Электростатические явления
Задание 1
- достаньте лист целлулоида, например, старый рентгеновский снимок, и положите его на стол.
- возьмите шелковый чулок или носок и натирайте им целлулоидный лист.
3. поднимите целлулоидный лист и подносите его натертой стороной к пушинкам камыша, к кусочкам папиросной бумаги или ваты, к мелкой манной крупе. Что происходит? …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
.
Задание 2.
1. возьмите маленький рыхлый кусочек ватки
- хорошо наэлектризуйте полиэтиленовую линейку и опустите на нее ватку
- после того как ватка прилипнет к линейки, рывком сбросьте ватку с линейки. Опишите наблюдаемое явление ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Задание 3.
1. к слабой струе воды из водопроводного крана поднесите наэлектризованную линейку
- что наблюдается и почему…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Сделайте вывод.
Практическая работа № 9
Электрическое поле. Электризация через влияние.
Задание1.
1.поставьте яйцо в рюмку и уравновесьте на ней линейку
2.подносите к концу линейки натертую полиэтиленовую расческу
опиши, что происходит с линейкой…………………………………
…………………………………………………………………………
Задание 2.
1.листок газеты нарежьте полосками, только не до конца, а как гребенку
и оберни целой стороной вокруг ручки. Получится как бы кисточка.
2.вставь ручку другим концом в какую-нибудь подставку,
кисточка обвиснет.
3.поднеси к ней натертую пластмассовую линейку, опиши наблюдаемое явление.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Задание 3.
1.изготовь электрического спрута из листа газеты шириной 8см. и разрезанной на полоски 8 «щупалец» только не до конца
2.разложи расправленного сухого спрута на сухом столе, и наэлектризуйте его, проводя платяной щеткой по ходу щупалец.
3. наэлектризованного спрута поднимите левой рукой, свернув не разрезанную сторону листа в колечко.
4. опиши, что ты наблюдаешь……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
5.засунь правую руку во внутрь этого колокола, что происходит и почему……………………………………………………………………………………………………………
Сделай вывод
Практическая работа № 10
Электрический ток
Задание 1
1. изготовьте наглядное пособие «Устройство батарейки для карманного фонаря». Возьмите три испорченных батарейки для карманного фонаря и разбейте две из них на составные части.
2. возьмите лист плотной бумаги и приклейте все составные части батарейки, подписав их.
Задание 2
1. возьмите батарейку для карманного фонаря, электрическую лампочку для него, провода и соберите цепь.
2. нарисуйте схему этой цепи.
Задание 3
Напишите краткий иллюстрированный рассказ или составьте небольшой рассказ на тему «Электрическая цепь».
В этой работе необходимо дать следующее:
- схемы различных электрических цепей.
- показать способы соединения проводников и источника тока (последовательное, параллельное)
- рисунки и схемы различных источников тока (гальванические элементы, их батареи, аккумуляторы, их батареи, динамо-машины).
- рисунки и схемы различных приемников тока (лампочек, звонки, электромагниты, электромоторы)
- рисунки и схемы измерительных приборов (амперметров, вольтметров)
- рисунки и схемы приборов, регулирующих ток (реостатов, магазинов сопротивлений)
Практическая работа № 11
Задание 1
- возьмите перегоревшую электрическую лампочку и зарисуйте ее внешний вид
- поддерживая лампочку за баллон, положите конец цоколя на что-нибудь твердое и ударяйте по концу цоколя молотком до тех пор, пока цоколь не отделится от баллона.
- обратите внимание на тонкие проводники, идущие во внутрь баллона:
а. ) от боковой поверхности винтовой нарезки цоколя
б.) от круглой контактной пластинки (пятки)
- отделите винтовую нарезку цоколя от круглой контактной пластинки.
- зарисуйте отдельно баллон.
- рассмотрите форму стеклянного столбика внутри лампочки и расположения проводов, идущих внутри и вне столбика.
- зарисуйте отдельные части лампочки
Задание 2
- изучите устройство подвесного патрона. Приобретите подвесной патрон.
- при помощи узкой отвертки разберите патрон до конца на его составные части.
- внимательно рассмотрите и запомните каждую отдельную часть.
