Самостоятельная работа студента (СРС)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. М. КОЗЫБАЕВА
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Общее землеведение
Для специальности 5В060900 География, 5В011600 География, 5В060800 Экология
Количество кредитов 3
г. Петропавловск
2014 г.
Рабочая учебная программа по дисциплине Общее землеведение утверждена на заседании Учебно-методического совета университета
протокол № 9 от «28» мая 2014 г.
Председатель УМС ___________________ А. Мухамеджанова
Рабочая учебная программа по дисциплине Общее землеведение рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседаниях:
Учебно-методического советаФакультета естественных наук и спорта
протокол № 4 от «20» мая 2014 г.
Председатель УМС факультета _______________ И.Голодова
КафедрыГеографии и экологии
протокол № 10 от «19» мая 2014 г.
Заведующий кафедрой_______________ П.Дмитриев
Рабочую учебную программу по дисциплине Общее землеведениеразработала:
1. Гордиянова Г.В., ст.преп. кафедры географии и экологии ______________________
Разработана на основании: требований к уровню квалификации и компетентности бакалавра по специальности 5В060900 «География», рабочих учебных планов, каталога элективных дисциплин.
Выписка из рабочих учебных планов
Таблица 1
Форма обучения | Всего кредитов | Распределение кредитов по видам занятий | Форма контроля (экзамен, курсовая работа/проект и др.) | ||
лекции | практические | лабораторные/студийные | |||
Очная | Экзамен |
Общие сведения
Цель и задачи дисциплины
Цель: формирование представлений о географической оболочке как о целостной материальной системе, составные части которой, ее компоненты, находятся в тесном взаимодействии и непрерывном развитии; о единстве человека и природы.
Задачи курса:
- дать определение объекта и предмета физической географии и общего землеведения;
- познакомиться с задачами и методами географических исследований;
- изучить факторы формирования географической оболочки; охарактеризовать геосферы Земли;
- рассмотреть основные свойства и закономерности географической оболочки
Компетенции.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие профессиональных компетенций и позволяет обучающимся:
1. знать особенности географической оболочки и основных геосфер земли, их основные закономерности ;
2. владеть современными методами исследования географической оболочки;
3. производить анализ географических проблем на основе географического подхода, отличающегося территориальностью, глобальностью и историзмом.
1.3 Пререквизиты: -
Постреквизиты:метеорология и климатология, геоморфология, гидрология, ландшафтоведение, физическая география материков и океанов, физическая география Казахстана.
Содержание дисциплины
Таблица 2
Содержание дисциплины | Кол-во часов | Форма обучения | Кол-во часов по видам занятий/работ | ||||
Л | Пр | Лб | СРСП | СРС | |||
Тема 1: Введение. Введение. Объект и предмет географии. Системная классификация географических наук. Знакомство с географическими атласами и приемами работы с ними (лаб. раб.). Построение и анализ графика дальности видимого горизонта в зависимости от изменения высоты места наблюдения (лаб. раб.). Определение местного и поясного времени (лаб.раб.). | ДО | ||||||
Тема 2: Космические факторы формирования ГО . Вселенная. Галактики. Солнечная Система. Солнце. | ДО | ||||||
Тема 3: Планетарные факторы формирования географической оболочки. Форма и размеры Земли. Годовое вращение Земли. Определение продолжительности дня (лаб.раб.). | ДО | ||||||
Тема 4: Планетарные факторы формирования географической оболочки. Доказательство осевого вращения Земли. Следствия осевого вращения Земли. Определение продолжительности дня (лаб.раб.). | |||||||
Тема 4: Атмосфера Земли Значение атмосферы. Происхождение атмосферы, связь с другими оболочками Земли.Состав и строение атмосферы. Теплооборот в атмосфере. Солнечная радиация. Радиационный баланс (лаб.раб.). | ДО | ||||||
Тема 5: Влагооборот в атмосфере Вода в атмосфере. Увлажнение территории. Влажность воздуха (лаб.раб.). | ДО | ||||||
Тема 6: Циркуляция атмосферы Факторы, формирующие циркуляцию атмосферы. Циркуляция воздушных масс в экваториально-тропических широтах. Циркуляция воздушных масс во внетропических широтах. | ДО | ||||||
Тема 7: Погода и климат. Погода. Классификации погод. Климат. Климатообразующие процессы. Климат. Определение климата по элементам. (лаб. раб.). | ДО | ||||||
Тема 8: Гидросфера Земли Строение и структура гидросферы. Происхождение гидросферы. Физико-химические свойства воды и их значение для природных процессов. Мировой круговорот воды (лаб.раб.). Водный баланс (лаб.раб.). | ДО | ||||||
Тема 9: Мировой океан. Мировой океан и его части. Теловой режим Мирового океана Динамика вод Мирового океана. Мировой океан (лаб.раб.). | ДО | ||||||
Тема 10: Литосфера Земли Строение и состав литосферы Общие закономерности формирования рельефа Земли. Рельеф. Классификации рельефа. Глобальный рельеф Земли: главнейшие черты и особенности. Общие сведения о рельефе. Классификации рельефа (лаб.раб.). Основные закономерности размещения мегарельефа Земли (лаб.раб.). | ДО | ||||||
Тема 11: Биосфера Земли Понятие о биосфере. Строение, состав. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Биосфера Земли. Анализ биологической продуктивности различных частей географической оболочки (лаб.раб.). | ДО | ||||||
Тема 12: Географическая оболочка. Строение, своеобразие. Понятие ГО. Границы ГО. Качественное своеобразие и основные закономерности ГО. Функционирование и динамика ГО. Географическая оболочка. Широтная зональность и высотная поясность (лаб.раб.). | ДО | ||||||
Тема 13: Человек и географическая оболочка Географическая среда и ее роль в развитии общества. Понятие о ноосфере | ДО | ||||||
ИТОГО | ДО |
Самостоятельная работа студента (СРС)
Таблица 3
№ задания | Задание | Объем | Кол-во часов | |
очное | заочное | |||
1. | Написать конспект по теме «История развития общего землеведения». Сдать номенклатуру по теме «Северный Ледовитый океан». | 5-6 стр. | ||
2. | Дать анализ гипсографической кривой Земли. Вычертить столбиковые диаграммы площадей материков их средних и максимальных высот. Сдать номенклатуру по теме «Атлантический океан». | диаграммы | ||
3. | Решить задачи по теме «Изменение температуры воздуха с высотой». Сдать номенклатуру по теме «Индийский океан». | 9 графиков | ||
4. | Построить схему океанических течений. Дать анализ. Сдать номенклатуру по теме «Тихий океан». | 9 графиков | ||
5. | Изучить классификации рельефа. Составить альбом «Морфоструктурный и морфоскульптурный рельеф Северо-Казахстанской области». Сдать номенклатуру по теме «Европа». | 2 схемы Не менее 15 слайдов | ||
6. | Построить гипсометрический Профиль. Сдать номенклатуру по теме «Азия». | профиль | ||
7. | Нанести на профиль основные климатические характеристики. Сдать номенклатуру по теме «Африка». | 5 кривых | ||
8. | Выделить климатические пояса и природные зоны. Сдать номенклатуру по теме «Северная Америка». | профиль | ||
9. | Составить объяснительную записку к комплексному физико-географическому профилю. Сдать номенклатуру по теме «Южная Америка». | 3-5 стр. | ||
10. | Защитить реферат по выбранной студентом теме. Сдать номенклатуру по теме «Австралия». | 8-10 страниц | ||
Итого: |
- График выполнения и сдачи заданий по дисциплине
Таблица 4