сведения:
- наименование вышестоящей организации;
- наименование организации-исполнителя;
- наименование отчета;
- должности, ученые степени, ученые звания, фамилии и инициалы руководителей практики;
- место для оценки исполнителя;
- место и дата составления отчета.
Пример оформления титульного листа приведен в приложении А (учебная практика) и в приложении Б (производственная и преддипломная практики).
Рефератдолжен содержать:
- сведения об объеме отчета, количестве иллюстраций, таблиц, приложений, количестве использованных источников;
- перечень ключевых слов (5–15 слов или словосочетаний). Слова приводятся в именительном падеже и печатаются строчными буквами в строку через запятые;
- текст реферата (объект исследования, цель практики, методику исследований, основные результаты).
Пример составления реферата приведен в приложении В.
Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование), заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы отчета (курсовой или квалификационной работы). В коллективных работах каждый раздел сопровождается фамилией и инициалами автора (авторов), принимавших участие в его написании.
Пример составления содержания приведен в приложении Г.
Текстовое содержание отчетавключает в себя;
- введение;
- основную часть;
- заключение;
- список использованных источников.
К графическому содержанию отчета прилагаются оригиналы карт и геологических схем, вычерченные на миллиметровке или кальке, а также журнал образцов.
Отчет по практике должен иметь объем в 15–20 машинописных страниц без учета иллюстраций и оформляться в виде отдельной переплетенной брошюры.
Для учебной практики
Во введении бригадиром формулируются цели и задачи практики, приводятся описания методики проведения работ, указывается участие каждого члена бригады в коллективной работе, характеризуется общий объем выполненных исследований (общее число проведенных маршрутов, количество отобранных проб, составленных геологических схем, описаний обнажений и т. д.).
Основная часть состоит из глав, каждая из которых характеризует отдельный маршрут, закрепленный за одним студентом. В каждой главе приводится описание конкретного геологического объекта, основанное на документации полевых маршрутов и обобщения доступной геологической литературы.
В заключении указываются основные результаты работ, полученные во время практики, а также предложения по улучшению ее организации и проведения.
Список использованных источников (список литературы) включает все использованные в тексте ссылки на работы предшественников.
Графический материал. К отчету прилагаются все составленные во время практики топографические и геологические схемы, а также каталог образцов.
При составлении отчета бригады окончательно приводят в порядок каменные коллекции, полевые дневники, составляют, вычерчивают геологические схемы и разрезы, заполняют журнал (каталог) образцов.
Журнал образцов приведен в приложение Д,
Для производственной и преддипломной практики
Отчет по практике составляется в письменном виде и должен содержать сведения о конкретно выполненной студентом работе в период практики.Отчет пишется каждым студентом индивидуально и включает текстовую часть, графические приложения, а такжекомплект заполненных документов, выданных перед началом практики.
Титул отчета оформляется по образцу, приведенному в приложении Б.
В текстовую структуруотчета входят:
- введение;
- обзор литературных данных об объекте преддипломной практики и методах полевой и лабораторной работы;
- основная часть;
- заключение;
- список использованных источников.
Во введении приводятся сведения об организации, в которой проводилась практика, руководителе, сроках и конкретных работах, выполненных студентом, сформулированы цели и задачи работ, указывается объем лично выполненных исследований.
Литературный обзор (история геологического изучения) должен включать в себя сведения об объекте практики (месторождении, рудопроявлении, площади съемочных или поисковых работ). Раздел обязательно сопровождается обзорной и более детальными картами геологического строения, ссылками на работы предшественников. Использованные методики должны быть подробно описаны. В случае прохождения практики в лаборатории, эта часть состоит из описания используемых установок, их принципиальных схем, обоснования методов и подходов с их описанием.
Основная часть включает в себя описание проведенных работ с указанием вклада практиканта в общие исследования. Раздел пишется на основе систематизации собранного материала. В нем приводятся: детальное описание собранной коллекции на основе их визуального и микроскопического изучения; результаты предварительной идентификации минералов, руд, горных пород; зарисовки, схемы опробования, карты фактов, описания опорных обнажений, фотодокументация и т. п. При прохождении практики в лаборатории исходя из поставленных задач в разделе освещаются проведенные опытно-экспериментальные или диагностические работы, особенности подготовки проб для проведенных исследований, приемы обработки результатов.
