Пример развития генератора
Опекун предрасположен к отношению типа «генерирование – вампирирование». Эти отношения могут быть рассмотрены детальнее (см. схему 1.10).
Генератор возникает как первое состояние опекуна. Это субъект, выбрасывающий качественную информацию; он становится генератором в момент, когда информация становится эмоциональной для других. Эмоциональность информации отличает вампира, который должен демонстрировать другим свои ситуации, эмоции и состояния.
Эмоциональная информация вызывает эффект притяжения других людей, которые имеют потребность заботиться о человеке с открытым сердцем. Возникает окружение вампиров вокруг генератора.
Генератор может превратиться в монстра, когда он начинает питаться тем вниманием, которое ему оказывают вампиры. Возникает устойчивая система монстра, когда некоторое время довольны все. Генератор создает, вампиры любуются; это усиливает и того, и другого.
Затем наступает кризис, который состоит в том, что возросшую мощь генерации генератор применяет к самоанализу и находит, что он стал рабом ситуации монстра. Демон монстра захватил господство над генератором. Генератор начинает искать свой истинный путь, хотя сама ситуация монстра порождена им. В этой ситуация вампир стремится все больше угодить генератору-монстру, но тот уже ненавидит вампира.
Схема 1.10. Виды отклонений в норме опеки
Возникает свой круг генерации, когда генератор стремится создать свой мир, истинный, в противовес псевдомиру монстра.
Генератор уходит из монстромира в создание своего мира, где повторяет ту же ситуацию с другим окружением.
Итак, стадии эволюция демона опекуна: генератор, вампир, монстр, раб, автор (танцор), новый виток (См.: Схема 1.11).
Аналогично опекуну в сценарии «Карьера» могут оказаться другие нормативные варианты.
Отметим важную особенность сценария «Карьера» в школе. Здесь программа рассчитана на всех, поэтому ученик, выбравший путь учебы, в состояния освоить программу школы. Таким образом, в школе не возникает ситуации некомпетентности ученика. Бюрократическая карьера чиновника, наоборот, сталкивается с уровнем некомпетентности чиновника. Карьера в обществе кончается в соответствии с уровнем компетенции чиновника.
Следовательно, сценарий «Карьера» в школе чаще всего приводит к оптимистическому взгляду на будущую карьеру в обществе. Это радикально отличает сценарий «Карьера» от реальной карьеры. Именно поэтому в сценарии допустимы выходы в творчество, развитие.
Схема 1.11. Эволюции опекуна (жизненный сценарий опеки)
Таким образом, сценарий «Карьера» содержит выход к творчеству, дает гораздо больше удовлетворения ученику, нежели карьера чиновнику дает возможность снятия самого сценария.
3.2. Сценарий «Богатство»
Богатство и коллекция
Ключевым в формировании сценария «Богатство» является преобладание нормы диктата. Для формирования «Богатства» необходимо развитие генеративных способностей в коллективе, а также преобладание коллекционного интереса. Но даже в этом случае все зависит от того, как развивается ученик в коллекционном интересе.
Ключевым моментом в понимании точки, с которой начинается сценарий «Богатство», является размежевание двух типов коллекции: коллекция готовых предметов и коллекция своих произведений. В первом случае коллекционер переходит к «богатству», во втором – нет.
Отсюда очевидно, что анализ сценария «Богатство» состоит в основном в анализе первого варианта коллекции. Сценарий жизни «Коллекция» был бы шире, чем сценарий «Богатство». Те эмоции, которые испытывает коллекционер, близки ученику в сценарии «Богатство». Рассматриваемый сценарий назван именно «Богатство», а не «Коллекция» для того, чтобы подчеркнуть характерное для обычной школы состояние. Ученик, коллекционирующий знания, не может стать коллекционером своего, он неизбежно становится коллекционером чужого, готового. Для дальнейшего же отметим, что коллекция относится к богатству, и этот термин используется в том случае, если явления относятся к обоим типам коллекции.
Естественной ситуацией коллекционера является дефицит средств для приобретения коллекции. Этот дефицит есть следствие постоянных трат на коллекцию. Таким образом, на первый взгляд «Коллекция» и «Богатство» несовместимы.
Интересный анализ типа коллекционера приведен в первой книге известного современного английского писателя Джона Фаулза «Коллекционер». С точки зрения анализа типа коллекционера отметим, что Фаулз рассматривает уникальную ситуацию. Ее уникальность имеет три причины: во-первых, Фаулз рассматривает коллекционера готового, во-вторых, он это пересекает с чисто английским отношением к жизни, вещам, людям, в-третьих, коллекционер Фаулза получает неожиданный выигрыш на скачках, что дает ему возможность начать неограниченную коллекцию.
Все три параметра являются для коллекции исключительными. Кроме того, коллекционер Фаулза является ненормальной личностью (коллекционность связывается с импотенцией и прочим).
