Понятия биосферы и ноосферы

Географическую среду характеризуют как единство литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы. Биосфера понимается как оболочка планеты, которая сложилась и функционирует в единстве живого и неживого вещества, схваченного и преобразованного жизнью (по В. И. Вернадскому).

Общество в XX в., пожалуй, впервые осознало свою реальную связь с географической оболочкой Земли, с ее биосферой. В процессе использования географической среды в своих целях нарушено экологическое равновесие. Вырубка лесов приводит к уменьшению поступления кислорода в атмосферу, к засухе, эрозии почвы, оврагам. Химические средства борьбы с сорняками приводят к отравлению многих видов растений и животных, приносят вред здоровью людей. Сжигаются нефть и уголь, в воздух выбрасываются пыль и ядовитые газы. Вода загрязняется химическими отходами предприятий и химическими удобрениями. Идет общий подогрев Земли, связанный с запылением атмосферы и выделением тепла различными энергетическими установками. «Озонные дыры» в верхних слоях атмосферы приводят к повышению солнечной радиации на поверхности Земли. К тому же нужно учесть, что большинство населения развитых стран живет в городах, число сельских жителей постоянно сокращается. А урбанизация окружающей среды также приводит к ряду негативных воздействий на человека. И не случайно еще в XIX веке Маркс писал: "Вывод таков, что культура, - если она развивается стихийно, а не направляется сознательно … оставляет после себя пустыню". (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 32, - с. 45).

Проблема взаимодействия общества и природы является предметом экологической формы общественного сознания. До поры до времени люди особенно не задумывались о результатах своего воздействия на природу. Но получалось так, что идея господства над природой, по существу, оправдывала хищническое отношение к природе. Погоня за прибылью любой ценой в конце концов привела к современной экологической ситуации. В разных районах планеты ученые рекомендуют управлять природными комплексами разных масштабов до биосферы включительно. Для подтвердения этого, достаточно будет сослаться на Международную конференцию по охране природы, состоявшуюся в июне 1986 г. в Оттаве, рекомендовавшую управлять природной средой в рамках природно-территориальных комплексов. В документах Встречи на высшем уровне по проблемам планеты Земля в Рио-де-Жанейро в 1992 г. также рекомендуется “управлять окружающей средой и развитием в целях каждодневного выживания и удовлетворения будущих потребностей человечества" .

Наверное, не столько разрушения, нанесенные человечеством природе (экологические кризисы имели место задолго до современности), сколько обратное их влияние на человеческое общество (загрязнение среды – отравление воды и пищи, атомные взрывы и катастрофы – врожденные уродства и раковые заболевания) провоцировало создание экологии человека как системы идей о характере взаимодействия природы и общества. Как реакция на сложившуюся ситуацию во второй половине XX века формируется новое экологическое мышление. Оно отражает реаль­ность современногомира, результаты взаимодействия общества и при­роды. Осознается необходимость разумного использования приро­ды, в планетарном масштабе. Вызревает убеждение, что сохранение при­роды, восстановление экологического баланса имеет общечеловеческую ценность. Создание ноосферы (одно из основных понятий нового экологического мышления) требует глобального подхода. Ноосфера понимается как организованная сознательной человеческой деятельностью область взаимодействия природы и общества, в которой люди направляют и контролируют ход природных процессов.

В.И.Вернадский одним из первых осознал, что человечество стало мощной геологической и, возможно, космической силой, способной преобразовывать природу в больших масштабах. Он отмечал, что человек охватил своей жизнью, культурой всю биосферу и стремится еще больше расширить сферу своего влияния. Биосфера, с его точки зрения, постепенно преобразуется в ноосферу - сферу разума. В.И.Вернадский рассматривал ноосферу как высшую стадию развития биосферы, когда определяющим фактором становится разумная деятельность человека. Преобразование биосферы в ноосферу он связывал с развитием науки, углублением научного проникновения в суть происходящих в природе процессов и организацией на этой основе рациональной человеческой деятельности. В.И.Вернадский был убежден, что ноосферное человечество найдет путь к восстановлению и сохранению экологического равновесия на планете, разработает и осуществит на практике стратегию бескризисного развития природы и общества. При этом он полагал, что человек вполне способен принять на себя функции управления экологическим развитием планеты в целом.

