Стратегия развития минерально-сырьевой базы российской федерации
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
До 2030 года
Москва, 2016
Общие положения
1. Минерально-сырьевой комплекс является одним из наиболее экономически устойчивых и социально значимых секторов российской экономики, основным донором бюджетной системы страны и главным источником средств для перевода отечественной промышленности на новый технологический уклад. В перспективе, даже при условии ухода от сырьевой модели развития экономики, значение минерального сырья для России не уменьшится. С ростом уровня жизни будет увеличиваться и удельное потребление энергии, металлов и других полезных ископаемых.
2. Фундаментом российской минерально-сырьевого комплекса является минерально-сырьевая база (МСБ) – совокупность разведанных и оцененных запасов, локализованных и прогнозных ресурсов полезных ископаемых. Отличительными чертами МСБ России являются ее масштаб и комплексность. В недрах нашей страны выявлены практически все известные в мире полезные ископаемые. Россия является одним из мировых лидеров по запасам, добыче и экспорту природного газа, нефти, углей, железных руд, никеля, платиноидов, золота и многих других полезных ископаемых. С другой стороны, в России ощущается острый недостаток запасов ограниченного числа стратегических полезных ископаемых, таких как, марганцевые и хромовые руды, бокситы и др.
3. В процессе добычи минерального сырья расходуются разведанные запасы полезных ископаемых в недрах, поэтому в долгосрочной перспективе устойчивая работа добывающих отраслей возможна лишь в том случае, если развитие МСБ идет непрерывно и вновь выявляемые запасы компенсируют погашенные при добыче. При этом нарушение оптимального баланса между локализацией прогнозных ресурсов, приростом запасов и добычей полезных ископаемых нежелательно в любую сторону. Дефицит запасов ведет к снижению объемов выпуска сырьевой продукции, а значит и к негативным последствиям для экономики страны и ее социальной сферы. Переизбыток запасов свидетельствует о неэффективном инвестировании, когда возврат средств, вложенных в поиски и разведку месторождений, откладывается на далекую перспективу.
4. Стратегия развития МСБ Российской Федерации (далее – Стратегия) представляет собой целостную совокупность долгосрочных приоритетов, целей, основных задач государственного управления в сфере геологического изучения недр и воспроизводства МСБ России, а также мероприятий, ориентированных на решение поставленных задач.
5. Стратегия ориентирована на обеспечение национальной минерально-сырьевой безопасности Российской Федерации, которая является неотъемлемой частью экономической и энергетической безопасности и достигается установлением оптимального баланса между добычей, разрабатываемыми, резервными запасами и прогнозными ресурсами всех видов полезных ископаемых. Параметры национальной минерально-сырьевой безопасности Российской Федерации определяются с учетом текущего состояния МСБ, имеющихся проблем и тенденций ее развития, которые проявляются и меняются на фоне глобализации мировой экономики и обострения конкуренции на международных рынках минерального сырья, сервисных услуг и капитала.
6. Стратегия разработана в соответствии рекомендациями Совета Безопасности Российской Федерации (протокол от 02.12.2015 г.), требованиями Федерального закона № 172-ФЗ от 28.06.2014 г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и с учетом официальных документов стратегического планирования и прогнозирования, главными из которых являются:
· Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683.
· Стратегия развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. №1039-р.
· Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (новая редакция), утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации Д.А.Медведевым 14 мая 2015 г.
· Постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».
· Перечень основных видов минерального сырья, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 января 1996 № 50-р.
· Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».
· Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».
· Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
· «Основы государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования», утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2003 г. № 494-р.
· Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденный Правительством Российской Федерации 3 января 2014 г.
· Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период (письмо Минэкономразвития России в Минэнерго России № 15339-АВ/ДОЗи от 10 июня 2015 г.).
· Проект энергетической стратегии России на период до 2035 года (письмо Минэнерго России в Правительство Российской Федерации № АН-11098/02 от 30.09.2015).
· Генеральная схема развития нефтяной отрасли на период до 2020 года, утвержденная приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 6 июня 2011 г. № 212;
· Генеральная схема развития газовой отрасли на период до 2030 года, утвержденная приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 6 июня 2011 г. № 213;
· Стратегия развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года, утвержденная приказом Минпромторга России и Минэнерго России от 8 апреля 2014 г. № 651/172);
· Стратегия развития черной и цветной металлургии России на 2014-2020 годы и на перспективу до 2030 года, утвержденная приказом Минпромторга России от 05 мая 2014 г. N 839.
· Стратегия развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2016 г. № 868-р
· Подпрограмма 1 «Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 № 322.
· Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года, подготовленный Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации и Институтом энергетических исследований РАН, 2013 г.
· Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденный Правительством Российской Федерации 23 марта 2013 г.
· Annual Energy Outlook 2015 with projection to 2040. U.S. Energy Information Administration.
· Mining & Metals Scenarios to 2030. World Economic Forum. Geneva, 2010.
· World Energy Outlook 2015 (Released on 10 November 2015). International Energy Agency.
7. В ходе работы над Стратегией были проанализированы все учитываемые государственной статистикой виды полезных ископаемых, прежде всего, стратегические. Они были разбиты на шесть групп в системе координат дефицитные–недефицитные на российском рынке и высокая–низкая обеспеченность текущей добычи запасами. Кроме того, перспективы выявления в России новых месторождений мирового класса разных полезных ископаемых будут различными. Стратегические подходы к воспроизводству МСБ каждой группы полезных ископаемых будут существенно разными. Регионы России также значительно отличаются друг от друга по сырьевому потенциалу, поэтому стратегии развития их МСБ тоже будут различными.
8. При работе над Стратегией учтена возможность реализации разных сценариев развития российской экономики. Перечень мероприятий, ориентированных на развитие МСБ России, при любом сценарии будет оставаться неизменным, при этом состав и объем работ, выполняемых в рамках того или иного мероприятия, может существенно варьировать. По мере разработки и утверждения параметров социально-экономического развития Российской Федерации и ее отдельных регионов, стратегий развития отраслей промышленности, потребляющих минеральное сырье, в данную Стратегию и выработанную на ее основе Государственную программу будут вноситься необходимые изменения.
Заключительные положения
70. Реализация настоящей Стратегии позволит в период до 2030 года улучшить состояние МСБ многих дефицитных и сохранить высокое качество МСБ недефицитных полезных ископаемых. В соответствии с задачами и мероприятиями, сформулированными в Стратегии, необходимо переработать подпрограмму 1 «Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр», государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 322.
71. Финансирование мероприятий, предусмотренных данной Стратегией, будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. За счет средств федерального бюджета будет осуществляться финансирование региональных, научных и тематических геологических исследований и, частично, работ, выполняемых в рамках государственно-частного партнерства. Финансирование за счет средств федерального бюджета поисковых и оценочных работ, непосредственно ориентированных на воспроизводство МСБ, будет постепенно сокращаться вплоть до полного прекращения в 2021 году. За счет средств региональных бюджетов будет проводиться значительная часть работ на подземные воды и регионально дефицитные виды полезных ископаемых. За счет средств внебюджетных источников будет проводится практически весь объем поисковых, оценочных и разведочных работ, непосредственно ориентированных на воспроизводство МСБ.
72. Стратегия будет реализована в два этапа. На первом этапе (2017-21 гг.) предусматривается создание основных нормативно-правовых и экономических механизмов, способствующих росту инвестиционной привлекательности российских недр; изменение направлений работ за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями данной Стратегии. В конце первого этапа Стратегия должна быть актуализирована, исходя из достигнутых результатов и проблем, выявившихся в ходе ее реализации. На втором этапе (2022-30 гг.) необходимо достичь уровня инвестиционной привлекательности российских недр, сопоставимого с уровнем развитых сырьевых стран (Канада, Австралия и др.).
73. Координация работ по реализации данной Стратегии возлагается на Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Задачами координатора являются организация системы мониторинга, анализ, оценка, предоставление в Правительство Российской Федерации отчетов о результатах реализации Стратегии и предложений по ее актуализации.
Приложение 1. Распределение полезных ископаемых по группам
1 группа. Нефть; растворенный нефтяной газ
2 группа. Газ свободный; конденсат
3 группа. Питьевые и технические подземные воды
4 группа. Бериллий, бокситы, висмут, графит, каолин, литий, марганцевые руды, ниобий, олово, плавиковый шпат, редкоземельные металлы, рений, скандий, тантал, титан, уран, хромовые руды, цирконий.
5 группа. Алмазы, барит, вольфрам, золото, кадмий, молибден, свинец, серебро, сурьма, цинк.
6 группа. Апатитовые руды, бентонитовые глины, борные руды, ванадий, германий, гипс и ангидрит, глины тугоплавкие, железные руды, известняки флюсовые, калийные соли, кобальт, медь, нефелиновые руды, никель, перлитовое сырье, платиноиды, поваренная соль, сульфат натрия, тальк и тальковый камень, уголь, формовочные материалы, фосфоритовые руды, хризотил-асбест, цементное сырье.
