Продуктовая дивизиональная структура
Дивизиональные структуры - это структуры, которые основанны на выделении крупных автономных производственно-хозяйственных подразделений (отделов-дивизионов) и соответствующих им уровней управления с предоставлением подразделениям оперативно-производственной самостоятельности и с перераспределением на этот уровень ответственности за получение прибыли.
Отделение (дивизион) - это организационная единица, имеющая внутри необходимые собственные функциональные подразделения. На отделение возлагается ответственность за производство и реализацию определенной продукции и получение прибыли, в результате чего персонал верхнего эшелона организации высвобождается для решения стратегических задач.
У высшего руководства организации остается не более 4-6 централизованных функциональных подразделений. Высший руководящий орган осуществляет жесткий контроль по общекорпоративным вопросам стратегии развития, научно-исследовательских разработок, финансов, инвестиций и т. п. Следовательно, для дивизиональных структур характерно сочетание централизованного стратегического планирования в верхних эшелонах управления и децентрализованной деятельности отделений, на уровне которых осуществляется оперативное управление, и которые ответственны за получение прибыли. В соответствии с этим дивизиональные структуры управления характеризуются как сочетание централизованной координации с децентрализованным управлением.
Важнейшее место в управлении организациями с дивизиональной структурой занимают не руководители функциональных подразделений, а руководители, возглавляющие производственные подразделения, которые полностью отвечают за результаты деятельности возглавляемых ими подразделений.
Структуризация организации по отделениям производится по трем принципам:
- по продуктовому (с учетом особенностей выпускаемой продукции или предоставляемых услуг);
- в зависимости от ориентации на конкретного потребителя;
- по региональной специализации (по обслуживаемым территориям).
В соответствии с этим выделяются три типа дивизиональных структур:
1. Дивизионально-продуктовые структуры.
2. Организационные структуры, ориентированные на потребителя.
3. Дивизионально-региональные структуры.
1. Дивизионально-продуктовая структура
Полномочия по руководству производством и сбытом какого-либо продукта или услуги предлагаются одному руководителю, который является ответственным за данный вид продукции.
Руководители функциональных служб (производственной, снабженческой, технической, бухгалтерской, маркетинговой и т. д.) отчитываются перед управляющим по этому продукту.
Достоинства:
- быстрое реагирование на изменения условий конкуренции, технологии и покупательского спроса,
- улучшается координация работ.
Недостатки:
- увеличение затрат вследствие дублирования одних и тех же видов работ для разных видов продукции,
- на каждом продуктовом отделении создаются свои функциональные подразделения.
Дивизионально-региональная структура
Используется в том случае, если деятельность организации распространена на несколько регионов. Вся деятельность организации в определенном регионе в этом случае должна подчиняться соответствующему руководителю, несущему за нее ответственность перед высшим руководящим органом организации. Достоинства:
- облегчается решение проблем, связанных с местными обычаями, особенностями законодательства и социально-экономической среды региона;
- возможность подготовки управленческого персонала отделений (дивизионов) непосредственно на месте.
По мере развития организаций, выхода их на международные рынки, постепенного преобразования их из корпораций национальных в транснациональные, создаются международные, а затем и глобальные дивизиональные структуры управления:
- глобальноориентированная продуктовая (товарная) структура управления;
- глобальноориентированная региональная структура;
- смешанная (гибридная) структура.
В основу их построения заложен глобальный подход.
Глобальноориентированная продуктовая (товарная) имеет подразделения по продуктовому признаку, каждое из которых самостоятельно работает на весь мировой рынок.
Глобальноориентированная региональная структура основывается на использовании географического принципа построения. Национальный рынок рассматривается как одно из региональных подразделений.
Смешанная (гибридная) структура характеризуется тем, что наряду с акцентом на определенный продукт (географический регион, функции) встроены структурные связи территориального и функционального (продуктового и функционального или территориального и продуктового) типа.