Основные показатели достижения минерально-сырьевой безопасности и их пороговые значения
61. Основные показатели достижения минерально-сырьевой безопасности и их пороговые значения определяются в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 684 «Об оценке и государственном мониторинге состояния национальной безопасности Российской Федерации», которым утвержден показатель № 37 «Воспроизводство минерально-сырьевой базы (доля прироста запасов полезных ископаемых (по стратегическим видам полезных ископаемых) в общем объеме погашения запасов в недрах)». Для характеристики минерально-сырьевой безопасности каждого стратегического полезного ископаемого будет использован свой подпоказатель. Целевое и критическое значения подпоказателей для полезных ископаемых разных групп будет различным.
62. Для нефти и стратегических полезных ископаемых пятой группы (алмазы, вольфрам, золото, молибден, свинец, серебро, сурьма) целевое значение подпоказателя устанавливается на уровне 100%, а предельно допустимое (критическое или пороговое) – на уровне 75%. Достижение целевых значений подпоказателей позволит поддерживать достигнутые уровни добычи перечисленных полезных ископаемых, в том числе, нефти, на протяжении многих десятилетий. В случае падения подпоказателя до критического уровня добыча будет оставаться стабильной на протяжении лишь 10-15 лет, а затем постепенно начнет снижаться. В случае падения подпоказателя ниже критического уровня снижение добычи начнется еще раньше, через 5-10 лет.
63. Для природного горючего газа и стратегических полезных ископаемых шестой группы (германий, кобальт, медь, никель, платиноиды) целевое значение подпоказателя устанавливается на уровне 75%, а предельно допустимое – на уровне 50%. Достижение целевых значений подпоказателей позволит поддерживать достигнутые уровни добычи перечисленных полезных ископаемых на протяжении многих десятилетий. В случае падения подпоказателя до критического уровня и ниже добыча также будет оставаться стабильной на протяжении не менее 20-25 лет, и лишь затем начнет постепенно снижаться.
64. Для стратегических полезных ископаемых четвертой группы (уран, марганец, хром, титан, бокситы и др.) значения подпоказателей будут неодинаковыми.
65. В России разведаны и переданы недропользователям огромные запасы таких стратегических полезных ископаемых, как титан, цирконий, редкоземельные металлы. По разным причинам эти запасы не осваиваются, а выявление в России новых месторождений с рудами существенно лучшего качества маловероятно. Кроме того, в России отсутствуют геологические предпосылки открытия новых месторождений такого стратегического полезного ископаемого, как бокситы. А добыча многих видов стратегических полезных ископаемых (бериллий, литий, ниобий, олово, рений, скандий, тантал и др.) чрезвычайно мала в сравнении с имеющимися запасами. Во всех этих случаях главной задачей государства является не наращивание сырьевой базы, а ввод в промышленный оборот уже разведанных запасов. В связи с этим целевое и предельно допустимое значения подпоказателей для перечисленных полезных ископаемых устанавливаются на уровне 0%.
66. Уран, марганец и хром востребованы российской промышленностью, в то время как их разведанные запасы недостаточны, хотя перспективы открытия в нашей стране новых месторождений с качественными рудами имеются при условии разработки новых методик и технологий прогнозирования и поисков. В связи с этим целевое значение подпоказателей для перечисленных полезных ископаемых устанавливается на уровне 100%. В связи с низкой вероятностью выявления новых месторождений перечисленных полезных ископаемых в ближайшие годы предельно допустимое значение подпоказателя устанавливается на уровне 50%. Достижение целевых значений подпоказателей позволит постепенно наращивать добычу и избавляться от импорта, а в случае падения подпоказателей до критического уровня и ниже добыча, как и в настоящее время, лишь частично будет удовлетворять внутренний спрос.
67. Учитывая отраслевую специфику, для сглаживания неизбежных флуктуаций, связанных с циклическим характером открытия месторождений, расчет подпоказателей необходимо проводить, используя средние приросты и погашения запасов за последние 10 лет.
68. Таким образом, минерально-сырьевую безопасность Российской Федерации в отношении полезных ископаемых второй и шестой групп можно считать полностью обеспеченной; в отношении полезных ископаемых первой и пятой групп – частично обеспеченной; а в отношении полезных ископаемых четвертой группы в настоящее время не обеспеченной (Приложение 1).
69. Рост уровня обеспеченности минерально-сырьевой безопасности Российской Федерации в отношении всех групп полезных ископаемых, а также рост уровня обеспеченности внутренних и экспортных потребностей России добычей полезных ископаемых четвертой группы достигается реализацией мероприятий, запланированных данной Стратегией.
Заключительные положения
70. Реализация настоящей Стратегии позволит в период до 2030 года улучшить состояние МСБ многих дефицитных и сохранить высокое качество МСБ недефицитных полезных ископаемых. В соответствии с задачами и мероприятиями, сформулированными в Стратегии, необходимо переработать подпрограмму 1 «Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр», государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 322.
71. Финансирование мероприятий, предусмотренных данной Стратегией, будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. За счет средств федерального бюджета будет осуществляться финансирование региональных, научных и тематических геологических исследований и, частично, работ, выполняемых в рамках государственно-частного партнерства. Финансирование за счет средств федерального бюджета поисковых и оценочных работ, непосредственно ориентированных на воспроизводство МСБ, будет постепенно сокращаться вплоть до полного прекращения в 2021 году. За счет средств региональных бюджетов будет проводиться значительная часть работ на подземные воды и регионально дефицитные виды полезных ископаемых. За счет средств внебюджетных источников будет проводится практически весь объем поисковых, оценочных и разведочных работ, непосредственно ориентированных на воспроизводство МСБ.