Приложение 2. Таблица соответствия «Задачи – мероприятия»
Группа ПИ | Задачи | Мероприятия |
1.1. Вовлечение в оборот ранее открытых, разведанных, но не разрабатываемых месторождений и залежей с ТрИЗ нефти | 36, 37, 38, 40 | |
1.2. Изучение и вовлечение в оборот глубоких нефтеносных горизонтов, мелких и истощенных месторождений в старых добычных регионах с развитой инфраструктурой | 36, 39, 40, 48 | |
1.3. Геологическое изучение и поэтапное освоение новых перспективных регионов добычи | 33, 34, 35, 36, 48 | |
2.1. Стимулировать максимально полное извлечение запасов низконапорного газа в традиционных районах добычи | 36, 37, 39, 40, 48 | |
2.2. В среднесрочной перспективе - освоение уже разведанных запасов «жирного» газа, содержащего значительную примесь тяжелых гомологов метана. | 36, 38, 40 | |
2.3. В долгосрочной перспективе - геологическое изучение и поэтапное освоение новых регионов, прежде всего, богатого газом Арктического шельфа | 33, 34, 35, 36, 48 | |
3.1. Наращивание МСБ подземных вод в густонаселенных районах России | 33, 35, 36, 44 | |
3.2. Сохранение имеющихся ресурсов и запасов от деградации, обусловленной хозяйственной деятельностью | 39, 40, 42, 43 | |
4.1. Поддержание добычи на действующих рудниках, в том числе за счет выявления и отработки новых небольших месторождений-спутников | 36, 39, 40, 48 | |
4.2. Вовлечение в эксплуатацию наиболее качественной части неразрабатываемых запасов распределенного и нераспределенного фонда недр | 36, 38, 40, 48 | |
4.3. Приобретение и разработка месторождений качественных руд за пределами России с последующей поставкой сырья на отечественные предприятия | 34, 45 | |
4.4. В долгосрочной перспективе - разработка и использование принципиально новых технологий прогнозирования и поисков новых типов месторождений с качественными рудами | 33, 35, 40 | |
5.1. Постепенный ввод в разработку уже разведанных запасов неразрабатываемых месторождений | 36, 38, 40, 48 | |
5.2. Выявление и ввод в эксплуатацию новых месторождений сопоставимого качества | 33, 35, 36, 40, 48 | |
6.1. Мониторинг состояния МСБ и принятие необходимых мер с тем, чтобы ее параметры не достигали критических значений | 33, 35 | |
6.2. Ликвидация региональных дисбалансов состояния и использования МСБ с включением механизмов отраслевого регулирования | 46, 47 |
[1] В рамках данной Стратегии нефть рассматривается без конденсата, так как запасы и ресурсы конденсата связаны с месторождениями свободного газа. А с нефтью связаны запасы и ресурсы растворенного газа, сырьевая база которого будет развиваться параллельно с МСБ нефти.
[2] В рамках данной Стратегии рассматривается именно свободный газ, без растворенного нефтяного газа, запасы и ресурсы которого непосредственно связаны с месторождениями нефти. А со свободным газом связаны запасы и ресурсы конденсата, сырьевая база которого будет развиваться параллельно с МСБ свободного газа.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
До 2030 года
Москва, 2016
Общие положения
1. Минерально-сырьевой комплекс является одним из наиболее экономически устойчивых и социально значимых секторов российской экономики, основным донором бюджетной системы страны и главным источником средств для перевода отечественной промышленности на новый технологический уклад. В перспективе, даже при условии ухода от сырьевой модели развития экономики, значение минерального сырья для России не уменьшится. С ростом уровня жизни будет увеличиваться и удельное потребление энергии, металлов и других полезных ископаемых.
2. Фундаментом российской минерально-сырьевого комплекса является минерально-сырьевая база (МСБ) – совокупность разведанных и оцененных запасов, локализованных и прогнозных ресурсов полезных ископаемых. Отличительными чертами МСБ России являются ее масштаб и комплексность. В недрах нашей страны выявлены практически все известные в мире полезные ископаемые. Россия является одним из мировых лидеров по запасам, добыче и экспорту природного газа, нефти, углей, железных руд, никеля, платиноидов, золота и многих других полезных ископаемых. С другой стороны, в России ощущается острый недостаток запасов ограниченного числа стратегических полезных ископаемых, таких как, марганцевые и хромовые руды, бокситы и др.
