Стратегические приоритеты, цели и задачи государственного управления в сфере обеспечения минерально-сырьевой безопасности Российской Федерации

29. При наличии мощной МСБ, включающей несколько десятков тысяч месторождений и рудопроявлений практически всех известных видов полезных ископаемых, и с учетом складывающихся политических и экономических реалий стратегическим приоритетом Российской Федерации в сфере развития МСБ на долгосрочную перспективу должен стать переход от комбинации моделей массированного экспорта и минерально-сырьевого самообеспечения к современной комбинированной модели, которая представляет собой экономически обоснованный баланс между достаточным внутренним потреблением, значительным экспортом и необходимым импортом минерального сырья, достигаемый на базе рационального использования потенциала недр. Для каждой из выделенных групп полезных ископаемых этот баланс будет выглядеть по-своему. Такая модель реализована в настоящее время в Канаде и Австралии и предполагает наличие мощных сырьевого, индустриального и постиндустриального секторов экономики.

30. Стратегической целью государственного управления в сфере воспроизводства МСБ России является устойчивое обеспечение отечественной экономики минеральным сырьем в связке с решением общественно значимых геополитических (присутствие в удаленных районах) и социальных (занятость населения) задач.

31. Для обеспечения минерально-сырьевой безопасности Российской Федерации, развития ее МСБ, достижения заявленных целей и стратегических приоритетов необходимо решить следующие задачи.

· Группа 1. В соответствии с проектом Энергетической стратегии Российской Федерации ежегодная добыча нефти с газовым конденсатом должна поддерживаться на уровне 525 млн т (без конденсата – порядка 500 млн т) с возможностью ее увеличения в случае благоприятной конъюнктуры. Для поддержания добычи на указанном уровне в долгосрочной перспективе необходимо решение следующих задач. Во-первых, вовлечение в оборот ранее открытых, разведанных, но не разрабатываемых месторождений и залежей с ТрИЗ нефти, связанными с баженовской свитой, доманиковым горизонтом и их аналогами. Во-вторых, изучение и вовлечение в оборот глубоких нефтеносных горизонтов, мелких и истощенных месторождений в старых добычных регионах с развитой инфраструктурой. Третьим стратегическим направлением развития МСБ нефти является геологическое изучение и поэтапное освоение новых перспективных районов добычи, расположенных в пределах Тимано-Печорской, Западно-Сибирской, Волго-Уральской, Прикаспийской, Лено-Тунгусской, Енисей-Анабарской провинций, а также на Арктическом и Дальневосточном шельфах Российской Федерации.

· Группа 2. В соответствии с проектом Энергетической стратегии Российской Федерации в период до 2030 г. должна быть решена задача диверсификации экспорта газа на основе увеличения производства сжиженного газа в пять раз и роста экспорта на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона в 8-9 раз. Для этого потребуется нарастить годовую добычу до 800 млрд куб.м и более. В традиционных районах добычи необходимо решить задачу максимально полного извлечения запасов низконапорного газа из старых месторождений, в среднесрочной перспективе – ввести в эксплуатацию уже разведанные запасы «жирного» газа, содержащие значительную примесь тяжелых гомологов метана. В долгосрочной перспективе для поддержания добычи свободного газа на уровне 800 млрд куб.м и более потребуется проводить геологическое изучение и поэтапное освоение новых районов, прежде всего, богатого газом Арктического шельфа.

· Группа 3. Подземные воды являются весьма специфическим полезным ископаемым; главными задачами здесь являются наращивание МСБ в густонаселенных районах России, а также сохранение имеющихся ресурсов и запасов от деградации, обусловленной хозяйственной деятельностью. Для этого необходимо не только увеличивать объемы ГРР, но и ужесточать требования к потребителям подземных вод, горным и другим крупным промышленным предприятиям.

· Группа 4. Поскольку обнаружение в России новых крупных месторождений дефицитных полезных ископаемых с качественными рудами и в благоприятной инфраструктурной обстановке при использовании традиционных методов прогнозирования и поисков очень маловероятно, смягчить их дефицит в обозримой перспективе можно тремя путями. Во-первых, за счет поддержания добычи на действующих рудниках в старых горнорудных районах, эксплуатируемых сегодня на пределе рентабельности, в том числе за счет выявления и отработки новых небольших месторождений-спутников. Во-вторых, за счет вовлечения в эксплуатацию наиболее качественной части неразрабатываемых запасов распределенного и нераспределенного фонда недр. Для решения этой задачи может потребоваться разработка новых технологий передела руд. В-третьих, за счет приобретения и разработки месторождений качественных руд за пределами России с последующей поставкой сырья на отечественные предприятия. В долгосрочной перспективе необходимо ориентироваться на разработку и использование принципиально новых технологий прогнозирования и поисков, что позволит выявить новые типы месторождений с качественными рудами и за счет их разработки обеспечить часть потребностей страны в дефицитных полезных ископаемых.

· Группа 5. Поддержание и даже наращивание добычи недефицитных полезных ископаемых с ограниченной обеспеченностью запасами в долгосрочной перспективе вполне возможно, во-первых, за счет постепенного ввода в разработку уже разведанных запасов неразрабатываемых месторождений, а во-вторых, за счет выявления и ввода в эксплуатацию новых месторождений сопоставимого качества.

· Группа 6. Уже созданная в России МСБ полезных ископаемых этой группы настолько велика, что, несмотря на значительные объемы добычи, позволяет поддерживать и наращивать достигнутый уровень производства на протяжении многих десятилетий. При этом, несмотря на высокую обеспеченность запасами по России в целом, в некоторых регионах наблюдается дефицит полезных ископаемых данной группы. По отношению к полезным ископаемым этой группы главной задачей является мониторинг состояния МСБ и принятие необходимых мер с тем, чтобы ее параметры не достигали критических значений. Вторая задача – это ликвидация региональных дисбалансов состояния и использования МСБ с включением механизмов отраслевого регулирования.

32. Для решения сформулированных выше задач в части развития МСБ нефти, природного газа, подземных вод, твердых полезных ископаемых будет реализован комплекс мероприятий, направленных на обеспечение минерально-сырьевой безопасности Российской Федерации и повышение конкурентоспособности российского минерально-сырьевого комплекса. Состав мероприятий применительно к каждой группе полезных ископаемых будет меняться в зависимости от степени их дефицитности, обеспеченности добычи запасами, востребованности рынком, геологических перспектив выявления новых месторождений. Многие мероприятия окажутся актуальными по отношению ко всем группам полезных ископаемых, но в приложении к каждому конкретному полезному ископаемому будут иметь свою специфику. Таблица соответствия задач в сфере развития МСБ Российской Федерации и соответствующих мероприятий приведена в приложении 2.

Наши рекомендации