Steigerungsstufen der Adjektive und Adverbien
Степени сравнения прилагательных и наречий
Имена прилагательные имеют основную степень (der Positiv – положительную) и две степени сравнения (der Komparativ – сравнительную и der Superlativ – превосходную).
Положительная степень является основной, т.е. исходной для образования двух других. Сравнительная степень образуется при помощи суффикса -er: klein-kleiner, schön-schöner, laut-lauter;
Превосходная степень образуется при помощи суффикса -(e)st и имеет две формы:
1. склоняемую форму с определённым артиклем (всегда только определённым!) и личным окончанием: der kleinste, die schönste, das lauteste. Эта форма употребляется как определение к существительному и стоит перед ним:
Der 21. Juli ist der längste Tag des Jahres.
21 июля самый длинный день в году.
2. несклоняемую форму с суффиксом -sten и частицей am: am kleinsten, am schönsten, am lautesten, которая употребляется только как именная часть сказуемого:
Dieses Kind ist am lautesten.
Этот ребёнок самый шумный.
Наречия, происходящие от качественных прилагательных, могут изменяться по степеням сравнения, как и прилагательные. Но в превосходной степени они имеют только форму am -sten.
Большинство односложных прилагательных с корневыми гласными -a-, -o-, -u- получают при образовании сравнительной и превосходной степени умляут: jung-jünger-am jüngsten, warm-wärmer-am wärmsten, alt-älter-am ältesten...
Исключение составляют:
· blond, falsch, schlank, rasch, klar, rot, voll, froh, zart, bunt, satt, stolz, schmal (bunt-bunter-am buntesten, klar-klarer-am klarsten);
· прилагательные с -au- в корне: blau-blauer-am blausten, laut-lauter-am lautesten.
Прилагательные с основой на -d, -t, -s, -ß, -z, -sch образуют превосходную степень при помощи суффикса -est:kurz-kürzer-am kürzesten (der kürzeste), kalt-kälter-am kältesten (das kälteste), süß-süßer-am süßesten (die süßeste), !!! но groß-größer-am größten (der größte).
Прилагательные с суффиксами -er, -elпри образовании сравнительной степени и при склонении теряют -e-в суффиксе: teuer-teurer-am teuersten, in dunklem Wald.
Некоторые прилагательные и наречия образуют степени сравнения не по общим правилам:
gut (хорошо) – besser – am besten
viel (много) – mehr – am meisten
gern (охотно) – lieber – am liebsten
bald (скоро) – eher – am ehesten
hoch (высоко) – höher – am höchsten
nah (близко) – näher – am nächsten
Степени сравнения прилагательных могут употребляться:
1. в полной форме (с окончанием) как определение:
Ich habe ein schönes Bild. У меня есть красивая картина.
Sie hat ein schöneres Bild. У неё картина красивее.
Er hat das schönste Bild. У него самая красивая картина.
2. в краткой форме (без окончания) как именная часть сказуемого:
Dieses Auto ist teuer. Эта машина дорогая.
Jenes Auto ist noch teurer. Та машина ещё дороже.
Aber sein Auto ist das teuerste. Но его машина самая дорогая.
(Aber sein Auto ist am teuersten.)
3. в краткой или полной форме при сравнении:
а) положительная степень при сравнении двух величин обозначает равенство или неравенство (если есть отрицание nicht). Если после прилагательного в положительной степени следует сравнение, то используются союзы ebenso ... wie, so...wie, genauso…wie:
Diese Arbeit ist ebenso gut wie jene. Эта работа так же хороша, как и та.
Ihr Kleid ist nicht so schön wie mein. Её платье не такое красивое, как моё.
б) сравнительная степень показывает, что данный признак присущ какому-либо предмету или лицу в большей степени, чем другому. Если после прилагательного в сравнительной степени следует сравнение, то употребляется союз als:
Meine Tochter ist älter als deine. Моя дочь старше, чем твоя.
в) превосходная степень показывает, что данный признак присущ какому-либо предмету или лицу в наивысшей степени по сравнению с другими:
Er ist der beste Spieler in der Mannschaft. Он лучший игрок в команде.
Особенностью немецкого языка является употребление степеней сравнения прилагательных вне сравнения с другими предметами. В этом случае выражается меньшая степень какого-либо качества, например:
eine ältere Frau – пожилая женщина (т.е. моложе, чем старая)
längere Zeit – продолжительное время (т.е. короче, чем длительное время)
Сравнительная степень в сочетании со словом immerпереводится на русский язык со словом всё, например: immer mehr (всё больше), immer öfter (всё чаще), immer besser (всё лучше).