- зарисуйте каждую отдельную часть.
- зарисуйте внешний вид патрона.
Задание 3
1. изучите устройство штепсельной розетки и штепсельной вилки. Работа выполняется по тому же плану, что и работа по изучению подвесного патрона
Практическая работа № 12
Задание 1
- изучите устройство выключателя. Работа выполняется по тому же плану, что работа по изучению подвесного патрона.
Задание 2
- возьмите кусок шнура длиной 5-10 см и осмотрите его снаружи и с боков.
- снимите бумажную оплетку.
- снимите резиновую изоляцию.
- осмотрите нитяную обмотку, находящуюся под резиновой изоляцией поверх металлических проводников.
- сосчитайте тонкие металлические проволочки – проводники, составляющие шнур.
- скрутите проволочки в жгут и потрите напильником, чтобы убедиться в том, что они медные.
Задание 3
- познакомьтесь с устройством предохранительной пробки.
- познакомьтесь с распределительным щитком в своей квартире.
- научитесь чинить перегоревшую пробку.
Практическая работа № 13
Задание 1
- осмотрите счетчик
- спешите все надписи, которые имеются на специальной дощечке на футляре счетчика (фабричный номер, для какого тока, допустимая максимальная нагрузка, единицы измерения).
………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
- при работе счетчика запишите число (гектоватт часы или киловатт часы), которое показывает счетчик в данный момент……………………………………………………………..
- наблюдайте за изменением в течении 5 минут (по часам)………………………………………..
- подойдите к счетчику через час и снова запишите число………………………………………..
- принесите рисунок счетчика и все записи в класс.
Задание 2
- вечером, когда зажигают свет снимите показания вашего комнатного счетчика, точно отметив время……………………………………………………………………………..
- через час подойдите к счетчику и снова запишите показания…………………………………….
- определите, сколько электроэнергии гектоватт в часах израсходовала ваша лампа за 1 час (из второго показания счетчика вычесть первое)……………………………………………………….
- подсчитайте стоимость израсходованной за 1 час электроэнергии, если один гектоватт/час стоит 17 копеек………………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………………………
Сделайте вывод.
Практическая работа № 14
Электромагнитные явления
Задание 1
1. возьмите компас, дайте стрелке установиться и подведите шкалу компаса под стрелку так, чтобы северный ее полюс указывал на буква С.
2. проведите через установившуюся стрелку компаса прямую линию. Эта прямая и будет магнитным меридианом данного места.
3. какая разница между магнитным и географическим меридианом? ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Задание 2
- при помощи компаса определите расположение стен и окон своей комнаты в отношении стран света.
- начертите на листе бумаги 2 взаимно перпендикулярные прямые линии (крест) и на концах этих линий поставьте буквы С Ю З В.
С
З В
Ю
- теперь под нужным углом к этим линиям начертите схематически план своей комнаты.
Сделайте вывод.
Практическая работа № 15
Задание 1
1. возьмите кусок мягкого железа (болт, гвоздь) и опустите его один конец в железные опилки. Опилки не притягиваются в железу.
N N N
- поднесите теперь к другому концу железа магнит и проделайте тоже самое. Теперь опилки будут притягиваться к куску железа.
- отнимите магнит от железа и опилки отпадут.
- проделайте этот опыт несколько раз.
- пользуясь магнитной стрелкой или компасом, определите, какие полюса возникают в концах куска железа при поднесении к нему магнита
…………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………….
Задание 2
- положите магнит на стол, накройте его листом белой бумаги и с высоты 25-30 см сейте на лист железные опилки. Опилки расположатся по магнитным силовым линиям.
- постучите концом карандаша по бумаги. Опилки расположатся более отчетливо.
- получите линии магнитного поля от двух разноименных полюсов и двух одноименных полюсов.
- сделайте рисунок
Практическая работа № 16
Распространение света
Задание 1
1. возьмите кусок черной фотографической бумаги, листок станиоля или кусок плотного картона и проделайте в самом центре взятого куска круглое отверстие размером в маленькую горошину. Сделайте так, чтобы края отверстия были ровными.
2. в темной комнате зажгите свечу, поставьте ее на расстоянии 0,5 м от стены и перемещайте между свечой и стеной приготовленный кусок с отверстием.