Сегодня предлагаются различные варианты оценки и решения эколо­гической проблемы. Срединих выделяются экологический песси­мизм и научно-технический оптимизм. Представители экологического песси­мизма (Дж.Форрестер, Д.Медоус, Р.Хайлбронер - в США) утвержда­ют, что развитие общества становится несовместимым с сохранением природы, противоречия между ними усиливаются в условиях научно-технического прогресса; возможен вариант полного разрушения окружающей природной среды и в итоге - гибели самого человечества. А что де­лать, чтобы избежать этого варианта? Вот некоторые предложения:

· Установить нулевой рост производства (задержать развитие промышленности и сельского хозяйства на нынешнем уровне, тем самым стабилизировать использование природных ресурсов).

· Отказаться от современной техники, возвратиться к допромышленному производству (альтернативным технологиям - ремесленно­му труду, земледелию, основанномуна простых орудиях, все большему использованию животных).

· Последовательно снижать прирост населения, а затем уменьшить его абсолютную численность. Это приведет к снижению объема потреб­ностей и к уменьшению объема производства.

· Изменить образ жизни и свести к минимуму потребности общества. Это позволит уменьшить антропогенную нагрузку на биосферу.

Все эти предложения, по сути дела, исходят из того, что полное восстановление экологического баланса уже не достижимо и можно го­ворить лишь о некотором ослаблении воздействия общества на природу.

Представители научно-технического оптимизма (Д.Белл, Г.Кан, А.Тоффлер - в США, Ж.Фурастье - во Франции, О.Флетхейм - в ФРГ, Д.Габор - в Великобритании) считают, что глобаль­ные проблемы разрешимы с помощью науч­но-технического прогресса. Среди путей решения экологической пробле­ма предлагаются следующие:

· Введение безотходного производства (при этом технологический кру­говорот веществ позволит свести к минимуму использование природных источников сырья и энергии).

· Разработать и реализовать "экологический императив"(не­допустимость изменения некоторого множества свойств окружающейсреды).

· Необходимо сформировать новую "экологическую нишу" человечества, создать новую цивилизацию, достичь коэволюции общества и природы. (Н.Н.Моисеев указывает на компоненты коэволюции человека и био­сферы: а) научно-технологический - эффективное использование ресур­сов, снижение нагрузки на биосферу (например, эффективные технологии земледелия); б) социально-нравственный - переустройство быта и пра­вил общежития, планирование рождаемости, регламентация деятельности людей. В конечном счете, необходима эволюция внутреннего мира человека).

· Автотрофность человечества - поселение человека в техносфере, пе­реход к усвоению неорганических веществ, независимость человека от биосферы (об автотрофности говорили К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский).

Оценивая концепции разрешения экологической проблемы, нужно иметь в виду, что последствия научно-технического прогресса зависят не от самих науки и техники, а от того, как используются их достижения, а это, в свою очередь, связано со спецификой той социальной системы, в которой они функционируют. Чтобы предотвратить разрушительные воздействия общества на природу, нужно не только осознать экологическую ситуацию, но и преобразовать само общество. Разработки в области новейшего направления в экологии - нооценологии - позволили найти подход, удовлетворяющий этому требованию: нужно компенсировать ущерб, нанесенный экосистеме. Например, путем искусственного расселения соболей в ряде районов России (к 30-м годам ХХ века эти зверьки исчезли в результате промысла) было восстановлено их обитание. Благодаря этому уже десятки лет численность соболей в России держится (разумеется, с небольшими колебаниями) на максимальном за весь изученный зоологической наукой исторический период уровне. Компенсация ущерба экосистемам позволяет восстановить естественный путь развития экосистем. Это благоприятно для обеих сторон в системе "природа - общество": компенсируя урон природным комплексам и тем самым, улучшая их состояние, человек создает более благоприятные условия для собственного существования. Сохранение экосистем, включая биосферу, таким путем позволит, в свою очередь, природе и обществу все более адаптироваться друг к другу (даст время на это), создаст возможности для их коэволюции.

