Jana zná cestu. - I já znám cestu. 1 страница
Jana zná cestu. - Ivan má kompas. - Marta mu dá dar. - Standa prodá chatu. - Ruda zná tu dámu. - Dana podá zprávu.
8. Читайте вопросы и ответы, соблюдая правильную интонацию:
Je ta káva dobrá? Ano, je moc dobrá. - Je ta váza krásná? Ano, je moc krásná. - Je ta socha stará? Ano, je moc stará. - Co to má Jarka? Jarka má kávu. - Co to má Standa? Standa má vodu. - Co to má Ruda? Ruda má kakao.
9. Ответьте на вопросы с помощью слов, которые вы уже знаете:
Jaká je ta káva? - Jaká je ta voda? - Jaká je ta mapa? - Jaká je ta cesta? - Jaká je ta zpráva? - Jaká je ta váza? - Jaká je ta socha? - Co má Jarka? - Co má Marta? - Co má Ivan? - Co má pan Novák?
- Co má Dana Krátká? - Co nám dá máma? - Co nám dá táta? - Co nám dá Ruda? - Co nám dá pan Vorák? - Co nám dá Zuzka Nová?
10. Выучите наизусть следующие диалоги:
- Má pan Novák vůz? - Есть у пана Новака машина?
- Ano, má. - Да, есть.
- A pan Vrána? - А у пана Враны?
- Pan Vrána má motorku. - У пана Враны мотоцикл.
- Kdo je to? - Кто это?
- То je moje známá. - Это моя знакомая.
- Tvoje známá? - Твоя знакомая?
- Ano, Marta Stará. - Да, Марта Стара.
Словарь
cesta, -у f путь, дорога cukr, -u m сахар dar, -u m подарок dobrá (dobrý) хорошая (хороший) dort, -u m торт dům, domu m дом chata, -у f хата; дача jaká (jaký) какая (какой) jen только kabát, -u m пальто káva, -у f кофе krásná (krásný) красивая (красивый) krátká (krátký) краткая (краткий) moc очень motorka, -у f мотоцикл mu (от on) ему práce, -e f работа | рго для prodá (inf. prodat) (он, она) продает rada, -у f совет socha, -у / скульптура stará (starý) старая, (старый) táta, -у т папа to это tvoje/tvá твоя trochu немного váza, -у f ваза vůz, vozu m автомобиль vstává (inf. vstávat) (он, она) встает známá, -é f знакомая známka, -у f марка znát знать zpráva, -у f сообщение, известие |
УРОК 3
Краткие и долгие гласные [е], [ē] и [i], [ī]. Произношение согласных перед гласными переднего ряда. Смыслоразличи-тельная роль долгих и кратких гласных. 1-е и 2-е лицо множественного числа настоящего времени глаголов mít, dát, znát и др. Отрицание при глаголе. Окончание прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже единственного числа.
Гласные [е], [ē] и [i], [ī]
1. Краткий гласный [е] по образованию близок к русскому [е]: он произносится приблизительно как русское [е] в словах эхо, темп, это, мэр.
Примечание. Краткое [е] графически передается двумя буквами е и ě. Последняя не обозначает особого звука. В сочетании ně, tě, dě она указывает лишь на мягкость предшествующих согласных, а в сочетании с губными - на произношение je (см. урок 4): tělo [ťelo], děcko [ďecko], pět [pjet]. Буква е указывает на твердость предшествующих согласных: pes, dnes, med, den, ten, sen, nemoc.
Долгое [ē] (графически é) тянется почти в два раза дольше, чем [е]. По произношению оно близко к русскому ударенному [е], появляется звуком более открытым и широким, так как, в отличие от русского [е], встречается только между твердыми или после твердых согласных: nést, mést, dobrého, krásné, chutné, staré, mé, tvé, své.
2. Краткий гласный [i] в чешском языке звук более широкий и открытый, чем русский [и]. Долгое [ī] - звук более закрытый, чем [i], и по своему звучанию ближе к русскому ударенному [и].