В заключении показываются результаты работ, степень выполнения поставленных задач и оценка автором отчета возможности написания дипломной работы по материалам практики.
Список использованных источников (список литературы) включает все использованные в тексте ссылки на работы предшественников.
Графические приложенияк отчету оформляются на отдельных листах соответствующего формата на ватмане или в компьютерном виде. Для оформления карт желательно использовать общепринятые масштабы (кратные числам-порядкам 1; 2; 5). При использовании материалов предшественников ссылки обязательны. Легенда к карте (схеме) должна соответствовать общепринятой в геологии.
Объем отчета по практике не должен превышать 20–25 машинописных страниц без учета иллюстраций. Он оформляется в виде отдельной переплетенной брошюры.
При составлении отчета студент должен учитывать, что собранный и проанализированный им материал является базовым для написания выпускной квалификационной работы.
В комплект документов, выданных перед началом практики студенту, подлежащих обязательной сдаче, входят:
- отзыв руководителя практики от принимающей организации;
- характеристика работы практиканта предприятием (организацией)
- отзыв руководителя практики от университета;
- дневник практики.
Отзыв руководителя практики от принимающей организации должен содержать описание выполненных студентом работ, оценку уровня его теоретических знаний и умения применять их на практике. Отзыв также включает в себя характеристику работы студента, степень его самостоятельности. В отзыве руководитель выставляет оценку за практику. Отзыв заверяется личной подписью руководителя и печатью принимающей организации.
Бланк отзыва руководителя практики от принимающей организации приведен в приложение Ж,
Характеристика работы практиканта предприятием заполняется на отдельном бланке руководителем практики от предприятия. В нем по пятибальной шкале выставляются оценки практиканту за выполнение каждой из перечисленных компитенций. Также, указывается их принципиальная важность для конкретного производства. Существует возможность внести в список новую еще незаявленную компетенцию, которая, по мнению руководителя, более подходит для характеристики (контроля). Бланк заверяется печатью предприятия.
Бланк отзыва руководителя практики от принимающей организации приведен в приложение И.
Отзыв руководителя практики от университета должен содержать описание выполненных студентом работ, оценку уровня его теоретических знаний и умения применять их на практике. Отзыв также включает в себя характеристику работы студента, степень его самостоятельности. В отзыве руководитель выставляет оценку за предоставленный отчет. Отзыв заверяется личной подписью руководителя и печатью геологического факультета.
Бланк отзыва руководителя практики от университета приведен в приложение К,
Дневник практики заполняется каждым студентом персонально. В него заносятся сведения наименовании организации, сроки прибытия-окончания практики, отмечена занимаемая должность, обозначены цель и задачи практики, конкретизировано индивидуальное задание, выданное практиканту, расписан график прохождения практики, указана научно-исследовательская или рационализатрская работа студента и перечислены производственные экскурсии, на которых он побывал. Дневник практики должен быть заверен личными подписями руководителей практики от предприятия, руководителя практики от ЮУрГУ и студентом-практикантом.
Бланк дневника практики приведен в приложение Л,
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИЕМА ЗАЧЕТОВ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Зачет по учебной практикепринимается комиссией преподавателей под председательством лица, назначенного деканом. Для сдачи зачета каждая бригада представляет:
- оформленный отчет с приложенным журналом образцов;
- коллекцию образцов горных пород и руд;
- полевые книжки всех членов бригады;
- устный доклад с презентацией по материалам практики.
Каждый студент делает доклад по одному-двух из рассмотренных объектов. Каждый член бригады представляет полевой дневник, с документацией и зарисовками обнажений. Члены комиссии задают вопросы каждому члену бригады.
Комиссия рассматривает материалы и выставляет оценку каждому студенту за практику. Оценка выставляется исходя из степени участия студента в коллективной работе, качества собранной им коллекции и правильности определении, а также качества оформления отчетных материалов.
Зачет по производственной и преддипломной практике принимается комиссией преподавателей под председательством лица, назначенного деканом. Дата зачета определяется по прибытии всех студентов с практик. К указанному сроку каждый студент-практикант должен составить письменный отчет и сдать его для проверки руководителю практики от университета.
