Элементы динамики коллекции
1. Незавершенность или замедление при насыщении коллекции. В самом деле, коллекцию коллекционер никогда не заканчивает: после того как предметы собраны все, он утрачивает интерес к коллекции, но своеобразно – она остается в его памяти, душе как некий подвиг, как абсолют, достигнутый им. Однако гораздо чаще коллекционер перестает собирать коллекцию еще до ее окончания. Здесь видится просто усталость, иначе он собрал бы все.
2. Специфика деятельности по поводу видимой ее бесцельности. Деятельность, направляемая коллекцией, совершенно бесцельна со стороны. Он делает вещи, никакого отношения не имеющие к коллекции: собирает бутылки, чтобы их продать и купить марки; учит учебник, чтобы ответить и освободиться. Подчеркнем отчужденность деятельности, порождаемой коллекцией, ксамой коллекцией. Это приводит к качественному и добросовестному выполнению неинтересного, но если коллекционер найдет иное действие, также отчужденное, то эта деятельность (какой бы успешной она ни была) отторгается. Тут видимое противоречие успеха и закрепления. Очень редко такая деятельность становится основой коллекции. Следовательно, коллекционер совершает действие, не насыщая его психически, совершает равнодушно к самому действию: он «превращается в машину».
3. Прямота и исполнение задуманного. Пространство коллекции статично и однозначно, коллекционер в своем внутреннем мире не сталкивается с необходимостью обновления и преобразования высказываний (с шутками и ошибками). Его внутренний мир прямолинеен.
4. Специфика памяти: насыщенность фактами и трудность нетривиальных выводов. Эта специфика связана с необходимостью запоминать коллекцию и запоминать действия, к ней не относящиеся. Память коллекционера словно живет рядом с ним. Это отличная память, и он может вспомнить буквально все, если сосредоточится на том, какой предмет коллекции он доставал. Эта память словно не принадлежит коллекционеру, но она (в отличие от неофила) и не влияет на мысли коллекционера.
5. Подмена отношений процедурами. Наращивание их разнообразия как готовность к ответу. Коллекционер по мере возможности пытается алгоритмировать мир по аналогии с коллекцией. Вообще, его способ раскодирования мира заключается в процедурах, которые могут совершаться без участия человека. Парадоксально то, что коллекционер напоминает в этом визионера.
6. Отделение в коллекционере действия и оценки действия. Они тоже существуют раздельно и могут проявляться в разное время, в разных местах, окружениях.
7. В случае неудачного контакта – простраивание нового действия вне соперника и проигрывание нового поединка с самим собой.
8. Уход в себя и случайное состязание в случае неудачи.
9. В случае испуга поражением – уход в иной коллектив, где окружающие уровнем слабее. В таком коллективе коллекционер приобретает реабилитацию.
10. В случае успеха – его закрепление и быстрое пресыщение, стремление к более сильному коллективу.
11. Коллекционер, таким образом, стремится быть за гранью достижимого, ставить себя в ситуацию, с которой он не справляется, но в то же время ему необходима релаксация в победах. Ученик словно не может остановиться на пути к славе; даже не осознавая этого, едва победив, он стремится в эту область и не может остановиться. Проиграв, уходит, но постоянно пробует сам с собой причины поражения.
12. Роли в коллекционировании. Имеются в виду роли: тот, у кого меняю и приобретаю; тот, кому иногда показываю коллекции, с этим связана потребность в собеседнике (по сути, в своем, в брате), который интересуется его коллекцией, но сам не собирает, – например, друг, который интересуется знаниями коллекционера.
13. Подчинение ролям коллекции отношений коллекционера с другими людьми.
14. Вырастание коллекции в специфический способ творчества. Творчество коллекционера отталкивается от огромного набора вариантов, он стремится вложить в текст или образ массу символов. Коллекционеру трудно начать творить, пока он не попробовал, не получил положительного или отрицательного отклика. Затем это сменяется уверенностью. Например, он может начать писать текст только после того, как прочитает литературу по этому поводу (тут коллекционер акцентирует фактор новизны своей мысли); он будет после уверен, что такого еще не писали.
15. В отношении к другим коллекционер, словно грани коллекции, то внимателен, весел, то замкнут. Внутренний мир коллекционера внешне не состыкован, и это проявляется в том, что он может быть непредсказуемо разнообразен. Все это «сшито» коллекциями, которые он собирал, и тем, как он их собирал. Это многообразие не угнетает коллекционера и не мешает ему оставаться неопытным.