Гнев просветленного — благо.
Мудрость любви
Любовь и страсть
Верность
Как трансформировать страстное желание?
Любовь и отречение
Почему вы любите кого-то
Ваш опыт любви
Любовь и истина
Перемена и любовь
Любовь невежественного и гнев просветленного
Как победить ревность и зависть
С кем вы чувствуете себя свободно?
Любовь — это само ваше существование.
Обратная сторона эго
Уважение и эго
Пение, общение и эго
Празднуйте каждый день и каждый момент
Мед
Как поступать с обвинениями и упреками
Почитание и чем вы обладаете
Мудрость любви
С каждым дыханием я произношу имя моей возлюбленной.
Моя возлюбленная — безупречна, она — совершенна.
Но из-за любви я потерял свою репутацию.
Когда вы сильно любите, то вы считаете себя полностью ответственным за любую возникшую между вами размолвку. На какое-то мгновение на вашем лице может отразиться испуг. Но когда вы не чувствуете его в своем сердце, то вы приходите к полному пониманию. Вы находитесь в состоянии, когда все проблемы и различия уходят, и все озаряется светом любви.
Обычно мы останавливаемся на том, в чем мы не сходимся, потому что потеряли себя из вида. Во имя любви мы стараемся управлять своими любимыми, стараемся контролировать их. Когда мы любим, то естественно, что мы хотим, чтобы наши любимые были совершенны.
Когда смотришь на землю с вершины холма, то углублений на ней не замечаешь. С самолета земля кажется гладкой. Вот так же и в состоянии возвышенного сознания не видишь в людях недостатков. Но когда спускаешься на землю, то видишь углубления. Для того, чтобы засыпать ямки, их необходимо видеть. Невозможно построить дом, не спустившись на землю. Для того, чтобы возделать землю, надо посмотреть на ямы, заровнять их и убрать камни...
Вот поэтому, когда вы любите, вы находите у своих любимых недостатки. Но когда находишь недостатки, то это убивает любовь. Вместо того, чтобы заровнять ямы, мы убегаем от них. Когда вы любите и замечаете у своих любимых недостатки, не убегайте, а помогите им заровнять ямы. Вот в этом состоит мудрость.
Любовь и страсть
В любви даже предметы становятся одушевленными. С вами начинают говорить камни и деревья. Оживают и обретают божественные черты Солнце, Луна и все мироздание.
В страсти даже живое существо становится всего лишь объектом. Вам хочется даже людей использовать как предметы. Ниже приведены примеры молчаливых атрибутов любви и страсти. Они очень разные и в то же время между ними есть много общего! Если вы найдете еще какие-либо примеры, можете дополнить список.
Страсть вызывает напряжение. Любовь приносит расслабление.
Страсть сосредотачивается на части. Любовь фокусируется на целом.
Страсть вызывает насилие. Любовь ведет к самопожертвованию.
В страсти вам хочется хватать и владеть. В любви вам хочется давать и сдаваться.
Страсть говорит: “Я хочу, чтобы у тебя было только то, что хочу я”.
Любовь говорит: “Я хочу, чтобы у тебя было то, что хочешь ты”.
В страсти присутствует усилие. В любви нет усилия.
Страсть вызывает лихорадочность и расстройство. Любовь вызывает томление и боль.
Страсть порабощает и разрушает. Любовь освобождает.
Страсть вовлекает вас и запутывает. В любви вы сосредоточены и между вами пространство.
Страсть мрачная и монотонная. Любовь многообразна и многоцветна.
Прерывание страсти вызывает злобу и ненависть. Причиной ненависти, которая существует в нашем мире, является не любовь, а страсть.
Любовь — это игривость, а в страсти присутствует коварство иманипуляция.