Примечания:
1. Краткое [i] и долгое [ī] имеют двоякую графическую передачу: i, у и í, ý. Согласные р, b, f, v, m, l, s, z (кроме n, t, d) перед [i] и [ī], независимо от графической передачи последних, - твердые и произносятся абсолютно одинаково как перед i, í, так и перед у, ý.
Ср.: my мы - mi мне
mýl мыть - mít иметь
být быть - bít бить
sýr сыр - síra сера
2. Особое внимание следует обращать на то, чтобы после твердых согласных произносился звук [i], [ī], а не русское [ы].
Смыслоразличительная роль долгих и кратких гласных
В отличие от русского языка, где различия по долготе и краткости (под ударением и в безударном положении) не играют смыслоразличительной роли, в чешском языке долгие и краткие гласные имеют смыслоразличительную функцию. Долгота и краткость одних и тех же гласных может служить для различения смысла разных слов и разных форм одного и того же слова. Ср.:
а) rada совет - ráda она рада
pas паспорт - pás пояс, кушак; зона
саr царь - cár лоскут
dráha дорога - drahá дорогая
ruda руда - rudá красная
б) piji я пью - pijí они пьют
zdráva здорова - zdravá здоровая
pracuji я работаю - pracují они работают
domu дома (род. пад. ед. - domů домов (род. падеж мн.
числа от существ. числа) или домой (наречие)
dům)
Грамматические замечания.
1. В 1-м лице мн. числа настоящего времени глаголы имеют окончание -mе (-еmе), а во 2-м лице мн. числа - окончание -te (-ete). Ср.:
1-е л. мн. числа: máme, dáme, známe,
2-е л. мн. числа: máte, dáte, znáte.
Ср. также: jet - jedeme, vézt - vezeme, brát - bereme, nést - neseme. 3-е лицо ед. числа этих глаголов: jede, veze, bere, nese.
Примечание: Отрицание ne с глаголом в чешском языке всегда пишется слитно: nemáme, nevezeme, neneseme, neznáme.
2. В им. падеже ед. числа прилагательные мужского рода имеют окончание -ý, а прилагательные среднего рода - -é. Ср.: nový dům, starý byt; krásné město, dobré pivo.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Произнесите следующие слоги с твердыми согласными:
bе, ре, ve, fe, me, ze, se, de, te, ne, re
bi, pi, vi, fi, mi, zi, si, dy, ty, ny, ry, ky, gy, chy, hy, ci
2. Прочитайте слова с твердыми согласными перед -e;
bez, pes, ven, zem, sen, den, ten, nes, rez; sestra, teta, zebra, pero, seno, metro; bere, nese, veze, vede, mete, bereme, neseme, vezeme, vedeme, meteme; berete, nesete, vezete, vedete, metete; dobré, nové, staré, pestré, krásné, krátké
3. Прочитайте параллельные русские и чешские слова. Обратите внимание на разницу в произношении:
сын - syn вид - vid
быт - byt мир - mír
дым - dým мимо - mimo
бык - býk битва - bitva
рыба - ryba пиво - pivo
сыпать - sypat зима - zima
выбрать - vybrat сито - síto
4. Прочитайте следующие слова. Помните об одинаковом произношении орфографических i и y, í и ý:
dobýt, rozbít, umýt, nemít, víno, sýry, síra, nazývat, zívat; nový, známý, krásný, starý, dobrý, chytrý, bystrý, vysoký; prosím, nosím, vozím, kazím, nevím, umím, topím
5. Прочитайте следующие словосочетания:
nový byt, starý dům, chutný sýr, krásný typ, dobrý výkon, drobný písek; dobré pivo, staré víno, známé místo, drobné síto, suché seno, moskevské metro, výborné pero; nové byty, staré domy, krásné typy, drobné kusy, dobré výkony
6. Прочитайте предложения:
Pepík nese písek. - Mirek veze seno. - Zdena vede Petra. - Irena jede metrem. - Sestra nenese dopis. - Teta neveze ryby. - Markéta nevede Mirka. - Renáta nejede do Moskvy. - Vítek nosí pivo. — Strýc vozí seno.