- наблюдайте и изучайте изображения пламени свечи………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Задание 2.
- возьмите плоское зеркало. Подберите лист бумаги, чтобы закрывал все зеркало и прорежь в нем на сквозь самые различные глаза, нос, рот с оскаленными зубами.
- прилепи эту бумагу поверх зеркала с помощью клейкой ленты.
3. поставь настольную лампу перед зеркалом. Опиши наблюдаемое явление……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Задание 3
Кроме плоских зеркал существует зеркала – дразнилки, т.е.кривые зеркала.
- возьмите шарики от елочных игрушек и посмотри на них на свое отражение.
2. опиши наблюдаемые явления…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Сделайте вывод
Практическая работа № 17
Отражение света
Задание 1
- возьмите зеркало и, пользуясь солнцем, получите зайчика.
- поворачивая зеркало, следите за направлением отражаемого луча.
- установите, при каком наибольшем угле падения можно еще получить зайчика.
Зайчик
Стенка зеркало
- начертите схему получения зайчика и поставьте все обозначения
Задание 2
- поставьте на стол стул сиденьем к себе, завесьте спинку стула газетой или одеждой и возьмите два плоских зеркала.
- составьте перископ, расположив, зеркала параллельно друг к другу под углом 45 0 к горизонту так, как указано на рисунке
Зеркала
Задание 3
- начертите схему простейшего зеркального перископа и поставьте все обозначения.
Задание 4
1. возьмите две одинаковые свечи и поставьте их на равном расстоянии от куска стекла, расположенного вертикально.
- зажгите одну свечу и смотрите в стекло со стороны, зажженной свечи
Сделайте вывод.
Практическая работа № 18
Зеркала
Задание 1
1. возьмите плоское зеркало.
- покажи ему правую руку, в зеркале ты увидишь - ……………………………………………………
- потяни себя за чуб, что увидишь - ……………………………………………………………….
- напиши на листе бумаги слово РОДИНА и посмотри, как выглядит эта надпись в зеркале
Задание 2
1. возьмите второе зеркало, прислони его к первому и покажи ему правую руку, что ты увидишь в первом зеркале - ………………………………………………………………………………
- поставь зеркала под прямым углом и в этот угол положи 2 яблока, сколько яблок ты увидишь ……………………………………………………………………………………………………..
- поставь 2 зеркала одно против другого, а между ними зажги свечку, что ты увидишь …………………………………………………………………………………………………
Задание 3
1. стань перед зеркальным шкафом, так, чтобы половина твоего тела была спрятана за шкафом, а другая половина выступала из-за него.
- как увидит тебя твой товарищ стоящий перед тобой ……………………………………………………………………………………………………………..
- подними руку, что покажется товарищу………………………………………………………………………………………………
- подними ногу, что покажется товарищу ……………………………………………………………………………………………………………
Сделайте вывод
Практическая работа № 19
Преломление света
Задание 1
1. возьмите глубокое блюдо или тарелку, наполните ее водой
и поставив карандаш в середину блюда, смотрите на
его основания против света.
- наклоняйте карандаш на право и налево, поворачивая его
во круг точки опоры, и наблюдайте, как изменяется его формы.
- зарисуйте кажущуюся форму карандаша в разных его положениях.
Задание 2
- возьмите кастрюлю с вертикальными стенками
и положите в нее монету вплотную к стене.
- положите в кастрюлю линейку так, чтобы
она шла от монеты через край кастрюли
- теперь присядьте немного вниз,
чтобы монету стало не видно, и выньте линейку.
- не изменяя положения головы налейте в кастрюлю вода, что вы увидите? …………………………………………………………………………………………………………
Задание 3
1. возьмите стеклянный сосуд с вертикальными стенками и закройте одну стенку снаружи темной непрозрачной бумагой.
- поднесите сосуд к источнику света, так. Чтобы непрозрачная стенка дала сень внутри сосуда.
- налейте полный сосуд воды и посмотрите что произойдет с тенью внутри сосуда…………………………………………………………………………
- начертите ход луча идущего от источника света в воду.
Сделайте вывод
Практическая работа № 20