72. Стратегия будет реализована в два этапа. На первом этапе (2017-21 гг.) предусматривается создание основных нормативно-правовых и экономических механизмов, способствующих росту инвестиционной привлекательности российских недр; изменение направлений работ за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями данной Стратегии. В конце первого этапа Стратегия должна быть актуализирована, исходя из достигнутых результатов и проблем, выявившихся в ходе ее реализации. На втором этапе (2022-30 гг.) необходимо достичь уровня инвестиционной привлекательности российских недр, сопоставимого с уровнем развитых сырьевых стран (Канада, Австралия и др.).
73. Координация работ по реализации данной Стратегии возлагается на Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Задачами координатора являются организация системы мониторинга, анализ, оценка, предоставление в Правительство Российской Федерации отчетов о результатах реализации Стратегии и предложений по ее актуализации.
Приложение 1. Распределение полезных ископаемых по группам
1 группа. Нефть; растворенный нефтяной газ
2 группа. Газ свободный; конденсат
3 группа. Питьевые и технические подземные воды
4 группа. Бериллий, бокситы, висмут, графит, каолин, литий, марганцевые руды, ниобий, олово, плавиковый шпат, редкоземельные металлы, рений, скандий, тантал, титан, уран, хромовые руды, цирконий.
5 группа. Алмазы, барит, вольфрам, золото, кадмий, молибден, свинец, серебро, сурьма, цинк.
6 группа. Апатитовые руды, бентонитовые глины, борные руды, ванадий, германий, гипс и ангидрит, глины тугоплавкие, железные руды, известняки флюсовые, калийные соли, кобальт, медь, нефелиновые руды, никель, перлитовое сырье, платиноиды, поваренная соль, сульфат натрия, тальк и тальковый камень, уголь, формовочные материалы, фосфоритовые руды, хризотил-асбест, цементное сырье.
Приложение 2. Таблица соответствия «Задачи – мероприятия»
Группа ПИ | Задачи | Мероприятия |
1.1. Вовлечение в оборот ранее открытых, разведанных, но не разрабатываемых месторождений и залежей с ТрИЗ нефти | 36, 37, 38, 40 | |
1.2. Изучение и вовлечение в оборот глубоких нефтеносных горизонтов, мелких и истощенных месторождений в старых добычных регионах с развитой инфраструктурой | 36, 39, 40, 48 | |
1.3. Геологическое изучение и поэтапное освоение новых перспективных регионов добычи | 33, 34, 35, 36, 48 | |
2.1. Стимулировать максимально полное извлечение запасов низконапорного газа в традиционных районах добычи | 36, 37, 39, 40, 48 | |
2.2. В среднесрочной перспективе - освоение уже разведанных запасов «жирного» газа, содержащего значительную примесь тяжелых гомологов метана. | 36, 38, 40 | |
2.3. В долгосрочной перспективе - геологическое изучение и поэтапное освоение новых регионов, прежде всего, богатого газом Арктического шельфа | 33, 34, 35, 36, 48 | |
3.1. Наращивание МСБ подземных вод в густонаселенных районах России | 33, 35, 36, 44 | |
3.2. Сохранение имеющихся ресурсов и запасов от деградации, обусловленной хозяйственной деятельностью | 39, 40, 42, 43 | |
4.1. Поддержание добычи на действующих рудниках, в том числе за счет выявления и отработки новых небольших месторождений-спутников | 36, 39, 40, 48 | |
4.2. Вовлечение в эксплуатацию наиболее качественной части неразрабатываемых запасов распределенного и нераспределенного фонда недр | 36, 38, 40, 48 | |
4.3. Приобретение и разработка месторождений качественных руд за пределами России с последующей поставкой сырья на отечественные предприятия | 34, 45 | |
4.4. В долгосрочной перспективе - разработка и использование принципиально новых технологий прогнозирования и поисков новых типов месторождений с качественными рудами | 33, 35, 40 | |
5.1. Постепенный ввод в разработку уже разведанных запасов неразрабатываемых месторождений | 36, 38, 40, 48 | |
5.2. Выявление и ввод в эксплуатацию новых месторождений сопоставимого качества | 33, 35, 36, 40, 48 | |
6.1. Мониторинг состояния МСБ и принятие необходимых мер с тем, чтобы ее параметры не достигали критических значений | 33, 35 | |
6.2. Ликвидация региональных дисбалансов состояния и использования МСБ с включением механизмов отраслевого регулирования | 46, 47 |
[1] В рамках данной Стратегии нефть рассматривается без конденсата, так как запасы и ресурсы конденсата связаны с месторождениями свободного газа. А с нефтью связаны запасы и ресурсы растворенного газа, сырьевая база которого будет развиваться параллельно с МСБ нефти.
[2] В рамках данной Стратегии рассматривается именно свободный газ, без растворенного нефтяного газа, запасы и ресурсы которого непосредственно связаны с месторождениями нефти. А со свободным газом связаны запасы и ресурсы конденсата, сырьевая база которого будет развиваться параллельно с МСБ свободного газа.