Организационно-технические мероприятия по подготовке и проведению совещаний
Особенности оформления деятельности коллегиальных органов
Организационно-технические мероприятия по подготовке и проведению совещаний
Деятельность учреждений, работающих на основе коллегиальности, документируется постановлениями, решениями, распоряжениями. Постановления и решения принимаются в результате обсуждения на заседаниях коллегиальных органов, ход которых фиксируется в протоколах.
Документирование деятельности коллегиальных органов начинается с составления плана работы на основе предложений членов соответствующего органа (коллегии, совета, правления, бюро и т.д.). План предусматривает календарные сроки проведения заседаний, вопросы, подлежащие рассмотрению, фамилии лиц, ответственных за подготовку вопросов к обсуждению. Утвержденный план работы коллегиального органа рассылается его членам, заинтересованным организациям и лицам.
Собраниям и заседаниям предшествует большая подготовительная работа, которая отражается в административных документах. Документирование подготовки заседания заключается, прежде всего, в составлении повестки дня, в которую могут быть включены вопросы, не предусмотренные планом, но требующие обязательного разрешения на заседании. В повестке дня надо указать, сколько времени отводится на каждый вопрос, а на самом заседании установить твердый регламент. Вопросы в повестке дня следует располагать в порядке их важности и сложности, при этом так, чтобы приглашаемые на заседание тратили как можно меньше времени в ожидании рассмотрения своих вопросов. К повестке дня прилагают список приглашенных на заседание с указанием их должности и организации, которую они представляют.
В крупных учреждениях к заседаниям по наиболее важным вопросам составляется справка по их существу, в которой указываются причина и цель постановки вопроса на обсуждение. Вместе со справкой представляется проект решения, постановления. Постановка вопросов на обсуждение коллегиальных органов может быть предпринята не только по инициативе руководителя учреждения, но и по инициативе отдельных структурных подразделений.
Материалы к заседанию представляются, как правило, за 3-5 дней руководителю учреждения и после их рассмотрения вместе с извещением о заседании направляются членам коллегиального органа. Предварительная рассылка материалов дает возможность вносить поправки в уже имеющийся письменный проект решения и тем самым ускоряет решение вопросов на самом заседании.
Перед началом заседания производится регистрация присутствующих. При подготовке больших совещаний, конференций, встреч, на которых планируется участие работников учреждений, организаций из других краев, областей, международных организаций, рекомендуется предусмотреть следующие моменты:
а) выработка повестки дня и определение круга участников;
б) ознакомление предполагаемых участников с повесткой;
в) выработка регламента совещания;
г) подготовка материалов, которые будут рассматриваться на совещании (доклада, информационного сообщения организатора совещания; доклада, информационного сообщения участников; справочно-информационных материалов, которые могут потребоваться в ходе совещания; проекта решения);
д) организационное обеспечение совещания (регистрация участников; размещение участников; транспортное обеспечение участников; питание участников; культурно-массовые мероприятия; информирование участников по интересующим их вопросам; снабжение участников канцтоварами);
е) организационные работы секретариата совещания;
ж) техническое обеспечение проведения совещания (оснащение помещения техническими средствами);
и) документирование работы совещания (составление протокола (стенограмма) итоговых материалов; размножение итоговых материалов; обеспечение этими материалами участников совещания);
к) анкетирование участников совещания (о работе совещания и т.д. )
Если в подготовке совещания участвует целая группа, нужен план, утвержденный должностным лицом, отвечающим за совещание. Составляется смета расходов. Определяется повестка дня. В соответствующем документе указывается тема, которая будет обсуждаться на совещании, перечисляются темы докладов, сообщений и т.п., предлагаемых для обсуждения, и приводятся краткие сведения о выступающих (фамилии, имена и отчества, должности).
Уточняется список лиц, приглашенных на совещание, составляются приглашения (извещения) в состав которых входят: обращение; информация о дате и месте проведения совещания; повестка дня; предложение принять участие; просьба о подтверждении участия. Подписывают приглашения лица, отвечающие за подготовку совещания. Определяется регламент работы. Он должен предусматривать четкую организацию хода совещания, порядок рассматриваемых вопросов, определенные процедурные стороны (вступительное слово, доклады, выступления, вопросы докладчикам, ответы докладчиков, справка по ходу совещания, чтение проекта решения, предложения по проекту решения, подведение итогов совещания) с указанием времени, отведенного для каждой процедуры в ходе совещания. Общая продолжительность совещания не должна превышать трех-четырех часов в день. Если в совещании участвует до 50 человек, перерыв делают через каждые 50 мин, его продолжительность - не более 10 мин. При большем числе участников перерыв делают через 1,5 часа работы на 15 мин.