Таким образом, от человечества не требуется делать что-либо специальное для превращения биосферу в ноосферу. Сложность биосферы не позволяет предсказывать результаты такого управления. Кроме того, человечество не знает, каковы параметры ноосферы, к достижению которых нужно направлять развитие природы. Обе проблемы: и построение ноосферы, и сохранение земной цивилизации - представляют собой единое целое, поэтому они и решаются единым путем. Экологические, экономические и социальные проблемы устойчивого развития тесно связаны, но стержнем является решение экологической проблемы - сохранение устойчивого развития биосферы.

Делая общий вывод, следует подчеркнуть, что взаимодействие между природой и обществом развивалось отнюдь не гармонично, а порождая все усиливавшиеся экологические кризисы. И хотя этапы в предложенной выше периодизации называются по-разному, в зависимости от ведущего технологического или культурного фактора на том или ином отрезке истории, в основе их характеристики лежит именно это представление — о возрастающей в ходе истории конфликтности природы и общества. Хотелось бы надеяться, что мы, наконец, осознав эту конфликтность и поняв вытекающую из нее опасность, задумаемся всерьез над тем, как их предотвратить. Гармонизация взаимоотношений человека и природы ценна не только в собственно экологическом смысле. Она важна также и для решения других глобальных проблем.

ЗАКОН СООТВЕТСТВИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ХАРАКТЕРУ И УРОВНЮ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ — объективный закон развития общественного производства, действующий во всех общественно-экономических формациях и определяющий взаимоотношение двух сторон производства —производительных сил и производственных отношений. Процесс производства, взаимодействия человека с природой при помощи средств труда, происходит всегда в определенной общественной форме, предполагает определенные отношения между людьми. Производительные силы и производственные отношения поэтому всегда выступают в единстве. Определяющая, более подвижная сторона этого единства — производительные силы. Во все времена люди старались облегчить свой труд, повысить его производительность, постоянно совершенствуя орудия труда. Однако на определенном этапе развитие производительных сил начинает сковываться, тормозиться производственными отношениями, как более устойчивой стороной производства. В антагонистическом обществе есть классы, группы людей, защищающие старые производственные отношения, к-рые обеспечивают им господство над другими классами. Все это порождает конфликт между производительными силами и производственными отношениями. Средство разрешения этого конфликта — революция (Революция социальная), в ходе к-рой передовые классы свергают власть реакционных сил, заменяют устаревшие производственные отношения такими, к-рые соответствуют характеру выросших в недрах отжившего общества производительных сил и способствуют их дальнейшему развитию. В капиталистическом обществе, напр., конфликт между обеими сторонами производства возникает потому, что общественные по своему характеру средства производства, требующие планомерного использования их в интересах всего общества, являются частной собственностью. Этот конфликт разрешает социалистическая революция, устанавливающая общественную собственность на средства производства. При социализме, с одной стороны, нет классов, к-рые не были бы заинтересованы в совершенствовании производственных отношений, а с другой — общество имеет возможность сознательно и своевременно принимать меры для их дальнейшего развития. Поэтому противоречия между двумя сторонами общественного производства не доходят здесь до конфликта. Они преодолеваются путем совершенствования производственных отношений, их отдельных сторон (совершенствуются производственные связи между предприятиями, отношения распределения и обмена и т. д.).

Формационная концепция общественного развития.

Термин «формация» Карл Маркс заимствовал из геологии, где формациями называются пласты горных пород, у Маркса это - пласты истории человеческого общества. Экономические формации следуют друг за другом в строго определенной хронологической последовательности, которая обусловлена характером развития орудий труда: архаическая - рабовладельческая и феодальная - капиталистическая - коммунистическая. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию. Последовательная смена формаций выявляет внутреннюю логику мировой истории, определяемой степенью овладения человеком силами природы. В основе формационной теории лежит «линейное» понимание истории, как прогрессивного восхождения человечества от дикости и варварства к высотам цивилизации, и в итоге к общественному строю, построенному на началах равенства и справедливости.

В структуру формации входят не только экономические, но и все социальные отношения, которые существуют в данном обществе, а также определенные формы быта, семьи, образа жизни.

Цивилизационная концепция общественного развития.