7. Выделенные слова в предложениях замените словами в скобках:
Pak budeme zpívat. (dnes, zítra)
Dnes nebudete topit. (zpívat, psát)
Mirek pije dobré pivo. (Pepík, Vítek)
Otec bude zítra vozit seno. (strýc, pan Vrána)
8. Прочитайте вопросы и ответы:
Jede Mirek do Moskvy? Ne, nejede. - Nese Zdena noviny? Ne, nenese. - Veze Pepík písek? Ne, neveze. - Vede Irena Petra? Ne, nevede.
9. Выучите наизусть следующий диалог:
- Je zde prosím místo? - Это место свободно?
- Prosím. Místa je tu dost. - Пожалуйста, мест здесь достаточно.
- Jedete také do Moskvy? - Вы тоже едете в Москву?
- Ne, jenom do Kyjeva. - Нет, только до Киева.
10. Закройте книги и напишите под диктовку следующие русские и чешские слова:
syn, syn, сын, сын, дым, dým, дым, dým, pivo, pivo, пиво, ryby, рыбы, рыбы, ryby, сито, сито, síto, síto, výbor, выбор, выбор, výbor
Словарь
byt, -u m квартира dnes сегодня do в; до dopis, -u m письмо dost достаточно jede (inf. jet) (он, она) едет jenom только místo, -a n место ne нет nese (inf. nést) (он, она) несет noviny, -n f, pl газета, газеты pak затем, потом | pije (inf. pít) (он, она) пьет písek, -u m песок prosím пожалуйста psát писать strýc, -e m дядя také также topí (inf. topit) (он, она) топит vede (inf. vést) (он, она) ведет veze (inf. vézt) (он, ona) везет zde здесь zítra завтра zpívat петь |
УРОК 4
Произношение мягких согласных ň, t’, d’ и их правописание. Произношение губных согласных перед ě. Произношение j в разных позициях. Личные местоимения. Форма глагола být при отрицании. Наречия на -е/ě. Предлог do.
Твердые и мягкие согласные
В отличие от русского языка, где большая часть согласных возможна и в мягком и в твердом варианте [п – п’], [б - б’], [м - м’], [с - с’] и т. д., в чешском языке почти все согласные только твердые. К мягким согласным относятся j, ň, ť, ď, при этом j является непарным мягким, а согласные n, t, d во всех положениях могут быть и твердыми, и мягкими. Мягкие согласные [n’], [ť], [ď] образуются иначе, чем в русском языке: кончик языка опирается о нижние зубы, а передняя и средняя часть спинки языка примыкает к твердому нёбу. Чешские [n’], [ť], [ď] мягче соответствующих русских [н’] [т’] [д’]. Сравните произношение следующих пар слов:
dej дай - děj действие
nemá он, она не имеет - němá немая
dým дым - div чудо
dýka кинжал - dík благодарность
ty ты - ti тебе
Примечание. На мягкость согласных n, t, d указывают буквы ě, i, í, на твердость - буквы е, é, у, ý.
Произношение губных согласных перед ě
Губные согласные b, p, v, m, f перед орфографическим ě читаются как [bje], [pje], [vje], [fje] (т.е. губной + [j]), хотя [j] в этих случаях произносится слабее, чем в русских словах типа пьеса. Так слово věk произносится как [vjek], pět - [pjet], věc - [vjec], oběd - [objet], pěna - [pjena], pěst - [pjest].
Сочетание mě произносится или как [mňe] (чаще), или (реже) как [mje].
Сравните: město [mňesto] / [mjesto], měch [mňech] / [mjech], mě [mne] / [mje].
Примечание. Произношение mje распространено в Моравии и в Южной Чехии.
Согласный j
Согласный j произносится как неслоговой звук, близкий по звучанию к русскому й. Ср.: můj, tvůj, čaj, pij, nebij. Перед гласными j во всех случаях произносится как [j] + гласный a, u, e, i: jáma, junák, jehla, jídlo, Jirka, jitro (ср. в русском языке произношение я, ю, е). Перед согласными в начале слов [j] не произносится. Например: jsem [sem], jdu [du], jméno [měno]. Однако после отрицания и приставки, оканчивающейся на гласный звук, [j] обычно произносится, например: nejsem, zajdu, najdu, půjdu, zájmeno.