Положительная степень в сочетании с zuпереводится на русский язык со словом слишком,например: zu viel (слишком много), zu schnell (слишком быстро), zu leise (слишком тихо).
Verb
Глагол
Глагол обозначает действие, процесс или состояние. В немецком языке глагол имеет следующие грамматические категории: лицо (die Person) (1-е, 2-е, 3-е); число (единственное (der Singular) и множественное (der Plural)); время (три временные ступени – прошлое, настоящее, будущее). Для их выражения имеется шесть временных форм: das Präsens (настоящее время), das Präteritum, das Perfekt, das Plusquamperfekt (для выражения прошедшего времени) и das Futurum I, das Futurum II (для выражения будущего времени); залог (действительный (das Aktiv) и страдательный (das Passiv)); наклонение (изъявительное (der Indikativ), повелительное (der Imperativ) и сослагательное (der Konjuktiv)).
Изменение глаголов по лицам, числам, временам, залогам и наклонениям называется спряжением (die Konjugation).
Все грамматические формы глагола образуются от трех его основ, которые называются основными формами (Grundformen/Stammformen):
· первая основная форма – инфинитив I (der Infinitiv I). Он оканчивается на –en или –n: lesen читать, machen делать, basteln мастерить;
· вторая основная форма – претерит (Präteritum) (можно также встретить название «основа претерита»): las, machte, bastelte;
· третья основная форма – партицип II/ причастие II (Partizip II): gelesen, gemacht, gebastelt.
В немецком языке глаголы в зависимости от способа словообразования делятся на:
· простые:stehen, suchen, kommen;
· производные:verstehen, versuchen, bekommen;
· сложные: kennen lernen, stehen bleiben.
В зависимости от типа спряжения глаголы делятся на:
· сильные (starke Verben):они образуют свои три основные формы с помощью изменения корневого гласного в Präteritum и часто в Partizip II. Partizip II имеет приставку ge- и суффикс -en: kommen-kam-gekommen, lesen-las-gelesen, schreiben-schrieb-geschrieben;
· слабые (schwache Verben):основные формы образуются без изменения корневого гласного, Präteritum образуется с помощью суффикса -(e)te, а Partizip II с помощью приставки ge- и суффикса -(e)t:machen-machte-gemacht, arbeiten-arbeitete-gearbeitet, baden-badete-gebadet. (Суффиксы -ete и -et употребляются в глаголах с основой, заканчивающейся на d, t, m, n.)
· Особую группу слабых глаголов образуют: brennen, kennen, nennen, rennen, senden, wenden, denken.В Präteritum и Partizip II они меняют корневой гласный с е на а,их называют смешанными: brennen-brannte-gebrannt, kennen-kannte-gekannt, nennen-nannte-genannt, rennen-rannte-gerannt, senden-sandte-gesandt или sendete-gesendet , wenden-wandte-gewandt или wendete-gewendet, denken-dachte-gedacht;
· нерегулярные (unregelmäßige Verben): sein, haben, werden, bringen, tun. Каждый из них имеет свои особенности в спряжении или в образовании основных форм:
sein-war-gewesen (ich bin, du bist, er ist, wir sind, ihr seid, sie sind);
haben-hatte-gehabt (ich habe, du hast, er hat, wir haben, ihr habt, sie haben);
werden-wurde-geworden (ich werde, du wirst, er wird, wir werden, ihr werdet, sie werden);
bringen-brachte-gebracht (ich bringe, du bringst, er bringt, wir bringen, ihr bringt, sie bringen);
tun-tat-getan (ich tue, du tust, er tut, wir tun, ihr tut, sie tun);
· претерито-презентные (Verben praeterito-praesentia): модальные глаголы и глагол wissen, в Präteritum получают суффикс -te, а в Partizip II -t. Глаголы müssen, können, dürfen, mögen в Präteritum и Partizip II теряют умлаут:
wollen-wollte-gewollt
müssen-musste-gemusst
sollen-sollte-gesollt
können-konnte-gekonnt
dürfen-durfte-gedurft
mögen-mochte-gemocht
wissen-wusste-gewusst.
В 1-м и 3-м лице единственного числа эти глаголы не имеют личных окончаний: ich will, er will; ich muss, er muss; ich weiß, er weiß.
Некоторые глаголы образуют как сильные, так и слабые формы (это связано с различиями в значении): erschrecken-erschrak-erschrocken (испугаться), erschrecken-erschreckte-erschreckt (испугать).
