Глава I. Формирование понятий о топонимике.
Микротопонимика д. Бикбулатово
Выполнила: ученица 9 класса
МКОУ СОШ д. Бикбулатово
Казаргулова Фидалия Фануровна
Руководитель: учитель географии
Габбасова Алия Халиловна
Бикбулат- 2013
Содержание:
Введение……………………………………………………………………….......... 3
Глава I. Формирование понятий о топонимике. …………………………………..7
1.1. Топонимика – как наука. …………………………………………….....7
1.2. Связь топонимики с другими науками ..................................................8
Глава II. Край родной навек любимый. …………………………………………..11
2.1.Общие сведения о населенном пункте ……………………………….....11
2.2. Откуда произошло название села?..……………………………………..11
Глава III Топонимы - язык земли …………………………………………………13
Глава IV О чем рассказывают наши географические названия?...........................14
Заключение. ……………………………………………………………………........20
Литература. ……………………………………………………………...………….22
Приложения. ………………………...……………………………………………...23
Введение
Сохранить топонимы не только важно,
но и нужно. Ведь многие объекты сельской
местности и их названия исчезают,
а это значит, что исчезает наша история,
наши корни, опустошается наша память.
Г.П. Смолицкая
Географические названия встречаются повсюду. Они сопровождают нас с самого детства, без них человеку не обойтись. В каждом населенном пункте непременно существует множество микротопонимов, которыми пользуются местные жители или которые помнят, по крайней мере, старожилы. Поиски и сохранение таких названий - одна из важнейших и неотложных задача краеведения. Кто в своё время не задавал себе вопрос, откуда произошло название родного села, реки и озера? К сожалению, некоторые древние названия рек, лесов, озер, деревень заменены современными. Таким образом, теряется связь с прошлым. А ведь многие кажутся понятными, если рассмотреть те или иные имена, то можно обнаружить много любопытного.
Взглянув на географическую карту, мы замечаем, что вся она наполнена названиями стран, морей, островов, рек, озёр, городов, сёл. И это только малая часть существующих топонимов.
Каждый человек постоянно встречается с географическими названиями. «Невозможно представить себе жизнь современного общества без географических названий, - пишет известный специалист в области топонимики Э. М. Мурзаев. – Они повсеместно и всегда сопровождают наше мышление с раннего детства. Всё на земле имеет свой адрес, и этот адрес начинается с места рождения человека. Родное село, улица, на которой он живёт, город, страна – всё имеет свои имена».
Все географические названия имеют свой смысл. Никакой народ не называл реку, озеро или селение «просто так», случайным сочетанием звуков. Отсюда вывод напрашивается сам собой: объяснить можно любое, даже самое сложное и, на первый взгляд, непонятное географическое название. Язык народа не является чем-то застывшим, он изменяется, развивается, некоторые слова исчезают совсем, некоторые меняют свой смысл. Поэтому трудно бывает найти объяснение имени той или иной речки, села, города. Но что удивительно, благодаря названиям в наши дни звучат вышедшие из употребления, давно забытые слова родного языка, слова чужих и даже исчезнувших, «мёртвых» языков. За каждым словом стоят удивительные истории, часто легенды.
Изучение географических названий открывает большие возможности по изучению своего края, его географии, истории.
В июле 2013 года мы отметили праздник «Здравствуйте, односельчане!». К этому празднику готовилась и наша школа. И я решила внести свою лепту. Меня заинтересовала история малой родины, моего родного края. Ведь в селах и деревнях – прошлое нашего народа. В них – радость, горе, воспоминания, торжество и мечты народа. Некоторые деревни – очень древние, а иные образовались совсем недавно. Каждая деревня индивидуальна своей окружающей средой, своими старожилами. С течением времени много деревень пропало. Иные просто перестали существовать по той причине, что население покинуло эту деревню ( Иман-юрт, Шигрыш, Айсуяк и другие).
Родина… Отечество… Отчизна… - для нас это наша родная Россия. Но у каждого из нас есть маленький уголок, точечка на Земле, где мы родились, сделали первые шаги в жизнь, - это наша родина. И хотя мы это слово пишем с маленькой буквы, оно не менее значимо в жизни, чем Родина — Россия. И это место принято называть “малая родина”
Цельюмоей работыявляется изучение своей малой Родины через исследование топонимов окрестностей д. Бикбулатово.
В работе решаются следующиезадачи:
1) определение источников для получения списка топонимов;
2) собрать и изучить топонимы деревни Бикбулатово, историю их происхождения и значение;
4) Создать «Алфавитный топонимический словарь деревни Бикбулатово».
5) Создать «Словарь топонимов деревни Бикбулатово по их классификации».
6) Пополнение школьного музейного фонда материалами об исследовании
топонимики окрестностей д. Бикбулатово.
Объектом исследования являются географические объекты, улицы села, природные ландшафты.
Предметом исследования являются топонимы окрестностей
д. Бикбулатово Кугарчинского района Республики Башкортостан.
Источники. В основу работы положены как научные источники, так и свидетельства старожилов. На этапе сбора топонимов – результаты опроса местных жителей, на этапе анализа топонимов – специальная и учебная литература.
Методы исследования:В исследовательской работе были использованы следующие методы исследования.
1. Анализ документов и материалов Интернет-ресурсов.
