Связь коллекции с футурошоком
В условиях массовой культуры выявляется важное качество коллекции. Психологически коллекционный тип характера и интереса становится средством противостояния индивидуальности обезличивающему воздействию футурошока. Человек в системе массовой культуры – потребитель, и разорван между новым и старым. В такой ситуации футурошок заставляет его прятаться под субкультурные стереотипы, чтобы уйти от навязываемого рекламой перевыбора. Коллекция нового типа, сориентированная на каталог, не снимает футурошока. Такого типа коллекция хорошо показана в фильме «Бойцовский клуб». Коллекции нового типа как одной стороне героя противостоит вторая сторона героя как организатора клуба, т. е. по принципу игрока. То же касается и игры. Игра, по сути, становится бегством от серьезности выбора.
Она может процветать только в ситуации сериации, когда есть проблема, и кинофильмы ее решают каждый раз по-своему. Совокупность решений и есть игра нового типа в информационном пространстве. Следовательно, игра сама по себе не выводит человека из потери «Я». Иное дело коллекция. Спасение от безличности потребления может быть только в элементах традиционного типа коллекции, когда человек относится к миру как к своей коллекции и пытается осуществить экзистенциальный выбор. Игра тут может быть методом поиска, подспорьем.
Утрата массовым потребителем или пролетарием качеств «Я» делает коллекционно-игровое поведение человека дефицитом в массовой культуре. Человек, имеющий свой дом, свое дело, может и не стать Человеком. То есть человек в информационном мире либо коллекционер, либо потребитель. По сути, этот же механизм – механизм становления человека будущего в обществе массовой культуры.
Выводы
1. Цивилизационный, культурный или исторический масштаб развития мегамашин отражается в определенном типе личности в каждой из мегамашин. Тип индивидуальности, который развивается внутри мегамашины, отражает механизмы ее развития и состояние этих механизмов на текущий исторический момент.
2. Первоначально в основании мегамашины лежит тип личности, который воспроизводится в масштабе мегамашины, делая ее пространство однороднее психически. Целостность этого типа переходит в качество общественного целого, даже если самих чистых типов в культуре не остается. Так, на начальном этапе формирования мегамашины происходит аккумуляция личностных качеств основной индивидуальности в общественных институтах мегамашины.
Целостность переходит к обществу, и личность утрачивает полноценность, а мегамашина начинает насыщаться инородными механизмами, которые «втягиваются» в нее как ускоряющие и стабилизирующие факторы. Особенными источниками этой ассимиляции становятся побежденные соседи. Так возникает тенденция изменения соотношения индивида и общества, коллекционирование личностных структур внутри общественной структуры происходит посредством исходно внешних к мегамашине индивидуальностей.
3. Прослеживается глобальное изменение типа будущего по мере смены одной мегамашины другими. В настоящее время три уровня этого воспроизводства сосуществуют, но они различны по темпу реализации и характеру их взаимоувязки определяет эффективность развивающейся версии общества будущего.
Итак, в целом можно сказать, что мегамашина позволяет рассматривать отношение человека и общества в истории. Мегамашина показывает направленность реализации людей будущего в разные эпохи. Это дает исторический ориентир в пространстве истории для прогнозирования будущего.
В традиционном обществе, в настоящее время относящемся к «миру прошлого», имеется тенденция возникновения типа личности, который становится массовым и охватывает в своих модификациях все внутреннее пространство мегамашины. Эта экспансия по своему характеру демографична, как и территориальное расширение мегамашины. В промышленную эпоху качество синхронизации структуры общества и человека меняется. Теперь индивидуальность типового характера не успевает да и не может охватить пространство мегамашины, которое изменяется быстрее человека. Структура индивидуальности овеществляется в машинах, которые вместо людей захватывают пространство мегамашины, а если это возможно психически, то люди «штампуются» подобными машинам и проникают во все сферы мегамашины.
Вырождение традиционной структуры происходит так: индивидуальность сохраняется как эталон в ритуале или законе верований, но исчезает в реальности. Вырождение промышленной мегамашины происходит так: индивидуальность овеществляется в процессе производства.
Традиционная составляющая в промышленном обществе остается и порождает социальные утопии, не успевая охватить пространство мегамашины. Отчуждение индивида в производство порождает техническую утопию, подразумевающую саморазвитие машины по собственным структурам и закономерностям.
Итак, социальная структура имеет своим источником структуры индивидуальностей, окружающие мегамашину во времени и в пространстве. Эти структуры аккумулируются в структуре общества в традиционной модели в форме ритуалов и верований, в промышленную эпоху – в форме машин.