Грамматические замечания
1. Личные местоимения в чешском языке следующие:
Единственное число: 1-е лицо: já
2-е лицо: ty
3-е лицо: on, ona, ono
Множественное число: 1-е лицо: mу
2-е лицо: vy
3-е лицо: oni, ony, ona
Местоимения já, ty имеют краткие, безударные формы дат. падежа ед. числа mi, ti (мне, тебе), а вин. падежа ед. числа - mě, tě (меня, тебя): dá mi, dám ti, zná mě, zná tě.
2. Отрицательная форма глагола být в 3-м лице ед. числа není: Můj bratr není doma Моего брата нет дома; Marta není Ruska Марта не русская; Otec není zdráv Отец нездоров.
3. Многие наречия, образованные от качественных прилагательных, оканчиваются в чешском языке на -ě / -е: krásný - krásně, nový - nově, pěkný - pěkně, rychlý - rychle.
4. Предлог do в чешском языке отвечает на вопрос куда? и соответствует русскому предлогу в; употр. с род. пад.
Jdu do kina. Я иду в кино.
Jdu do klubu. Я иду в клуб.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Прочитайте параллельно близкие по звучанию русские и чешские слова. Обратите внимание на различия в произношении:
дед | - | děd | пена | - | pěna | |
дети | - | děti | Вера | - | Věra | |
тихо | - | ticho | место | - | město | |
тесто | - | těsto | смена | - | směna | |
видеть | - | vidět | обед | - | oběd |
2. Прочитайте параллельно:
а) формы ед. и мн. числа прилагательных мужского рода:
chudý - chudí, prostý - prostí, rudý - rudí, svatý - svatí, různý - různí, krásný - krásní, pěkný - pěkní
б) прилагательные среднего рода и наречия:
chudé - chudě, prosté - prostě, vkusné - vkusně, rudé - rudě, svaté - svatě, různé - různě, nové - nově, tmavé - tmavě, tupé -tupě
3. Прочитайте следующие слова:
div, dík, děj, tisk, nit, nic, dívka, díra, děcko, ticho, těsto, stěna; vidět, vědět, chodit, sedět, radit, budit, vrátit, nutit; běh, běda, pět, pěst, pěna, věc, květ, věda, věta, květina, měna, město, výběr, oběd, nápěv, závěr, medvěd, stavět, umět; jih, jistý, jinak, Jirka, Jindra, Jitka, jít, jíst; jsem, jsi, jdu, jde, jméno
4. Прочитайте следующие словосочетания:
pět měst, pět vět, pět věcí, pět obědů, pět květů; devět dívek, devět dětí, devět písní, devět květin, devět měst, devět obědů; vidět Věru, vidět Květu, vidět Soňu, vidět Pét’u, vidět Nad’u, vidět Jirku, vidět Jindru, vidět Jitku; jít domů, jít do práce, jít do města, jít do vsi, jít na oběd; jiný nápěv, jiná dívka, jiné město, jiná věta, jiné děti
5. Употребите слова с указанными предлогами (окончание сущ. в предл. пад. -ě):
tráva, na ...; voda, ve ...; mapa, na ...; káva, v ...; tuba, v ...; chata, na ...; město, ve ...; strom, na ...; Moskva, v ...; Ufa, v ...; Kyjev, v ...
6. Прочитайте предложения:
Věra mě vidí. - Květa mě budí. - Jirka mi radí. - Jitka mi svítí. -Věra tě uvidí. - Květa tě vzbudí. - Jirka ti poradí. - Jitka ti poví. - Jirka to chce umět. - Věra to chce vědět. - Květa se chce vrátit. - Jitka tu chce sedět. - Věra jde domů. - Jirka jde do práce. - Soňa jde do města. - Naďa jde do vsi. - Jitka jde na oběd. - Martin jde na snídani.
7. Выделенные слова замените словами в скобках:
Jitka jde do města. (Jindra, Jirka)
Martin ti jistě poradí, (mi, jí)
Mockrát ti děkuji za tu věc. (za ty květiny, za to jídlo)
8. Прочитайте вопросы и ответы:
Kdo je tady? Nikdo tady není. - Kdo tam chodí? Nikdo tam nechodí. - Kdo tam sedí? Nikdo tam nesedí. - Kdo to vidí? Nikdo to nevidí. - Kdo tam svítí? Nikdo tam nesvítí.
