В) актуализация закрепляемого опыта
А) АКТУАЛИЗАЦИЯ ПЕРВИЧНОГО ОПЫТА
(Урок русского языка)
Тема: «Знаю ли я числительное?..»
(Закрепление и систематизация знаний по теме «Имя числительное»)
Учитель:
- Сегодня проводится заключительный урок по теме «Имя числительное». Мы постараемся привести в систему полученные знания по данной теме и закрепим их. А также попытаемся ответить на вопрос «Знаем ли мы числительное?».
- Где мы можем применять знания об имени числительном?
Ученик:
- Когда спрашиваем, который час.
- Когда идем в магазин за покупками.
- Когда сообщаем номер телефона или адрес, по которому проживаем и т.д.
Учитель:
- На каких уроках вы также используете имена числительные, и с какой целью?
Ученик:
- На уроке математики: при решении задач и примеров, объясняя решение, мы называем цифры именами числительными.
- На уроке географии, когда определяем долготу и широту географического объекта.
- На уроке истории: при рассказе называются даты жизни выдающихся людей, а также даты сражений или других значительных исторических событий.
Учитель:
- Посмотрите вокруг себя, можно ли сейчас в классе найти что-то, связанное с числительным?
Ученик:
- Количество учеников, парт, дата на доске…
Учитель:
- Итак. Для чего же нужны числительные, и что они обозначают?
Ученик:
- Обозначают количество предметов при счете, порядок предметов при счете. Нужны для того, чтобы цифровое обозначение оформлять словами.
Б) АКТУАЛИЗАЦИЯ ОБОГАЩАЕМОГО ОПЫТА
Для того, чтобы проверить весь теоретический материал по теме « Имя числительное» проведем тест
Учитель:
- Дается задание и три варианта ответа. Ваша задача выбрать верный ответ и буквенное обозначение данного ответа записать.
1.Числительное – это………..
а/ часть речи, обозначающая предмет
б/ часть речи, служащая для связи слов в словосочетании и предложении
в/ часть речи, обозначающая число, порядок предметов при счете, количество предметов.
2. Найдите количественное числительное:
а/ на пятом этаже
б/ в третьем ряду
в/ семь богатырей
3. Укажите составное числительное:
а/ одиннадцать лет
б/ тысяча девятьсот восемьдесят первый год
в/ сорок раз
4. Найдите порядковое числительное:
а/ с третьего щелка
б/ три товарища
в/ одна третья сада
5. Укажите дробное числительное:
а/ две десятых урожая
б/ двадцать два градуса
в/ четверо малышей
6. Найдите собирательное числительное:
а/ пять седьмых метра
б/ пятеро друзей
в/ пятьдесят пять лет
-Проверьте работу по ключу и оцените свою работу
Ключ Оценка
1-в; 2-в; 3-в; 4-а; 5-а; 6-б. «5»- 6-5; «4» - 4; «3»- 3; «2»- 2.
в) АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗАКРЕПЛЯЕМОГО ОПЫТА
На уроке по теме «Знаю ли числительное?...» после первоначального закрепления учащимся предлагается выполнить следующее задание «Выборочная работа» (из текста выбрать и записать в две колонки числительные).
Простые числительные | Составные числительные |
четверо, пятеро, восемьдесят | сорок два, четыреста шестьдесят тридцать семь целых пять десятых |
Учитель:
- Что объединяет выписанные вами числительные?
Ученик:
- Отвечают на вопрос СКОЛЬКО, а следовательно, это количественные числительные.
Учитель:
- А что отличает их друг от друга, кроме строения?
Ученик:
- Четверо – пятеро – собирательные,
Восемьдесят, сорок два, четыреста шестьдесят – целые
Тридцать семь целых пять десятых – дробное.
Учитель:
- Итак, количественные числительные делятся на три вида: дробные, целые и собирательные. Пофантазируйте и попробуйте нарисовать схему данного понятия.
Вариант № 1.
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