Для получения зачета необходимо представить комиссии:
- оформленный отчет по практике;
- дневник прохождения практики;
- коллекцию и журнал образцов;
- карту фактического материала или журнал проведения опытно-экспериментальных работ;
- отзыв руководителя практики от принимающей организации о работе соценкой;
- отзыв руководителя практики от университета о работе соценкой;
- краткий доклад с презентацией студента о проведенных работах с демонстрацией графических материалов и коллекции образцов.
Оценказа практику выставляет комиссией с учетом выставленных оценок в отзыве руководителей практики, оценки за отчет и оценки за доклад. Комиссия определяет возможность использования собранных материалов для написания курсовой или выпускной квалификационной работы.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТОВ ПО ПРАКТИКЕ
Отчеты выполняют на листах белой бумаги формата А4 (210×297 мм) по ГОСТ 9327–60.
Ориентация – книжная. Для широких таблиц допустима альбомная ориентация.
Параметры страницы: верхнее поле – 20 мм, нижнее поле – 20 мм (расстояние от края листа до номера страницы – 20 мм), левое поле – 30 мм, правое поле – 10 мм. Рамка и штамп на листах работы не выполняются.
Язык– русский.
Основной текст отчета должен быть набран в редакторе Microsoft Word русифицированным шрифтом Times New Roman.
Размер шрифта– 12 пт.
Межстрочный интервал:полуторный.
Красная строка абзаца набирается с отступом 1,25 см.
Выравнивание основного текста – по ширине, заголовков – по центру.
В тексте не допускаются висячие строки, то есть неполные строки в начале и конце страницы.
Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе подготовки работы, а также в результате проверки её руководителем и нормоконтролером допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой корректирующей жидкостью (корректирующим карандашом), с последующим нанесением на том же месте исправлений, близких к компьютерному формату шариковой или гелевой ручками черного цвета. Повреждения листов в работе, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста не допускаются.
Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, название изделий и другие имена собственные в работе приводят на языке оригинала. Допускается транслитерировать имена собственные и приводить названия организаций в переводе на русский язык с добавлением (при первом упоминании) оригинального названия.
Основную часть работы следует делить на части, разделы, главы, подразделы, пункты, параграфы. Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела включает номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные между собой точкой, например, 1.1, 1.2, 1.3 и т.д.
Разделы, подразделы должны иметь заголовки, которые точно и кратко отражают их содержание. Допускается не нумеровать заголовки пунктов и подпунктов. Заголовки разделов печатают прописными буквами, а заголовки подразделов – строчными. Разделам «ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ и СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ» номера не присваиваются.
Нумерация страниц работы должна быть сквозной. Номер страницы проставляется арабскими цифрами в нижнем колонтитуле (внизу страницы с выравниванием номера посередине. Первой страницей считается титульный лист. Титульный лист, реферат и оглавление включают в общую нумерацию страниц работы, но номера страниц на этих листах не проставляются.
Общепринятые графические сокращения:
- самостоятельно употребляемые сокращения: и др., и пр., и т. п., и т. о., т. е.;
- слова, сокращаемые только при географических названиях: г., д., обл., с., р.;
- слова, сокращаемые только при датах в цифровой форме: в., вв., г., гг., до н. э., н. э., ок.;
- слова, сокращаемые при числах в цифровой форме: млн, млрд, тыс., экз.;
- сокращения при внутритекстовых ссылках и сопоставлениях: гл., п., подп., разд., с. (страница), см., ср., ч.
Не допускается разделение переносами (неразрывный пробел с помощью сочетания клавиш – Shift+Ctrl+пробел):
- сокращений и аббревиатур (например, ГРЭ, ЮУрГУ, МиГео-405);
- фамилии от инициалов и инициалы друг от друга (например, И.И. Иванов):
- чисел и их наименований (например, 250 кг)
- знаков номера и параграфа и относящихся к ним чисел, (например, № 25, обр. А-21-1-б)
- обозначений пунктов перечисления и начала текста, (например, 5 Набор…).