В зависимости от отношения к подлежащему глаголы делятся на:
· личные (persönliche):могут употребляться во всех трёх лицах единственного и множественного числа:
ich mache, du machst, er macht, wir machen, ihr macht, sie machen;
· безличные (unpersönliche): имеют форму только только 3-го лица единственного числа и употребляются с безличным местоимением es:
es schneit (идёт снег), es regnet (идёт дождь).
Примечание: многие глаголы могут употребляться как лично, так и безлично:
Sie geht in die Schule. Она идёт в школу.
Es geht mir gut. У меня всё хорошо.
В зависимости от отношения к дополнению глаголы делятся на:
· переходные (transitive Verben): требуют после себя дополнения в Akkusativ без предлога:
Ich lese den Roman von Tolstoi. Я читаю роман Толстого.
Er schreibt den Brief an die Oma. Он пишет письмо бабушке.
· непереходные (intransitive Verben): все остальные.
По значению глаголы делятся на:
· полнозначные (Vollverben): machen, arbeiten, fahren, kommen;
· вспомогательные (Hilfsverben):
а) модальные: wollen, müssen, sollen, können, dürfen, mögen и глагол lassen;
б) haben, sein, werden (в сложных формах);
в) глаголы-связки: sein, werden, bleiben.
Präsens
Настоящее время
Präsens служит для передачи действия, совпадающего с моментом речи или совершающегося длительное время (Das Kind schläft. – Ребенок спит. Ich gehe in die Schule zu Fuß. – Я хожу в школу пешком.), а также для обозначения действия в будущем, если в предложении имеется обстоятельство времени, указывающее на будущее (Bald fährt Martin nach Deutschland. – Скоро Мартин поедет в Германию.).
Präsens образуется путем прибавления к основе инфинитива личных окончаний:
Лицо | Единственное число | Множественное число |
-e | -en | |
-(e)st | -(e)t | |
-(e)t | -en |
machen | |||
ich | mache | wir | machen |
du | machst | ihr | macht |
er, sie, es | macht | sie, Sie | machen |
· Если основа глагола заканчивается на t, d,или n, mс предшествующими согласными, то во 2-м лице единственного и множественного числа и в 3-м лице единственного между основой и окончанием появляется e.
arbeiten | rechnen | |
ich | arbeite | rechne |
du | arbeitest | rechnest |
er, sie, es | arbeitet | rechnet |
wir | arbeiten | rechnen |
ihr | arbeitet | rechnet |
sie, Sie | arbeiten | rechnen |
· У сильных глаголов во 2-м и 3-м лице единственного числа происходит изменение корневых гласных е, a, au на iили ie, ä, äuсоответственно.
sprechen | sehen | fahren | laufen | |
ich | spreche | sehe | fahre | laufe |
du | sprichst | siehst | fährst | läufst |
er, sie, es | spricht | sieht | fährt | läuft |
wir | sprechen | sehen | fahren | laufen |
ihr | sprecht | seht | fahrt | lauft |
sie, Sie | sprechen | sehen | fahren | laufen |
Спряжение вспомогательных глаголов и глагола tun в презенс:
haben | sein | werden | tun | |
ich | habe | bin | werde | tu(e) |
du | hast | bist | wirst | tust |
er, sie, es | hat | ist | wird | tut |
wir | haben | sind | werden | tun |
ihr | habt | seid | werdet | tut |
sie, Sie | haben | sind | werden | tun |
Обратите внимание на спряжение следующих глаголов:
nehmen | treten | halten | raten | gelten | laden | |
ich | nehme | trete | halte | rate | gelte | lade |
du | nimmst | trittst | hältst | rätst | giltst | lädst |
er, sie, es | nimmt | tritt | hält | rät | gilt | lädt |
wir | nehmen | treten | halten | raten | gelten | laden |
ihr | nehmt | tretet | haltet | ratet | geltet | ladet |
sie, Sie | nehmen | treten | halten | raten | gelten | laden |
Следует запомнить также спряжение глагола stoßen.
stoßen | |
ich | stoße |
du | stößt |
er, sie, es | stößt |
wir | stoßen |
ihr | stoßt |
sie, Sie | stoßen |
Präfixverben
Глаголы с приставками
В немецкой грамматике большую роль играют глагольные приставки.
1. Неотделяемые приставки употребляются слитно с глаголом во всех его формах: be-, ge-, er-, ver-, zer-, ent-, emp-, miss-(bekommen, gebrauchen, erhalten, verstehen, zerbrechen, entspannen, empfehlen, misstrauen...). Эти приставки всегда безударны.