Je tu Jitka? Není, je zde jen Květa. - Je zde Jirka? Není, je tu jen Vladimír. - Je zde Martin? Není, je zde jen Věra. - Je tu Jindra? Není, je zde jen Václav.
9. Выучите наизусть следующий диалог:
- Pojede Věra do města? - Вера поедет в город?
- Jistě. - Да, конечно.
- A kdy se vrátí? - А когда она вернется?
- Pozdě. Asi v devět. - Поздно. Примерно в девять.
10. Закройте книги и напишите под диктовку следующие русские и чешские слова:
děd, дед, дед, děd, тихо, тихо, ticho, ticho, дети, děti, děti, kosti, kosti, кости, кости, pěna, пена, pěna, пена, Věra, Вера, Věra, Вера, Věra, смена, směna, směna, смена, směna
Словарь
asi примерно, приблизительно budí (inf. budit) (он, она) будит děkuji (inf. děkovat) я благодарю devět девять domů домой chodí (inf. chodit) (он, она) ходит jde (inf. jít) (он, она) идет jen только jí ей ídlo, -а n еда, пища jisté непременно, безусловно kdy когда květina, -у f цветок mě меня město, -а n город mi мне mockrát много раз nikdo никто oběd, -a m обед poradí (inf. poradit) (он, она) посоветует | poví (inf. povědět) (он, она) расскажет pozdě поздно radí (inf. radit) (он, она) советует sedí (inf. sedět) (он, она) сидит snídaně, -ě f завтрак strom, -u m дерево svítí (inf. svítit) (он, она) светит tady здесь ti тебе umět уметь věc, -i f вещь, предмет vědět знать ves, vsi f деревня vidět видеть vrátit se вернуться vzbudí (inf. vzbudit) (он, она) разбудит zde здесь |
УРОК 5
Произношение согласного [l]. Дифтонги [оu], [аu], [еu]. Спряжение глагола být в настоящем времени. Причастие прошедшего времени на -l. 3-е лицо множественного числа глаголов в настоящем времени.
Согласный [l]
Чешское [l] как по акустическому впечатлению, так и по образованию отличается от русского твердого и мягкого [л] и [л’]. По акустическому впечатлению чешское [l] близко к среднему европейскому [l]. При артикуляции [l] кончик языка образует затвор на альвеолах, не касаясь зубов, как это наблюдается при образовании твердого [л] в русском языке. Языковое тело сосредоточено в средней части полости рта. Язык не прогибается и не поднимается к верхнему нёбу. Чешское [l] мягче твердого русского [л] (лапа, лук, лыко), но тверже мягкого [л’] (соль, липа, лес). Оно не приспосабливается к артикуляции следующего гласного звука в такой степени, в какой это представлено в русском языке. Это значит, что в словах типа les, lípa, loket, lampa, lupa [1] произносится одинаково.
Дифтонги ou, au, eu
Кроме долгих и кратких гласных в звуковой системе чешского языка имеются дифтонги [ou], [au]. Они образуются соединением гласных с неслоговым [u]. В словах славянского происхождения и особенно в чешских словах встречается дифтонг [ou]: mouka, kroupy, trouba, moucha, soused; в словах иностранного происхождения, а также в словах звукоподражательных встречается дифтонг [au]: auto, autor, mňau; реже - [eu]: eukalypt.
Примечание. Сочетания ou, au не являются дифтонгами, если их составные части относятся к разным слогам, например: nauka [na'uka], poukázat [po'ukázat].
Грамматические замечания
1. Формы настоящего времени глагола být быть.
Единственное | Множественное | |
число | число | |
1-е лицо: | jsem | jsme |
2-е лицо: | jsi | jste |
3-е лицо: | je | jsou |
Формы настоящего времени глагола být, как уже указывалось, употребляются в качестве глагола-связки (см. урок 1).
Jsme Rusové Мы русские; Jsi Cech? Ты чех?; Jsem student Я студент; Jste studenti? Вы студенты?; Můj bratr je dělník. Мой брат рабочий.