Концепция цивилизационного развития представлена несколькими теориями: теорией общественной типологии Н.Я. Данилевского, согласно которой нет всемирной истории, а есть лишь история отдельных цивилизаций, имеющих индивидуальный, замкнутый характер развития; теорией культуры и цивилизации О. Шпенглера, рассматривающей цивилизацию как заключительную стадию развития культуры, с присущими ей признаками - распространением индустрии и техники, деградацией искусства и литературы, превращением народа в безликую «массу», теорией исторических типов цивилизации П. Сорокина и др. А. Тойнби выделил и классифицировал 21 цивилизацию, каждая из которых есть. живой и сугубо индивидуальный общественный организм, проходящий один и тот же, неизменный жизненный цикл, от рождения до смерти. Все цивилизационные концепции - не линейные, а циклические, и все они покоятся на далеко идущей аналогии законов истории общества с законами биологической эволюции.

В основе линейных концепций лежит идея внутреннего единства всемирной истории. Предполагается, что история человечества, как мировой океан, вбирает в себя реки «историй» локальных обществ. Авторы циклических теорий истории доказывают, что никакого внутреннего единства в истории нет, что «человечество» - это абстракция, отвлеченное понятие, а в действительности существуют лишь отдельные народы, и у каждого свой, независимый от остальных жизненный цикл и свое собственное направление развития.

Понятие общественного, социального пространства и времени.Прогресс и регресс как характеристики направления социального времени, возможные тенденцииритмов истории. Рождение идеи социального прогресса в ХVIII веке (А.Р.Ж. Тюрго, Ж.А. Кондорсе), ее связь с идеей священной истории. Идея прогресса и представления об идеальном обществе (утопия, царство Божие на земле, коммунизм и др.). Социальный прогресс как движение к более высокоорганизованным совершенным этапам культуры, истории, социума, человека. Различные философские трактовки прогресса. Рационалистическая - исторический прогресс как утверждение разума. Идеалистическая - исторический прогресс как развертывание целей мирового духа.Материалистическая - исторический прогресс как закономерная смена общественно-экономических формаций. Историко-культурная - исторический прогресс как смена самостоятельных и локальных культур и цивилизаций. Культурно-критическая - отрицание позитивности и даже возможности прогресса. Общая тенденция прогрессивного развития - переход от систем с преобладанием естественной детерминации к системам с преобладанием социально-исторической детерминации. Применительно к последним социальный прогресс - процесс снятия социального отчуждения. Прогресс как результат творчества культуры и творчества истории. Три основные формы передачи культурного наследия: 1) предметно-теоретическая - передача технологий; 2) этико-воспитательная - передача норм, предписаний, табу; 3) аксиологически-идеологическая - передача целей, ориентиров, идеалов, установок. Три важнейших фактора, определяющих прогрессивное историческое развитие: 1) производство и техника; 2) система общественных отношений; 3) специфика и закономерности духовной жизни людей. Параметры социального прогресса: тип, цель, направление, способ соотнесения необходимого и случайного, индивидуального и общественного, власти и ответственности и т.п. Развитие культуры и истории как противоречивый процесс. Типы исторического развития: эволюционный - революционный, антагонистический - неантагонистический, прогрессивный - регрессивный.Типы прогрессивного развития: линейный, циклический, линейно-циклический. Факторы, определяемые характером, типом и степенью реализации социального прогресса: причины и движущие силы общественного развития, перспективы человечества, судьбы различных социально-экономических систем и культур и т.д. Понятия "движущие силы истории", "творческие силы истории", "субъект исторического процесса". Человечество как субъект истории. Человеческое измерение прогресса. Общественный прогресс и гуманизм. Сознание и интересы отдельных людей и общеисторическое развитие. Проблема объективного критерия прогресса. Степень овладения обществом стихийными силами природы, устранение социально-политического отчуждения и духовной неразвитости как важнейшие объективные критерии прогресса. Общественный прогресс и цивилизация. Цивилизационный критерий прогресса - увеличение общего блага как увеличение разумности, способности договориться для обеспечения защиты своих интересов и реализации своей свободы и уровня материального благополучия. Исторические перспективы современного информационного общества: прогресс или регресс?

Наши рекомендации