Ich bekomme aktuelle Nachrichten per Internet.
2.У глаголов с отделяемыми приставками и сложных глаголов (первый компонент которых выражен существительным, прилагательным или частицей (fernsehen, zurückkommen, teilnehmen...) первый (всегда ударный) компонент отделяется и ставится после глагола, а при употреблении в предложении – в конце предложения. К отделяемым приставкам относятся: ab-, an-, auf-, aus-, bei-, dar-, ein-, fort-, her-, heraus-, mit-, nach-, vor-, vorbei-, zu-... (abfahren, ankommen, aufstehen, ausmachen, beibringen, darstellen, eingehen, fortschicken, herstellen, heraustragen, mitkommen, nachfragen, vorstellen, vorbeigehen, zuhören...).
Ich stehe auf, du stehst auf, er steht auf, wir stehen auf, ihr steht auf,
sie stehen auf;
Ich stehe jeden Morgen um 7 Uhr auf.
3.Следующие приставки durch-, hinter-, über-, um-, unter-, wieder-могут быть как отделяемыми, так и неотделяемыми (отделяемые всегда будут под ударением). Определить наличие или отсутствие ударения на приставке можно с помощью словаря, где обязательно дается соответствующая пометка. От того, является ли приставка отделяемой или нет, зависит значение глагола:wiederholen (повторять) – неотделяемая приставка, wiederkommen (прийти снова) – отделяемая.
Der Student wiederholt Grammatik. Студент повторяет грамматику.
Wann kommst du wieder? Когда ты придёшь снова?
Modalverben
Модальные глаголы
Модальные глаголы в отличие от самостоятельных обозначают не действие как таковое, а отношение говорящего к нему – желание, возможность или обязанность это действие выполнить. К модальным глаголам в немецком языке относятся:
wollen – желать, хотеть
Er will an dieser Universität studieren.
Он хочет учиться в этом университете.
müssen – необходимость, долженствование(по внутреннему убеждению)
Die Kinder müssen viel Obst essen.
Дети должны есть много фруктов.
sollen – необходимость, долженствование(в результате чужой воли, приказа). Глагол sollen часто используется в вопросах.
Ich soll heute früher zu Hause sein.
Я должен быть сегодня дома пораньше.
Soll ich lieber das Fenster zumachen?
Может мне лучше закрыть окно?
können – мочь, иметь возможность, уметь
Wir können dir dabei nicht helfen.
Мы не можем тебе в этом помочь.
dürfen – мочь, сметь, иметь разрешение
Ihr dürft in diesem Raum nicht rauchen.
Вам нельзя курить в этом помещении.
mögen – нравиться, любить
Alle Kinder mögen Eis.
Все дети любят мороженое.
Часто используется сослагательное наклонение от глагола mögen – möchtenв значении хотеть, желать:
Ich möchte gerne ein Glas Sekt bestellen.
Я хотел бы заказать бокал шампанского.
Модальный глагол используется обычно с другим глаголом, обозначающим действие. Этот смысловой глагол стоит в форме инфинитива в конце предложения. Оба глагола образуют сложное глагольное сказуемое:
Er will diesen Text lesen. Он хочет читать этот текст.
Sollst du jetzt ins Dekanat gehen? Ты должен сейчас пойти в деканат?
Отрицание nicht в предложении с модальным глаголом может стоять как перед инфинитивом, так и сразу после модального глагола:
Ich kann diese Arbeit nicht machen. Я не могу сделать эту работу.
Ich kann nicht diese Arbeit machen.
Спряжение модальных глаголов в настоящем времени (Präsens)
wollen | müssen | sollen | können | dürfen | mögen | möchten | |
ich | will | muss | soll | kann | darf | mag | möchte |
du | willst | musst | sollst | kannst | darfst | magst | möchtest |
er, sie, es, man | will | muss | soll | kann | darf | mag | möchte |
wir | wollen | müssen | sollen | können | dürfen | mögen | möchten |
ihr | wollt | müsst | sollt | könnt | dürft | mögt | möchtet |
sie, Sie | wollen | müssen | sollen | können | dürfen | mögen | möchten |
Местоимение manобразует с модальными глаголами безличные словосочетания:
man kann/ man kann nicht можно/ нельзя
man darf/ man darf nicht можно, разрешается/ нельзя, запрещено
man muss/ man muss nicht нужно/ не нужно
man soll/ man soll nicht следует, надлежит, нужно/ не следует
Глагол lassen
Иногда глагол lassenпричисляют к модальным. В самостоятельном употреблении он имеет значение оставлять, забывать.