Верность
Верность — это линия поведения зрелого и целостного ума. Верность является свидетельством нераздвоенности, целостности сознания и богатства ума. Когда ум раздвоен, он — возбужден и вероломен, он печется о собственной выгоде. Неверность является следствием корыстолюбия. Корыстолюбие — это близорукость в отношении своей собственной судьбы. Нераздвоенность или целостность есть необходимое условие здоровья. Раздвоенный ум постепенно ведет к шизофрении и другим физическим и психическим недугам. Верность — это реальная сила, и в конечном итоге природа окажется на ее стороне.
Страх и честолюбивые устремления являются препятствиями на пути к верности. Верность необходима как в материальной, так и в духовной сфере. Верность нужна как для разрушения, так и для созидания и поддержания любого института, группы или общества.
Быть верным означает верить в нерушимость обязательства. Уважение обязательства есть верность. Она ведет вас за пределы двойственных понятий: страстного желания и отвержения.
Ответственность, приверженность и обязательство —
вот составные элементы верности.
Верный ум — это ум, говорящий “да”. Цель вопроса состоит в том, чтобы получить ответ. Цель всех ответов заключается в том, чтобы создать “да”. “Да” — это признание Знания. Ум, говорящий “да”, — это спокойный, нераздвоенный и радостный ум. Ум, говорящий “нет”, — это возбужденный, сомневающийся и несчастный ум. Верность рождается тогда, когда ум говорит “да” и погибает тогда, когда ум говорит “нет”.
Как трансформировать страстное желание?
Страстное желание — одно из основных беспокойств, с которым встречаются многие люди. Страстное желание захватывает ум, связывает тело и отупляет интеллект.
Потакание страстным желаниям ведет к инертности, а подавление страстей приносит гнев. Страсть — ни что иное как первичная необузданная энергия. Когда ее обуздать, эта же энергия проявляется как энтузиазм, искра, острота интеллекта и любовь.
Какие факторы могут возвысить страсть и трансформировать ее в любовь?
1. Игривость. Люди, охваченные страстью, не могут быть по-настоящему веселыми. Когда же человек действительно весел, у него нет страстных желаний.
2. Щедрость. Когда вы осознаете, что вы здесь только для того, чтобы давать и отдавать и когда вы чувствуете, что вы очень щедрый человек, тогда страсть облагораживается. Страсть же делает человека собственником, она исключает щедрость.
3. Умеренность в еде.
4. Память о смерти.
5. Божественная романтика.
6. Холодное обливание.
7. Постановка и решение творческих задач.
Любовь и отречение
Только тот, кто отрёкся, может истинно любить. В какой степени вы отреклись, в такой степени вы способны любить.
Часто люди думают, что те, кто отрёкся, не могут любить, а те, кто любит, не могут отречься. Это потому, что так называемые отрекшиеся не выглядят пребывающими в любви, а так называемые любящие – это большие собственники и нуждающиеся люди.
Истинная любовь не собственническая и приносит свободу, а отречение – это ни что иное как свобода. Только в свободе любовь может полностью расцвести. Когда вы любите, вы говорите: «Я ничего не хочу, я просто хочу любить». Отречение – это: «Я не хочу ничего. Я свободен». В любви ничего другого не надо. Отречение – это не иметь потребности совсем. Любовь и отречение, хотя они кажутся противоположностями – это две стороны одной монеты.
Из зала: Они одна и та же сторона одной и той же монеты. (Смех)
Вопрос: Значит ли это, что влюблённый отрекается от своей возлюбленной?
Ответ: Вы отрекаетесь от привязанности, обладания. Отречение не уменьшает любви; оно увеличивает её.
Только отречение может поддерживать любовь и радость. Без отречения любовь превращается в страдание, обладание, ревность и гнев. Отречение приносит удовлетворение, а удовлетворение поддерживает любовь. Без отречения человек чувствует неудовлетворённость, расстройство, печаль, страх, становится подозрительным, склонным к анализу. И начинается вся эта мыльная опера. Вот что мы находим в обществе. Не так ли?
