Маркетинг услуг и маркетинг в сфере некоммерческой деятельности
Сфера действия маркетинга последнее время расширилась, включив в себя и ряд других самостоятельных единиц «рыночного хождения», а именно услуги, организации, отдельные лица, места и идеи. Услуги – это действия или выгоды, которые одна сторона может предложит другой и которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо. Услуги неосязаемы, неотделимы от своего источника, непостоянны по качеству и не сохраняемы. Услуги классифицируются по признаку того, являются ли их источником люди или машины, обязательно ли присутствие клиента в момент их оказания, приобретает ли их клиент удовлетворения личных или деловых нужд и является ли поставщик услуг коммерческой или некоммерческой организацией частного или общественного сектора. Фирмы услуг, как правило, отстают от фирм-производителей в восприятии и использовании концепции маркетинга. Однако рост издержек и обострение конкуренции вынуждают фирмы услуг изыскать пути повышения производительности своей деятельности. Маркетинг вносит свой вклад, требуя более системного подхода к планированию замысла услуг, установления цен, организация системы распределения и стимулирования.
Объектом маркетинга могут быть и организации. Маркетинг организации – это деятельность, предпринимаемая с целью с создания, поддержания или изменения и / или поведения целевых аудиторий по отношению к конкретным организациям. Он требует оценки существующего образа организации и разработки плана маркетинга по улучшению этого образа.
Маркетинг отдельных лиц – это деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания или измерения позиций и / или поведения по отношению к конкретным лицам. Двумя наиболее распространенными формами маркетинга отдельных лиц являются маркетинг знаменитостей и маркетинг политических лиц.
Маркетинг мест – это деятельность, предпринимается с целью создания, поддержания или изменения отношений и / или поведения, касающихся конкретных мест. Четырьмя наиболее часто встречающимися типами маркетинга мест является маркетинг жилья, маркетинг зон хозяйственной настройки, маркетинг инвестиций в земельную собственность.
Маркетинг идей – это деятельность по предложению на рынке идей. Если речь идет об идеях собственного характера, такой маркетинг называют общественным, и заключается он в разработке, претворении в жизнь и контроле за выполнением программ, имеющих целью добиться восприятия целевой группой общественной идеи, движения или практики. Общественный маркетинг идет дальше рекламы с обращениями к общественности, поскольку он координирует усилия рекламы и всех остальных составляющих комплекса маркетинга. Деятельность общественного маркетинга формулирует цели общественных перемен, анализируя отношения потребителей и факторы конкурентного противодействия, разрабатывает и опробует варианты замысла, формулирует существенные каналы распространения коммуникации и, наконец постоянно контролирует достигнутые результаты. Общественный маркетинг нашел применение в таких сферах деятельности, как планирование семьи, защита окружающей среды, борьба с курением и прочие проблемы общественной жизни.
Маркетинг мест– деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания или изменения отношений и / или поведения, касающихся конкретных мест.
Маркетинг организаций –деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания или изменения позиций и / или поведения целевых аудиторий по отношению к конкретным организациям.
Маркетинг отдельных лиц– деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания или изменения позиций и / или поведения по отношению к конкретным лицам.
Общественный маркетинг– разработка, претворение в жизнь и контроль за выполнением программ, имеющих целью добиваться восприятия группой общественной идеи, движения и практики. Для достижения максимальной ответной реакции целевой группы в процессе общественного маркетинга пробегаются к сегментированию рынка, изучению потребителей, разработке замысла, разработке коммуникаций, приемам облегченного условия, стимулам и использованию приемов теории обмена.
Организация общественного мнения –управленческая функция, в рамках которой осуществляется оценка отношений общественности, соотнесение принципов и приемов деятельности лица или организации с общественными интересами, планирование и претворение в жизнь программ действий, рассчитанных на завоевание понимания и восприятия со стороны общественности.
Услуга –любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо.
МАРКЕТИНГ И ОБЩЕСТВО
Система маркетинга должна функционировать таким образом, чтобы улавливать, обслуживать и удовлетворять нужды потребителей и улучшать качество жизни. В своем стремлении удовлетворить нужды потребителей предприниматели могут совершать определенные действия, которые не всем нравятся и не всем приносят блага. Руководители маркетинга должны знать об основных критических замечания подобного рода.
Маркетинг критикуют за то, что он отрицательно влияет на благосостояние потребителей за счет высоких цен, использование приемов введения в заблуждение, использование методов навязывание товаров, продажа недоброкачественных или небезопасных в обращении товаров, использование практики запланированного устаревания товаров и низкого уровня обслуживания обездоленных потребителей. В отношении воздействия на общество в целом маркетинг критикуют за то, что он способствует распространению чрезмерного меркантилизма и искусственных желаний, недостатку общественно полезных товаров, эрозии культуры и чрезмерному политическому влиянию бизнеса. Критические замечания по поводу воздействия маркетинга на конкуренцию между предприятиями сводятся к тому, что он вызывает приобретения, сужающую конкуренцию, ставит барьеры для выхода на рынок других фирм и поощряет хищническую конкуренцию.
Эти ощутимые злоупотребления со стороны маркетинга вызвали к жизни движения гражданских действий, и в первую очередь консюмеризм и движение за охрану окружающей среды. Консюмеризм – это организационное общественное движение за укрепление прав и влияния потребителей в отношении продавцов. Предприимчивые деятели маркетинга видят в этой ситуации возможность лучше обслуживать потребителей, предоставляя им больше информации, обучая и защищая их. Движение за охрану окружающей среды – это организационно общественное движение, имеющее целью свисти к минимуму вредное влияние приемов и практики маркетинга на окружающую среду и качество жизни. Его сторонки требуют вмешательства во всех случаях, когда удовлетворение потребительских нужд оборачивается слишком большими издержками для окружающей природы.
Общественные движения привели к принятию многих законов для защиты потребителей в деле обеспечения безопасности товаров, отражение истины в предложениях о предоставление займов, указание ингредиентов и сроков годности на этикетках товаров и отражения истины в рекламе.
Несмотря на то, что по началу многие предприниматели были противниками этих общественных движений и законов, сегодня большинство из них признает необходимость в позитивном информирование потребителей, их образование и защите. Некоторые фирмы используют концепцию просвещенного маркетинга, основанного на принципах ориентации на потребителей, новаторства, создания ценностных достоинств, осознание общественной миссии и социально-этической направленности. Такие фирмы разработали основополагающие установки и принципы, призванные помочь их руководителям в разрешении возникающих моральных дилемм.
Движение за окружающую среду –организованное движение обеспокоенных граждан и государственных органов, направленное на защиту и улучшение среды обитания.
Консюмеризм –организационное движение граждан и государственных органов за расширение прав и влияние в отношении продавцов.