Сценарий «Богатство» характерен для ученика-исполнителя, он формируется постепенно, путем превращения диктатора в коллекционера. Норма диктатора предполагает самоизоляцию ученика.
Формируется эта норма последовательно. Вначале ребенок с нормой диктата импонирует учителям послушностью. У опекуна он попадает в «любимчики», но оказывается, что для него «быть под крылом авторитета» неважно, и ученик-исполнитель не понимает правил опекуна. Для учителя-фантазера опекун прост. Учитель-помощник такого ученика расхолаживает. С детьми ученик с нормой диктата испытывает трудности из-за недостатка эмоционального контакта. Вне класса диктатор иной: он стремится быть объективным и независимым. Это на первой стадии обогащает его, так как он оказывается и в коллективе, и в сателлитной группе, т. е. становится посредником, за его присутствие идет борьба учителя и коллектива.
Затем наступает кризис. С одной стороны, учитель устает его притягивать и разочаровывается в ученике-исполнителе, считая его предателем и глупым; тем самым изоляционизм и независимость диктатора закрывает перед ним путь карьеры. С другой стороны, коллектив насыщается своей жизнью, уходя прочь от диктатора, так как он как посредник становится не нужен (тем самым перед ним закрывается сценарий «Коллектив»). Поэтому диктатор, став «изолянтом», переживает кризис, который может его сломать; тогда есть вариант развития диктатора по сценарию «Интерес», но этот сценарий ему дискомфортен, так как он стремится к изоляции и стыдится демонстрировать интерес. Кризис дает проявиться норме в полную силу: исполнитель начинает быть диктатором.
Сам диктатор не воспринимает кризис как катастрофу, так как он не придавал много значения привязанности к коллективу и вниманию учителя. Диктатора задевает не то, что от него отказываются, а то, что он начинает уступать другим. Именно отставание видит в кризисе диктатор, так как он чувствует новое и в школе, и в коллективе.
Вместе с тем диктатор не может из-за стыдливости пуститься в прямое состязание с другими. Его затягивают в новые компании, восхищаясь его силой, знанием, что и дает ему самостоятельность (внутреннее самомнение, ибо диктатор всегда себя считает лучше других, но стыдится это доказывать). Однако, затянутый в коллектив, он продолжает «гнуть свое», что надоедает коллективу, и тот к нему охладевает.
Диктатор, избегая прямого соревнования, может тем не менее стремиться доказать самому себе свое превосходство, и сценарий «Коллекции» тут самый подходящий способ. Статичное наращивание коллекции, превосходство в этом перед другими – для диктатора вещь очевидная и надежная.
Диктатор наверстывает свое через интерпретацию и рефлексию. Стратегия «догонять» становится ядром мощного внутреннего ускорения. Развитие из коллекции поражений, которые помнит диктатор, причем поражения часто связаны с его нежеланием к состязанию. После развития реванш в своих глазах (диктатор доказывает самому себе, что он бы выиграл).
Ключевым моментом диктатора является вопрос: переходит ли коллекционирование ошибок и предметов в коллекционирование сделанных им открытий и мыслей. Если такой переход происходит, то диктатор удерживает возможность творчества и «проснется» от изоляции. Его «возвращение к людям» будет на новом уровне его ответственного хода, его развития. Если же он не переходит к собиранию своего, то, значит, поражения оказались слишком тяжелыми, и он сломался.
Итак, после длительных коллизий диктатор находит себя в уединении коллекции, которая подтверждает ему самому его превосходство. Это может быть коллекционирование навыков обучения со стороны процедур, и тогда диктатор стремится стать отличником, но не «пятерочником», а первым. Это может проявиться в собирании вещей (марок, например, или монет, автомобилей), знаний. Тут тоже есть четкие критерии: каталог всех выпущенных марок (или каталог «Отто»). Это может проявиться в специфическом отношении к игре: коллекционирование игровой статистики (диктатор проявляется в игре тем, что он знает всех чемпионов, игроков); в телевидении – всех актеров и их роли...
То, какую коллекцию выберет ученик, – дело случая и конъюнктуры. Обычно он должен получить небольшой задел и образец. Образец может явиться в виде знакомого, который не является его конкурентом. Знакомый скорее покровитель, с которым коллекционер редко сталкивается, но у которого он видит образец коллекции. Впрочем, достаточно быстро образцом для новых коллекций становится старая или прежняя коллекция.
Существует также следующий вариант наклонностей в выборе коллекции: стремление собирать то, за что уже похвалили.
Итак, выбор коллекции не предопределен, зато предопределен сценарий. Динамика этого сценария разворачивается в зависимости от закономерностей коллекции вообще. Сам не подозревая, коллекционер попадает в динамику предопределенного действия.