Типы областей континентальной коллизии
Внутриконтинентальные рифты
Под активными континентальными окраинами понимаются те области континентальных сегментов литосферных плит, в которых реально проявляются эффекты взаимного сближения, столкновения (т.е. коллизии) плит. С континентальным сегментом одной из плит могут взаимодействовать разные составные части второй коллодируюшей плиты - ее также континентальная область, океаническая котловина, островная дуга и даже срединно-океанический хребет. В результате образуются совершенно разные комплексы неоструктур. На рис. 6.1. (таб). показаны эти типы взаимодействия. В этой лекции мы остановимся на континентальной коллизии: процессе сталкивания плит континентальными сегментами и на новейших структурах, формирующихся в этом процессе
ТИПЫ ОБЛАСТЕЙ КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ КОЛЛИЗИИ
Для всех коллизионных областей характерны некоторые общие характеристики. Практически всегда - это сложно-расчлененные горные страны, с высокоамплитудными вертикальными и горизонтальными движениями, интенсивной рассеянной сейсмичностью и с интенсивными тектоническими деформациями. Структура коллизионных областей очень неоднородна, практически всегда они представляют собой конгломерат разномасштабных блоков, сложным образом взаимодействующих между собой и в каждом из которых, тем не менее, прослеживается собственная тенденция развития. Развитие каждого из блоков контролируется как собственными корово-мантийными особенностями, так и кинематикой коллодирующих плит. Важно отдавать себе отчет, что отдельные блоки коллизионных систем первоначально могли принадлежать различным и пространственно далеко разнесенным тектоническим блокам. В современной терминологии такие блоки называются "террейнами", то есть попросту, по-русски, территориями
В глобальном масштабе области коллизии являются зонами сжатия. Только в редких случаях плиты сталкиваются, что называется лоб в лоб, а обычно векторы мгновенных скоростей плит в зоне столкновения не совпадают. По расчетам Н. Вудкока, обстановки чистого сжатия на конвергентных границах плит развиты не более чем на 15% их длины, а в основном здесь наблюдаются комбинированные обстановки сжатия и сдвигания, которые сейчас принято называть трансгрессивными. На конвергентных границах таких косо сближающихся плит, помимо обстановок сжатия проявляются еще и сдвиговые обстановки, а внутри сдвиговых зон могут образоваться неоструктуры самого различного динамического содержания, в том числе неоструктуры растяжения.
В целом, на конвергентных, в том числе и коллизионных, плитных границах происходит поглощение литосферы, компенсирующее ее наращивание в дивергентных зонах, например в рифтовых системах.
Как происходит этот процесс в случае коллизии? Понятно, что в приповерхностных горизонтах сокращение площади коры может происходить за счет образования структур сжатия - складок различного масштаба, надвигов и взбросов, вертикального коробления коры в рамповых структурах и пр. Расчеты, однако, показывают, что практически нигде приповерхностные структуры сжатия не компенсируют всей величины схождения литосферных плит, предполагаемой по палеомагнитным данным. Поведение глубинных масс во многих участках областей коллизии остается проблемой, и особенно это касается регионов, где отсутствует глубинная сейсмичность и поэтому не очень ясны механизмы глубинного деформирования. Однако в других районах глубинная сейсмичность проявлена, и мы имеем вполне достоверные сведения о способах глубинной компенсации материала, доставляемого плитами в коллизионную область.
Наиболее развитой областью континентальной коллизии является Альпийско-Гималайский горно-складчатый пояс. Этот пояс представляет собой грандиозную систему горно-складчатых сооружений и бассейнов, которая протягивается от Гибралтара до Юго-Восточной Азии. Горные сооружения и внутренние моря маркируют широкую и сильно дифференцированную зону столкновения Евразии с Африканской, Аравийской и Индо-Австралийской плитами. Границы коллизионной области не вполне определенны, просто из-за того, что в ее состав входят тектонические единицы разного содержания и разной морфологической выраженности. В первую очередь к ней относятся структуры, испытавшие складчатость в позднеальпийское время в связи с внешним давлением коллодирующих плит - Альпы, Аппенины, Динариды, Эллениды, Карпаты, Крым и Кавказ, Загрос, Тавр, Эльбурс, Копетдаг, молодые сооружения Афганистана и Пакистана, Памир, Бадахшан, Гиндукуш, собственно Гималаи и некоторые другие. Сюда же относятся молодые (альпийские) межгорные впадины и передовые прогибы, как с деформированным, так и с недеформированным осадочным чехлом, расположенные между горными сооружениями. Совершенно естественно, что в эту же область входят так называемые области новейшей активизации, в пределах которых в горообразование вовлечены преимущественно до альпийские комплексы, и в которых проявления новейшей активности имеют тот же порядок, что и в альпийских сооружениях: Кунь-Лунь, Каракорум, Центрально-Афганский массив, Тянь-Шань, Алтай, палеозойские и более древние комплексы Турции, Юго-Западной и Центральной Европы и некоторые другие. От типичных альпид они отличаются отсутствием мощных морских или океанических образований альпийского цикла. В то же время, мезозойско-кайнозойские платформенные осадки этих районов в той или иной степени деформированы, и в некоторых местах развит вулканизм разного масштаба. Остается неясным, в какой степени Евразиатско-Индийской коллизией определяется строение и развитие еще более северных территорий: Западного и Восточного Саяна, Кузнецкого Алатау, горных сооружений южной окраины Сибирской платформы, Байкальской области и Забайкалья, Северо-Китайских структур. Синхронность их развития с типично коллизионными сооружениями и их пространственные связи не исключают такой возможности. В то же время, существуют предположения, что активность всей этой области определяется взаимодействиями в мозаике микроплит, движения которых в значительной степени контролируются геодинамикой уже Тихоокеанского региона.
Практически непрерывные коллизионные пояса отчетливо сегментированы. Эта сегментация имеет системный характер, она лишь частично определяется "террейновой" структурой областей коллизии, и связана скорее с общими, коллективными характеристиками зоны коллизионного взаимодействия - геометрическими, реологическими и скоростными. Главные из них – это, несомненно
· (1) интенсивность, "продвинутость" конвергенции,
· (2) взаимная ориентировка векторов схождения коллодирующих плит
· (3) предколлизионная история регионов.
(Конвергенция – образование сходных продуктов из различных источников)
Общепринятой классификации коллизионных областей не существует: здесь предлагается классификация, основанная на геодинамических, морфологических и структурных характеристиках.
Гималайский тип Обстановка континентальной (А) субдукции | Среднеазиатский тип Обстановка транспрессии | Cредиземноморский тип Смешанные обстановки | Восточно-Азиатский тип Смешанные обстановки |
Передовые прогибы Низкие предгорья Высокие предгорья "Кристаллические" хребты Высокогорные плато Поперечные рифты Присдвиговые впадины Тыловые горы Межгорные впадины | Складчатые компрессионные хребты Рамповые впадины Присдвиговые хребты Присдвиговые впадины Недеформированные прогибы | Глубоковолные котловины и желоба Островные дуги Горно-складчатые дуги Задуговые бассейны Реккурентные горы Межгорные впадины Присдвиговые поднятия и впалдины Передовые прогибы | Складчатые и реккурентные горы Складчатые и блоковые впадины Рифтовые впадины Присдвиговые поднятия и впадины Передовые прогибы |
ГИМАЛАЙСКИЙ ТИП