Ich lasse dich alleine. Я оставлю тебя одного.
Sie hat ihre Tasche bei mir gelassen. Она забыла свою сумку у меня.
В значении модального глагола lassen имеет следующие значения:
а) велеть, просить, заставлять:
Der Professor lässt die Studenten das auswendig lernen.
Профессор заставляет студентов выучить это наизусть.
Er lässt Sie herzlich grüßen.
Он просит передать Вам сердечный привет.
б) служит для указания, что действие выполняется не самим объектом:
Er lässt sein Auto reparieren.
Он отдает свою машину починить (в мастерскую).
(Его машину должны починить.)
в) давать (не мешать), пусть, пускай:
Lass ihn gehen! Дай ему уйти! (Пусть идёт!)
г) разрешать:
Der Professor lässt ihn die Prüfung ablegen.
Профессор разрешает ему сдавать экзамен.
д) приглашение к совместному действию:
Lass uns gehen! Давай пойдём! Пойдём!
Lasst uns gehen! Давайте пойдём! Пойдёмте!
Глагол wissen
Глагол wissen не является модальным, но спрягается в презенс как модальные глаголы:
ich weiß wir wissen
du weißt ihr wisst
er, sie, es weiß sie, Sie wissen.
Глагол wissenможет употребляться также со словами Adresse, Antwort, Rat, Name.
Глагол kennen употребляется с именами существительными и местоимениями:
Kennst du diesen Menschen? Ты знаешь этого человека?
Wir kennen alle diese Filme auswendig. Мы знаем все эти фильмы наизусть.
Ich kenne dich noch von der Schule. Я знаю тебя ещё со школы.
Прошедшее время
В немецком языке есть три формы выражения прошедшего времени: Präteritum, Perfekt, Plusquamperfekt.
Präteritum
Простое прошедшее время
(претерит)
Претерит – это простое (состоящее только из смыслового глагола) прошедшее время, которое употребляется в связных рассказах и повествованиях.
Простое прошедшее время образуется от второй основной формы глагола (основы претерита) с добавлением к ней личного окончания. Глаголы, спрягаемые в Präteritum, имеют те же личные окончания, что и в Präsens, за исключением 1-го и 3-го лица единственного числа, где личные окончания у всех глаголов отсутствуют:
Лицо | Единственное число | Множественное число |
- | -(e)n | |
-(e)st | -(e)t | |
- | -(e)n |
Слабые и модальные глаголы образуют вторую основную форму от основы глагола при помощи суффикса -te, модальные глаголы при этом теряют умлаут:
machen | müssen | |
ich | machte | musste |
du | machtest | musstest |
er, sie, es | machte | musste |
wir | machten | mussten |
ihr | machtet | musstet |
sie, Sie | machten | mussten |
Слабые глаголы, основа которых заканчивается на t, dилиn, mс предшествующими согласными, образуют вторую основную форму при помощи суффикса -ete:
arbeiten | rechnen | |
ich | arbeitete | rechnete |
du | arbeitetest | rechnetest |
er, sie, es | arbeitete | rechnete |
wir | arbeiteten | rechneten |
ihr | arbeitetet | rechnetet |
sie, Sie | arbeiteten | rechneten |
Сильные глаголы, образуя вторую основную форму, изменяют корневую гласную и не получают никакого суффикса.
fahren | aufstehen | |
ich | fuhr | stand auf |
du | fuhrst | standest auf |
er, sie, es | fuhr | stand auf |
wir | fuhren | standen auf |
ihr | fuhrt | standet auf |
sie, Sie | fuhren | standen auf |
Отделяемые приставки глаголов используются, как в Präsens, т.е. стоят в конце предложения:
Ich stand heute sehr früh auf Я сегодня встал очень рано и быстро
und zog mich schnell an. оделся.
Спряжение вспомогательных глаголов в Präteritum
haben | sein | werden | |
ich | hatte | war | wurde |
du | hattest | warst | wurdest |
er, sie, es | hatte | war | wurde |
wir | hatten | waren | wurden |
ihr | hattet | wart | wurdet |
sie, Sie | hatten | waren | wurden |
Perfekt
Сложное прошедшее время
(перфект)
Сложное (состоящее из двух глаголов: вспомогательного и смыслового) прошедшее время, употребляется в разговорной (диалоговой) речи или в кратких сообщениях.