Так называемые отрекшиеся убежали от жизни в полном расстройстве и разочаровании. Настоящее отречение рождается из знания и мудрости, знания жизни на фоне времени и пространства и в контексте этой великодушной вселенной.
Почему вы любите кого-то
Вы любите этого человека, потому что он замечательный, потому что он особенный?... Если “да”, то поверьте мне — дело ваше безнадежно!
Почему вы любите того или этого человека? За его качества или потому, что у вас есть что-то родственное, потому что он близок вам? Можно любить человека за его качества и не чувствовать, что он свой. Такая любовь вызывает соперничество и ревность. И совсем другое, когда любовь возникает из чувства родства.
Если вы любите человека за его качества, то по мере того, как эти качества изменяются или по мере того, как вы привыкаете к этим качествам, ваша любовь тоже меняется. А когда вы любите человека, потому что он сродни вам, потому что он ваш по духу, то такая любовь остается на всю жизнь.
Люди говорят: “Я люблю Бога, потому что он — великий”. Грош — цена такой любви. Если оказывается, что Бог обычный, просто один из нас, тогда ваша любовь к Богу меняется. Если вы любите Бога потому, что Он — ваш, то каким бы ни был Бог, созидает Он или разрушает, вы все равно Его любите. Любовь родства подобна любви к самому себе.
Вопрос: Но многие люди не любят себя?
Ответ: Любят! Все как раз наоборот. Они любят себя настолько, что им хочется, чтобы у них были лучшие качества и более красивая внешность. Вот эта любовь к качествам заставляет их плохо относиться к себе.
Если любовь основывается на качествах человека, то эта любовь не является стабильной. Спустя какое-то время качества меняются, и любовь становится неустойчивой.
Любовь к человеку за его величие и неповторимость — это любовь третьего сорта. А любовь к человеку из-за чувства принадлежности — не важно, велик этот человек или нет — является безусловной любовью.
Знание, Садхана, Сева и Сатсанг помогают быстрому формированию чувства принадлежности. Когда возникает любовь из чувства принадлежности, тогда действия и качества не затмевают ее. Никакие качества и действия не могут быть все время совершенными. Совершенной может быть только любовь и чувство родства.
Ваш опыт любви
Вы любите кого-то, а он не отвечает вам взаимностью. Что вы делаете в таком случае?
1. Огорчаетесь.
2. Обращаете любовь в ненависть и жаждете мести.
3. Снова и снова напоминаете ему, как сильно вы его любите и как мало он любит вас.
4. Становитесь придирчивым и раздражительным.
5. Устраиваете истерику.
6. Чувствуете себя униженным и пытаетесь вернуть уважение к себе.
7. Решаете никогда больше никого не любить.
8. Чувствуете себя обиженным и считаете, что с вами поступили плохо.
9. Стараетесь быть безразличным и держаться в стороне.
И вы видите, что ни один из вариантов не дает положительных результатов. Они только усугубляют ситуацию. А где выход из этого положения? Как сохранить свою любовь?
1. Будьте терпеливы и измените способ выражения своей любви.
2. Будьте в своем центре и будьте сдержаны в выражении своей любви.
Иногда чрезмерное выражение любви отталкивает людей.
3. Принимайте как само собой разумеющееся, что они тоже вас любят, и примите их способ выражения любви. Возьмем, к примеру, мать, у которой трое детей. Один ребенок постоянно разговаривает, другой все время молчит, а третий закатывает истерики. Мать любит их одинаково независимо от их поведения.
4. Искренне будьте признательны им за их любовь. Это превратит вашу требовательность в благодарность. А чем больше вы будете благодарны, тем больше любви вы встретите на своем жизненном пути.
5. Знайте, что боль — это часть любви, и несите ответственность и за нее тоже. Когда вы удаляетесь от своего центра, конечно же, вы будете испытывать боль, ведь природа суетности — несчастье.
Любовь и истина
Почему люди говорят ложь своим близким или возлюбленным?