2. Опрос–метод сбора первичной информации посредством обращения к определённой группе - письменный опрос (анкетирование), устные опросы (интервьюирование). Анкетный опрос проводился с учениками школы, жителями села. Посетили библиотеку. Библиотекарь Кинзябаева Гульназира Гильметдиновна предоставила необходимую литературу. В администрации Уральского сельского поселения узнали данные о населении деревни Бикбулатово. Сходили к мулле Кинзябаеву Дауту Махияновичу, аксакалу Кинзябаеву Хасану Махияновичу, ветерану педагогического труда, Отличнику образования РБ Кинзябаевой Ляйле Кинзябаевне. Они рассказали нам о происхождении некоторых топонимов, выяснили значение топонимов. Также нам помогли материалы, полученные при опросе Такаевой Васили, Кинзябаевой Шахарбаныу, Сафина Фатиха, Казаргуловой Зульхизы, Исангильдиной Маймуны, Тимербаевой Басиры и. др. (Рис. 32.)
Встречи с интересными людьми помогли нам узнать историю родного края.
3.Сравнительно – описательный.
4. Метод анализа научной литературы.
6.Словообразовательный.
7. объяснения;
8. диагностика;
9. статистическая обработка материала, анализ документов;
10. исследование;
11. сравнение;
12. обобщение;
13. работа с дополнительной литературой;
14. интервью
Новизна. Данная работа является одной из первых попыток исследования топонимики д. Бикбулатово. В этой связи результаты исследования, по моему мнению, являются определенным приращением знаний в области представлений о топонимике Кугарчинского района.
Прикладная и учебно-просветительская значимость работы заключается в возможности использования её результатов в процессе преподавания курсов географического и исторического краеведения.
Результатом данного исследования стало составление словаря топонимов окрестностей д. Бикбулатово по их классификации.
Степень изученности темы: Сначала я изучила теоретический материал о топонимах. Затем начала собирать топонимы. При выяснении происхождения топонимов встретились с определенными трудностями. Материалы, связанные с этой темой очень разбросаны. Можно сказать, что топонимика малой родины не исследовалась. Использовала интернет - ресурсы и рассказы жителей села. Большую помощь в работе оказали ученики 8 класса нашей школы.
Актуальность работы: Собранный в одну работу материал будет представлять большую ценность при изучении истории родного края. Важно сохранить топонимы, их происхождение.
Практическая значимость исследования: Собранные материалы можно использовать на уроках географии, истории, краеведения и поместить в создающийся альманах о нашей малой родине.
Глава I. Формирование понятий о топонимике.
Топонимика как наука.
Топонимика – увлекательная наука она может заинтересовать и энтузиастов краеведов, и всех, кто любит свой край, его историю, его географическое прошлое и настоящее.
И.Г. Долгачёв
Географические названия - обязательный элемент географии. А топонимика — наука о географических названиях. Она изучает их происхождение, их смысловое значение, написание, произношение.
Термин «топонимика» составлен из греческих слов, означающих «место» (топос) и «имя» (онома) - учение о местных именах, о названиях мест.
Топонимия - важный источник для исследования истории языка, часто восходят к языкам- народов, живших на данной территории, помогает восстановить черты исторического прошлого народов, определить границы их расселения, очертить области былого распространения языков, географию культурных и экономических центров, торговых путей.
Совокупность топонимов на какой-либо территории составляет её топонимию. Микротопонимия включает названия небольших географических объектов: урочищ, ключей, омутов, с.-х. угодий и т.п. Топонимика развивается в тесном взаимодействии с географией, историей, этнографией. Топонимия — важный источник для исследования истории языка (истории лексикологии, диалектологии, этимологии и др.), так как некоторые топонимы (особенно гидронимы) устойчиво сохраняют архаизмы и диалектизмы, часто восходят к языкам - субстратам народов, живших на данной территории. Топонимика помогает восстановить черты исторического прошлого народов, определить границы их расселения, очертить области былого распространения языков, географию культурных и экономических центров, торговых путей и т.п. Прикладным аспектом топонимики является практическая транскрипция топонимов, устанавливающая их исходное и единообразное написание и передачу на других языках, что важно для картографирования военных целей и всех видов коммуникации.
Топонимика – важнейший элемент краеведческой работы. Она служит прекрасным средством стимулирования интереса к изучению прошлого и настоящего края путем поиска связей между географическими условиями местности и отражением их в географических названиях. Топонимический материал вызывает большой интерес у учащихся начальной школы: дети постоянно задают вопрос о происхождении географических названий. Проведенный опрос среди учеников 3 класса показал, что 90% детей хотели бы узнать больше об истории своего села, о его названии, об особенностях языка. Таким образом, материал топонимики дает широкие возможности для развития познавательного интереса учащихся, а, следовательно, и их мышления. Кроме положительного влияния на развитие познавательного интереса, как отмечает Е.М. Поспелов, использование топонимики способствует повышению уровня общей грамотности и культуры речи учащихся, так как правила написания и произношения географических названий также входят в ведение топонимики.
Все топонимы делятся на следующие классы:
- ойконимы – название населенных пунктов;
- гидронимы – название рек;
- оронимы – название горных вершин;
- урбанонимы – название внутренних городских объектов;
- годонимы – название улиц;
- агоронимы – название площадей;
- дромонимы – название путей сообщения;
-дримонимы - собственное имя любого лесного участка, леса, боры, рощи