Лекция 4. Время и геология

АНАНЬЕВ С.А

ОБЩАЯ ГЕОЛОГИЯ

Рисунки и таблицы

К конспекту лекций

Лекция 1. Предмет и задачи геологии, объекты геологических исследований. Методология геологии

План

1. Введение: геология - наука о Земле.

2. Место геологии в ряду естественных наук. Науки, на которые подразделяется современная геология.

3. Объекты и задачи геологических исследований.

4. Методология геологии: наблюдение, гипотеза, эксперимент, их роль и место в исследованиях. Прямые и косвенные методы изучения земных недр. Общие и частные методы в геологии.

5. Основные этапы в развитии геологии. Борьба катастрофизма и эволюционизма, нептунизма и плутонизма. Зарождение и становление геологии в России. Роль российских исследователей и вклад их в геологическую науку.

Лекция 4. Время и геология - student2.ru

Рис.1. Выработки древних рудокопов (предполагаемых возраст 700 лет) на месторождении благородной шпинели Кухилал. Ю-З. Памир (фото С.А. Ананьева).

Лекция 4. Время и геология - student2.ru

Рис. 2. Горные выработки эпохи Возрождения в Рудных горах Германии, Фрайберг (фото С.А. Ананьева).

Лекция 2. Представления о возникновении Вселенной, галактик и

планетарных систем

План

1. Современные представления о Вселенной и галактиках.

2. Теория Большого Взрыва.

3. Гипотеза нулевой Вселенной (Кэри).

Лекция 4. Время и геология - student2.ru

Рис. 3. Галактика в поперечном разрезе (а) и в плане (б). Большая часть материи сосредоточена в центре и в спиральных рукавах, но, кроме того, имеются шарообразные звездные скопления, состоящие из многих звезд, которые образуют сферическое "гало". Приблизительное положение Солнца в Галактике показано крестиком (из работы Д. Брауна, А. Массет, 1984).

Лекция 4. Время и геология - student2.ru

Рис. 4 а . Один из вариантов отображения истории Вселенной.

Лекция 4. Время и геология - student2.ru

Рис. 4 б. Второй вариант истории Вселенной в соответствии моделью «Большого взрыва» (из статьи С. Рубина «Мир, рожденный из ничего», журнал Вокруг Света).

Лекция 4. Время и геология - student2.ru

Рис. 5. Современные сценарии развития нашей Вселенной (из статьи С.Рубина «Мир, рожденный из ничего», журнал Вокруг Света).

Лекция 4. Время и геология - student2.ru

Рис. 6. Схема распределения сил и положение «нуля» Ньютона-Хаббла во Вселенной по У. Кэри.

Лекция 3. Строение солнечной системы и сравнительная характеристика планет

План

1. Земля как космическое тело. Строение солнечной системы и сравнительная характеристика планет.

2. Метеориты и роль их изучения в познании Земли.

3. Космогонические гипотезы о происхождении Солнечной системы – эволюционные (Канта-Лапласа, Шмидта, Фесенкова, Ларина), катастрофические (Джинса, Мультона, Чемберлина).

4. Современное представление о происхождении Солнечной системы и планеты Земля.

Лекция 4. Время и геология - student2.ru

Рис. 7. Внутренняя структура Солнца (из работы Н.В.Короновского, 2002).

Лекция 4. Время и геология - student2.ru

Рис. 8.Относительные размеры Солнца, планет и их спутников. Показаны только семь самых крупных спутников, остальные выглядели бы на этой схеме просто точками. Показана ориентировка осей вращения планет (если она известна). Расстояние между телами - не в масштабе. (Плоскости орбит планет приблизительно перпендикулярны плоскости чертежа) (из работы Д.Брауна, А.Массет, 1984).

Таблица 1

Сравнительная характеристика планет Солнечной системы

Планеты Радиус (отношение к земному) Плотность, г/см2 Масса (отноше-ние к земной) Состав атмосферы Число спутни- ков Период обращения вокруг своей оси
Меркурий 0,39 5,44 0,04 Не - 56,65 сут.
Венера 0,97 5,30 0,81 СО2, N2 - 243 сут.
Земля 1,00 5,52 1,00 N2, О2, СО2, Ar 24 час.
Марс 0,53 3,95 0,11 СО2, N2, Ar 24,62 час.
Юпитер 10,95 1,33 316,94 NH3, CH4, H2 9,92 час.
Сатурн 9,02 0,69 94,9 NH3, CH4 >20 10,5 час.
Уран 4,00 1,32 14,66 CH4, He, ацетилен 17,24 час.
Нептун 3,92 1,64 17,16 CH4 16,11 час.
Плутон 0,46 2,05 0,7 - 6,4 сут.

Лекция 4. Время и геология - student2.ru

Рис.9.Схема строения кометы (из работы Н.В. Короновского, 2002).

Лекция 4. Время и геология

План

1. Понятие об относительном и абсолютном возрасте, методы определения относительного возраста.

2. История развития методов абсолютной геохронологии, радиогеохронометрия и ее основные методы.

3. Международные стратиграфическая и геохронологическая шкалы и их подразделения.

Лекция 4. Время и геология - student2.ru

Рис. 10. Применение структурного метода для определения возрастной последовательности образования геологических тел в разрезе.

4,3,2,1 – последовательность формирования осадочных пород, толщи которых разделены стратиграфическими несогласиями. Дайка 5 – самая молодая и внедрилась до образования толщи 1. Гранитная интрузия внедрилась до формирования толщи 2, после формирования толщ 3 и 4. Дайка 7 – самая древняя и прорывает только толщу 4

(из работы Н.В.Короновского, 2002).

Таблица 2

Продукты распада радиоактивных элементов

Материнский изотоп Эмиссия Конечный продукт Период полураспада, млрд. лет
U238 8a + 6b + энергия Pb206 4,468
U235 7a + 4b + энергия Pb207 0,7038
Th232 6a + 4b + энергия Pb208 14,008
Pb87 1a + незначительная энергия Sr87 48,8
K40 Лекция 4. Время и геология - student2.ru Ar40 Ca40 1,30 1,30
C14 (бета-излучение) N14 (Всего 5730 лет)
H3 1 нейтрон H2 (Всего 12,5 года)

Примечание: Альфа (a)-частица – ядро гелия, состоящее из 2 протонов и 1 нейтрона, бета (b)-частица – свободный электрон, обладающий большой скоростью (из работы А.Я. Пшеничкина, Л.П. Рихванова, Г.В. Шубина, 1978).

Таблица 3

Подразделения международных геохронологических и стратиграфических шкал

Геохронологическая шкала Стратиграфическая шкала
Эон Эонотема
Эра Эратема (группа)
Период Система
Эпоха Отдел
Век Ярус

Наши рекомендации