Этот вопрос чаще всего задают влюбленные. Так как любовь не может терпеть неистину, это является причиной разрушения взаимоотношений. Решение заключается в понимании парадокса любви и истины.
Люди говорят ложь, просто чтобы спасти и сохранить свою любовь. Страх того, что правда может повредить любви, приводит к тому, что ложь говорится между мужем и женой, парнем и девушкой. Родителями и детьми и в семейных ситуациях.
В любви вы чувствуете себя слабыми, а истина приносит силу. Почему же люди предпочитают любовь истине, т.е. слабость силе? (смех)
Никто не хочет жертвовать любовью. Так люди готовы отступить от истины ради любви. Любовь отнимает славу у истины. Иногда правда может сделать любовь горькой, несмотря на то, что в любви даже ложь может казаться сладкой, как ложь Кришны его матери Яшоде!
Истина, которая не подкрепляет любовь, не имеет смысла, и любовь, которая не может противостоять истине – не истинная любовь. Когда есть уверенность, что любовь так сильна, что истина не может ни разрушить ее, ни принести горечь, тогда побеждает истина и светится любовь.
Истина судит, но истинная любовь – за пределами суждений. Так истинная любовь делает вас слабыми, и в то же время она является самой большой силой.
Перемена и любовь
Некоторые люди не могут жить без перемен. Чувствуя, что всё в их жизни застоялось, они хотят поменять партнёров, карьеру, место жительства. И есть те, кого перемены пугают. Они чувствуют себя спокойно в том положении, в каком находятся.
Некоторые люди видят перемены, но из страха не признают их. Некоторые вовсе не замечают перемен. А некоторые не считают, что что-нибудь может меняться.
И есть некоторые люди, которые осознают, что всё меняется, и, тем не менее, видят нечто неизменное. Самые мудрые – это те, кто признает существование неизменного среди перемен.
Вопрос: Должна ли любовь тоже всегда меняется?
Ответ: Любовь – ваша природа. То, что является вашей природой, не может измениться. Но выражение любви меняется. Поскольку любовь – ваша природа, вы не можете не любить.
Мама без остатка отдает любовь ребёнку, но иногда она кормит ребёнка, иногда она строга с ним: «Давай, садись и пиши!» Иногда она шлёпает ребёнка. Она делает это из любви, и все это – разные проявления любви. Итак, выражение любви меняется, но сама любовь не меняется, потому что любовь – это ваша природа.
Любовь невежественного и гнев просветленного
Любовь невежественного может быть вредна, в то время как гнев просветленного не причинит вреда. Он принесет только пользу.
В качестве примера можно привести школу при Ашраме “Искусство жизни” в Бангалоре. Принято 250 детей, но ежедневно посещают занятия только 200. 50 детей не показываются. Почему? Дома они плачут: “Мама, я не хочу в школу”.
Мама говорит: “Ладно, не плачь”. Она думает: “Мой ребенок особенный”. И она защищает ребенка и спрашивает учителя: “Почему вы не учите моего ребенка так, как надо? Он такой непосредственный, такой милый”. И происходит вот что: ребенок растет испорченым. Любовь материнской невежественности испортила ребенка, он никогда не изучит алфавит, не научится читать и писать. А мать говорит: “Это не беда, кому-то надо пасти овец, работать в поле”. Материнская невежественная любовь испортила ребенка.
Гнев просветленного — благо.
В Пуранах приводится много таких примеров. Однажды в центральной провинции Индии путешествовал один Мастер. Позади, в нескольких шагах от него шел его ученик. Грубые и невоспитанные мальчишки стали бросать в ученика камни и обзывать его. И так на протяжении некоторого времени мальчишки следовали за Мастером и его учеником. Потом они подошли к реке. Мастер и его ученик сели в лодку, чтобы переправиться на другой берег. Мальчики сели в другую, и их лодка стала тонуть на середине реки.
Мастер дал ученику пощечину. Ученик был удивлен, поскольку он ни слова не сказал мальчикам в ответ на их оскорбления. Он был таким хорошим учеником, а Мастер ударил его!