3. В процессе добычи минерального сырья расходуются разведанные запасы полезных ископаемых в недрах, поэтому в долгосрочной перспективе устойчивая работа добывающих отраслей возможна лишь в том случае, если развитие МСБ идет непрерывно и вновь выявляемые запасы компенсируют погашенные при добыче. При этом нарушение оптимального баланса между локализацией прогнозных ресурсов, приростом запасов и добычей полезных ископаемых нежелательно в любую сторону. Дефицит запасов ведет к снижению объемов выпуска сырьевой продукции, а значит и к негативным последствиям для экономики страны и ее социальной сферы. Переизбыток запасов свидетельствует о неэффективном инвестировании, когда возврат средств, вложенных в поиски и разведку месторождений, откладывается на далекую перспективу.
4. Стратегия развития МСБ Российской Федерации (далее – Стратегия) представляет собой целостную совокупность долгосрочных приоритетов, целей, основных задач государственного управления в сфере геологического изучения недр и воспроизводства МСБ России, а также мероприятий, ориентированных на решение поставленных задач.
5. Стратегия ориентирована на обеспечение национальной минерально-сырьевой безопасности Российской Федерации, которая является неотъемлемой частью экономической и энергетической безопасности и достигается установлением оптимального баланса между добычей, разрабатываемыми, резервными запасами и прогнозными ресурсами всех видов полезных ископаемых. Параметры национальной минерально-сырьевой безопасности Российской Федерации определяются с учетом текущего состояния МСБ, имеющихся проблем и тенденций ее развития, которые проявляются и меняются на фоне глобализации мировой экономики и обострения конкуренции на международных рынках минерального сырья, сервисных услуг и капитала.
6. Стратегия разработана в соответствии рекомендациями Совета Безопасности Российской Федерации (протокол от 02.12.2015 г.), требованиями Федерального закона № 172-ФЗ от 28.06.2014 г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и с учетом официальных документов стратегического планирования и прогнозирования, главными из которых являются:
· Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683.
· Стратегия развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. №1039-р.
· Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (новая редакция), утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации Д.А.Медведевым 14 мая 2015 г.
· Постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».
· Перечень основных видов минерального сырья, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 января 1996 № 50-р.
· Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».
· Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».
· Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
· «Основы государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования», утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2003 г. № 494-р.
· Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденный Правительством Российской Федерации 3 января 2014 г.
· Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период (письмо Минэкономразвития России в Минэнерго России № 15339-АВ/ДОЗи от 10 июня 2015 г.).
· Проект энергетической стратегии России на период до 2035 года (письмо Минэнерго России в Правительство Российской Федерации № АН-11098/02 от 30.09.2015).
· Генеральная схема развития нефтяной отрасли на период до 2020 года, утвержденная приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 6 июня 2011 г. № 212;
· Генеральная схема развития газовой отрасли на период до 2030 года, утвержденная приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 6 июня 2011 г. № 213;
· Стратегия развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года, утвержденная приказом Минпромторга России и Минэнерго России от 8 апреля 2014 г. № 651/172);
· Стратегия развития черной и цветной металлургии России на 2014-2020 годы и на перспективу до 2030 года, утвержденная приказом Минпромторга России от 05 мая 2014 г. N 839.
· Стратегия развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2016 г. № 868-р
· Подпрограмма 1 «Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 № 322.
· Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года, подготовленный Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации и Институтом энергетических исследований РАН, 2013 г.
· Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденный Правительством Российской Федерации 23 марта 2013 г.
· Annual Energy Outlook 2015 with projection to 2040. U.S. Energy Information Administration.
· Mining & Metals Scenarios to 2030. World Economic Forum. Geneva, 2010.
· World Energy Outlook 2015 (Released on 10 November 2015). International Energy Agency.
7. В ходе работы над Стратегией были проанализированы все учитываемые государственной статистикой виды полезных ископаемых, прежде всего, стратегические. Они были разбиты на шесть групп в системе координат дефицитные–недефицитные на российском рынке и высокая–низкая обеспеченность текущей добычи запасами. Кроме того, перспективы выявления в России новых месторождений мирового класса разных полезных ископаемых будут различными. Стратегические подходы к воспроизводству МСБ каждой группы полезных ископаемых будут существенно разными. Регионы России также значительно отличаются друг от друга по сырьевому потенциалу, поэтому стратегии развития их МСБ тоже будут различными.
8. При работе над Стратегией учтена возможность реализации разных сценариев развития российской экономики. Перечень мероприятий, ориентированных на развитие МСБ России, при любом сценарии будет оставаться неизменным, при этом состав и объем работ, выполняемых в рамках того или иного мероприятия, может существенно варьировать. По мере разработки и утверждения параметров социально-экономического развития Российской Федерации и ее отдельных регионов, стратегий развития отраслей промышленности, потребляющих минеральное сырье, в данную Стратегию и выработанную на ее основе Государственную программу будут вноситься необходимые изменения.