Для обозначения интервала значений ставят:
- многоточие (например, на расстоянии 15...25 мм)
- тире без пробелов (например, длиной 5–10 м)
- предлог «от» перед первым числом и «до» – перед вторым (например, от 50 до 100 м)
- для обозначения дат и интервалов страниц используется только тире (например, в 1981–1985 гг.; с. 134–142; 45–65 мас. %).
Неразрывные пробелы (Shift+Ctrl+Space):
- фамилия от инициалов отбивается неразрывным пробелом, а между инициалами пробелы не ставятся (например, Иванов И.И.);
- пробелы и в сокращениях типа «и т. д.», «и т. п.», «т. е.»;
- цифры в записи длинных чисел (более четырех цифр) разделяются в тексте неразрывными пробелами (например, 10 000 000);
- ссылки на рисунки и таблицы (например, рисунок 1; таблица 2);
- размерности и проценты (например, 100 кПа; 23 100 руб.; 20 °С).
Точка не ставится:
- в конце заголовков и подзаголовков, отделенных от текста. Если подзаголовок является частью основного текста, в конце его ставится соответствующий знак препинания;
- в заголовках таблиц, в конце подписей под рисунками, схемами и диаграммами;
- в сокращениях названий единиц систем мер (например, га, мм, см, кг, км, с, мин, ч, млн, млрд);
- в условных сокращениях обозначений (например, в/м, б/у, х/б).
Запятая ставится при отделении десятичной дроби от целого в дробном числе (например, 3,25; 100,5).
Дефис используется только в сложных словах и не отбивается пробелами (например, светло-серый, зеленовато-желтый, медно-колчеданное).
Тире используется при указании границ диапазона и не отбивается пробелами (например, ХIХ–ХХ вв., 15–20).
К рисункам относятся все иллюстрации в работе (графики, диаграммы, схемы, карты, фотоснимки). Рисунок обязательно вставляется в таблицу с невидимыми границами. В верхнюю или правую ячейку вставляем рисунок файл в формате *.JPG; в нижнюю или правую ячейку соответственно – текст: порядковый номер, название рисунка и условные обозначения к нему (рис. 1; рис. 2).
Название рисунка состоит из его номера и наименования. Наименование может включать расшифровку обозначений, использованных в рисунке. Все рисунки нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах одного раздела. Номер рисунка состоит из порядкового номера раздела и порядкового номера рисунка в разделе, разделенных точкой. Выравнивание текста по центру, без отступов, межстрочный интервал – одинарный, размер шрифта для названия рисунка – 11 пк, для условных обозначений – 10 пк).
Рисунок 2.3. Схема траншеи Т-1 (составил Кузнецов Д.А.). 1 – почвенно-растительный слой, 2 – суглинок зелено-коричневый, 3 – журавчики, 4 – суглинок коричнево-красный, 5 – бобовник, 6 – погребенная почва, 7 – щебень крупный, 8 – кора выветривания по базальту, 9 – геологические границы, 10 – границы журавчиков, 11 – места отбора проб. |
Рисунок 1. Пример оформления рисунка в отчете. |
Рисунок 5.1. Схема геологического строения района Южно-Варшавского ультрабазитового массива (по В.М. Мосейчуку, 2009). 1 – современные аллювиальные отложения; 2 – осадочно-метаморфические отложения рымникской свиты (О1rm); 3 – вулканогенно-осадочные отложения саргазинской толщи (O1-2sr); 4 – метаморфизированные терригенно-осадочные отложения брединской свиты (С1bd); 5 – осадочные отложения биргильдинской свиты (С1br); 6 – базит-ультрабазитовые массивы: а) Южно-Варшавский, б) Гогинский; 7 – Варшавский гранитный массив; 8 –тектонические нарушения; 9-10 – надвиги; 11 – месторождения и рудопроявления хромитов; 12 – современные населённые пункты; 13 – местоположение древних поселений. | |
Рисунок 2. Пример оформления рисунка в отчете. |
На все рисунки в тексте работы должны быть ссылки. Первая ссылка имеет вид, например, «рис. 1.1»; а все последующие ссылки на этот рисунок должны иметь вид – «см. рис. 1.1».