Мастер сказал: “Это твоя вина. На тебе лежит ответственность за то, что их лодка тонет. Ты не ответил на их оскорбления. И вот природа наказала их худшим образом, потому что у тебя не нашлось сострадания, чтобы подавить их оскорбления”.
Пощечина, которую дал Мастер, убрала Карму действий, с тем, чтобы она не вошла в будущее мальчиков. Она также способствовала тому, чтобы убрать ту небольшую радость, которую, возможно, ученик испытал, когда увидел, что лодка мальчиков тонет. Таким образом, пощечина убрала Карму действия ученика.
Итак, гнев Просветленного — Благодеяние!
Как победить ревность и зависть
1. Знайте, что люди, которых вы ревнуете или которым вы завидуете, наработали хорошую карму в прошлом и вот теперь они пожинают плоды.
2. Пусть это послужит вам стимулом для наработки заслуг.
3. Вырабатывайте в себе чувство принадлежности к этим людям. Рассматривайте их как часть себя.
4. Подумайте обо всем, что есть у вас и чего нет у них, и испытывайте чувство благодарности.
5. Ананда говорит: «Наблюдайте за ощущениями».
6. Возмитесь с ними за руки и образуйте одну команду.
7. Осознайте, что со временем все уйдет.
8. Подумайте обо всех тех, кто завидует вам за все то, что у вас есть.
Стефано добавил: «И заметьте, что все, чему люди завидуют, не принесло радости».
9. Стефано: «Пойдите и спросите их: «Вы счастливы?».
Каролина: «А что если они ответят «Да»?» (Все смеются!)
Если они ответят «Да», то они, наверное из «Искусства Жизни» (Смех в зале!
Ананда: «А что делать, когда другие ревнуют тебя и завидуют тебе?»
1. Хвалите их, употребляя прилагательные в превосходной степени.
2. Своим добрым к ним отношением вызовите у них чувство принадлежности к вам.
3. Знайте, что их чувства временны.
4. Самое хорошее вообще не замечать их зависти или ревности. Если
вы признаете чувство реальностью, то это дает рост вашему невежеству.
5. Помните, что все чувства и эмоции просто подобны плывущим облакам.
6. Не выставляйте напоказ перед ними свои таланты.
7. Знайте, что они - куклы. Все они пройдут, как яблоки или помидоры - просто у них дольше срок хранения. (Смех в зале)
Если ничего не помогает, то просто ложитесь спать. (Шэрли: «Да не забудьте прихватить подушку»)
С кем вы чувствуете себя свободно?
С кем вы чувствуете себя по-настоящему удобно и непринужденно?
Вы чувствуете себя удобно с тем, кто не подвергает сомнению вашу любовь, с тем, кто считает само собой разумеющимся, что вы его любите.
Если кто-то сомневается в вашей любви, и вам постоянно приходится доказывать ее, это становится для вас тяжелым бременем. Когда кто-то сомневается в вашей любви, он начинает задавать вопросы и требовать объяснения всех ваших действий.
Все объяснять для вас — в тягость. Вашей природе свойственно избавляться от груза, и поэтому вы чувствуете себя неудобно.
Когда вы сомневаетесь в причине действия, вы просите справедливости для себя. Вы создаете расстояние, когда просите справедливости. Ваше намерение состоит именно в том, чтобы стать ближе, а вы отдаляетесь.
Вы — свидетель всех ваших действий. Вы не являетесь исполнителем ваших собственных действий, равно как вы не являетесь исполнителем чужих действий. Вы — Вечный Свидетель.
Когда вас просят объяснить ваши действия, они исходят из того, что действия эти совершены вами, они навязывают вам эти действия. Это вызывает у вас дискомфорт.
Если кто-то просто находится с вами, как часть вас, он не требует объяснения. Он — как ваша рука. Между вами полное понимание, и вопросов не возникает.