2. Кроме того, настоящее время глагола být входит в качестве вспомогательного глагола в состав форм прошедшего времени (1-е и 2-е лицо ед. и мн. числа). Оно состоит из форм настоящего времени глагола být и причастия прошедшего времени на -l смыслового глагола, например:
Единственное число Множественное число
1-е лицо: nesl, -a jsem nesli, -у jsme
2-е лицо: nesl, -a jsi nesli, -у jste
3-е лицо: nesl, -a, -o (oni, ony, ona) nesli, -у, -а
3. Глаголы некоторых классов в форме 3-го лица мн. числа настоящего времени имеют окончание -оu:
číst читать - čtou: Studenti čtou noviny.
jet ехать - jedou: Kam jedou sestry?
jít идти - jdou: Jitka a Jirka jdou do divadla.
nést нести - nesou: Co to děti nesou?
vézt везти - vezou: Co to vezou?
УПРАЖНЕНИЯ
1. Произнесите параллельные русские и чешские слова, следите, чтобы [l] во всех позициях произносилось одинаково:
lak - лак les - лес dal - дал
lom - лом lev - лев bral - брал
luk - лук list - лист lil - лил
plán - план lípa - липа poslal - послал
slovo - слово léto - лето plaval - плавал
máslo - масло pole - поле dělal - делал
2. Прочитайте следующие слова:
lano, látka, loket, lopata, lupa, slunce, skála, salát, kolo, máslo; mladý, slabý, tlustý, plochý, malý, milý, bílý, líný; dal, bral, byl, měl, dělal, volal, poslal, plaval, platil; volný, silný, pilný, velký, mělký; les, lék, sklep, lid, list, leden, lípa, pole, kolem, dole, daleko
3. Закройте книги и напишите под диктовку следующие русские и чешские слова:
lak, лак, лак, lak, лист, list, list, лист, dal, дал, дал, делал, dělal, dělal, делал, slovo, slovo, слово, слово, léto, лето, léto, лето, poslal, послал, послал, poslal
4. Прочитайте слова. Обратите внимание на одинаковое произношение [l] в разных позициях:
lak - les - luk - lis - lak - les - luk - lis - lak - les - luk - lis
bílý - bílá - bílé - bílý - bílá - bílé - bílý - bílá - bílé
lil - lila - lilo - lili - lil - lila - lilo - lili - lil - lila - lilo - lili
5. Прочитайте слова с дифтонгами:
kout, soud, proud, mouka, louka, bouda, soused, pouze, kroupa; nesou, vezou, vedou, budou, metou, jedou, jdou, berou; se mnou, s tebou, s matkou, se sestrou, s tetou, s Jitkou, s Lídou; auto, autor, astronaut, kosmonaut, sauna, Aurora
6. Прочитайте следующие словосочетания:
malý chlapec, velký chlapec, milý chlapec, veselý chlapec, silný chlapec, slabý chlapec, tlustý chlapec, pilný chlapec, líný chlapec; volat Lidu, volat Láďu, volat Lenku, volat Slávka, volat Mílu, volat Bělu, volat Milana, volat Karla
7. Прочитайте следующие предложения:
Milan volal Lidu. - Lenka mluvila s Bělou. - Láďa zaplatil za Vláďu. - Karel politoval Slávka. - Alenka plavala k Pavlovi. - Láďa a Lída jdou po louce. - Milan a Běla jdou po lese. - Karel a Lenka jdou po poli. - Vlasta a Vláďa jdou po ulici. - Jsi velmi milý. - Jsi velmi slabý. - Jsme velmi líní. - Jsou velmi silní. - Jsem velmi tlustý. - Je velmi veselá. - Je velmi malý. - Okno je velmi malé.
8. Вместо точек вставьте соответствующие формы глагола být в настоящем времени:
Lenka ... na fakultě. - My ... dnes u tety. - Děti ... celý den v lese. - Já ... celé odpoledne doma. - Ty ... také doma? - Vy ... také doma? - Blanka s Mílou ... na louce. - Vy ... z biologické fakulty? - Ne, my ... z filozofické.