Таблицырасполагаются непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, но не далее следующей страницы. Таблицы нумеруют арабскими цифрами. Слово «Таблица» и ее номер помешают слева над таблицей (например, Таблица 1.1). На все таблицы в тексте работы должны быть ссылки. Первая ссылка имеет вид, «таблица 1.1»; а все последующие ссылки на нее должны иметь вид – «см. таблицу 1» или «см. таблицу 1.1».
Таблица должна иметь заголовок, который помещается над таблицей после слова «Таблица» и ее номера (рис. 3).
Таблица 1.1. Средние содержания оксидов (%), микроэлементов, РЗЭ (ppm) в породах кокпектысайского комплекса.
Породы | N | SiO2 | TiO2 | Al2O3 | Fe2O3 | FeO | MnO | MgO | CaO | Na2O | K2O |
Габбро | 50.12 | 1.75 | 15.55 | 3.90 | 7.29 | 0.18 | 6.93 | 10.74 | 2.96 | 0.57 | |
Диориты | 55.12 | 1.80 | 15.36 | 5.32 | 5.85 | 0.17 | 3.95 | 8.64 | 3.64 | 0.14 | |
Кварцевые диориты | 61.21 | 0.65 | 15.31 | 3.70 | 4.95 | 0.15 | 4.89 | 5.65 | 3.38 | 0.12 | |
Гранодиориты | 68.18 | 0.33 | 14.07 | 2.35 | 3.91 | 0.11 | 1.94 | 4.98 | 4.01 | 0.13 | |
Плагиограниты | 72.73 | 0.35 | 12.99 | 1.99 | 2.30 | 0.07 | 0.99 | 3.86 | 4.44 | 0.27 | |
Граниты | 80.94 | 0.11 | 11.07 | 0.68 | 0.82 | 0.11 | 0.36 | 0.38 | 5.45 | 0.09 | |
Рисунок 3. Пример оформления таблицы в отчете. |
Заголовки граф таблицы начинают с прописных букв, а подзаголовки – со строчных букв, если они составляют одно предложение с заголовком. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишут с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе.
Если строки или графа таблицы выходят за формат страницы, таблицу делят на части, которые в зависимости от особенностей таблицы, переносят на другие листы или помещают на одном листе рядом или под первой частью, при этом в каждой части таблицы повторяют ее головку и боковик.
Слово «Таблица», ее номер и заголовок (при его наличии) указывают один раз слева над первой частью таблицы. Над другими частями пишут слова, например, «Продолжение таблицы 2.1» с указанием ее номера, а на последней странице – «Окончание таблицы 2.1». Все продолжения и окончание таблицы начинаются с повторения головки (шапки) таблицы. Графу «№ п/п» в таблицу не включают.
Формулы и уравненияследует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Обязательным является расшифровка всех применяемых символов.
Формулы в отчете следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всего отчета арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.
Пример
А=а:b | , где А – ....; а – ....; b – ....; | (1) |
В=с+е | , где B – ....; c – ....; e – ....; | (2) |
Ссылки в тексте на порядковые номера формул дается в круглых скобках (например, минимальный рентабельный дебит рассчитываем по формуле (1)).
Ссылки.В отчете (допускаются ссылки на данный документ, стандарты, технические условия и другие документы при условии, что они полностью и однозначно определяют соответствующие требования и не вызывают затруднений в пользовании документом. Ссылаться следует на документ в целом или его разделы и приложения. Ссылки на использованные источники следует приводить в квадратных скобках, с указанием первого автора и года публикации (например, [Зайков, 2017]; [Зайков и др., 2017]).
Список использованных источниковрасполагают сразу после текстовой части отчета. В нем отдельно выделяют материалы фондовой и опубликованной литературы. Алфавитный список литературы приводится в конце отчета.
Пример оформления списка использованных источников указан в приложение Е.
Приложения оформляют как продолжение данного документана последующих его листах. В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.
Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху в правом углу страницы слова «Приложение», его обозначения и степени.
Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, 3, Й, 0, Ч, Ь, Ы, Ъ.
Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц внесены в «СОДЕРЖАНИЕ».
Приложение А
Пример оформления отчета для учебной практики
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение высшего образования
«Южно-Уральский государственный университет
(национальный исследовательский университет)»
Геологический факультет
Кафедра геологии
ОТЧЕТ