Технико-эксплуатационные требования к гирокомпасам
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.
РЕЗОЛЮЦИЯ А.424(XI) Принята 15 ноября 1979г.
ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ГИРОКОМПАСАМ
Администрациям рекомендуется принять меры для того, чтобы гирокомпасы соответствовали технико-эксплуатационным требованиям не ниже тех, что представлены в приложении к данной Резолюции.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ К ГИРОКОМПАСАМ 1. ГК должен определять направление ДП судна по отношению к географическому (истинному) северу. 2. Даны определения: а) «гирокомпас»-полное оборудование и включает все необходимые элементы конструкции, б) «истинный курс»-горизонтальный угол между вертикальной плоскостью, проходящей через истинный меридиан, и вертикальной плоскостью, проходящей через линию, соединяющую нос и корму судна. Он измеряется от истинного севера (000° ) по часовой стрелке до 360°, в) «пришел в меридиан»- если значения любых трех отсчетов, взятых через 30 мин, должны быть в пределах 0,7°, г) «установившийся курс»- среднее значение из 10 отсчетов, взятых через 20 мин после того, как компас придет в меридиан, д) «установившаяся поправка гирокомпаса»- разность между установившимся и истинным курсами; е) другие ошибки, которым подвержен гирокомпас, считаются как разность между наблюдаемым значением и установившимся курсом. 3. Картушка должна быть градуирована в равных интервалах через градус или часть градуса, цифровая индикация не менее чем через каждые 10°, начиная с 000° по часовой стрелке и до 360°. 4. Должно быть предусмотрено полное адекватное освещение, позволяющее считывать отсчет шкалы в любое время. Должно быть предусмотрено оборудование для затемнения. 5. 1.1. После включения в соответствии с инструкциями изготовителя компас должен прийти в меридиан за время не более 6 ч в широтах до 60°. 1.2. Установившаяся поправка ГК, на любом курсе и на любой широте до 60° не более ±0,75°*секанс широты. 2.1. .После включения в соответствии с инструкцией изготовителя компас должен прийти в меридиан за время не более 6 ч в широтах до 60°, при бортовой и килевой гармонической качках с периодом колебаний от 6 до 15 с, амплитудой 5° и при максимальном горизонтальном ускорении 0,22 м/с². 2.2 Повторяемость установившейся ошибки основного прибора должна быть в пределах ±1°*секанс широты в обычных условиях и при вариациях магнитного поля. 2.3 На широтах до 60°: а) Остаточная постоянная ошибка после введения коррекции на скорость и курс при скорости судна 20 уз не более ±0,25°*секанс широты; б) Ошибка, вызванная быстрым изменением скорости при начальной скорости 20уз, не должна превышать ±2°; в) Ошибка, вызванная быстрым изменением курса на 180° на скорости 20 уз, не должна превышать ±3°; г) Неустановившиеся и постоянные ошибки, от бортовой и килевой гармонической качки с периодом колебаний от 6 до 15 с, амплитудами 20, 10 и 5° соответственно, при максимальном горизонтальном ускорении, не превышающем 1 м/с², и рысканием судна, должны быть не более 1°*секанс широты. 2.4 Максимальное расхождение в отсчетах между основным прибором и репитерами в рабочем состоянии не должно превышать ±0,5°. Примечание. Если необходима более высокая точность, следует обратить особое внимание на установку основного прибора. 6. Электропитание: а) Оборудование должно работать непрерывно при таких вариантах электропитания, которые обычно имеют место на судне. б) Должно быть предусмотрено защитное оборудование от чрезмерных токов и напряжений, перегрузок в переходных режимах и случайных перемен полярности электропитания. в) Если предусмотрено более 1 источника электропитания, то должно быть устройство для быстрого переключения с одного источника питания на другой. 7. Помехи: а) По возможности исключить причины и подавить электромагнитное взаимодействие между ГК и другим судовым оборудованием. б) Механические шумы от всех приборов ГК не должны мешать прослушиванию сигналов, от которых может зависеть безопасность судна. в) На каждом приборе надпись о минимально безопасных расстояниях, на которых этот прибор может быть установлен от главного или путевого МК. 8. Внешние воздействия: Оборудование должно непрерывно работать при воздействии вибрации, влажности и изменении температуры. 9. Конструкция и установка: а) Основной прибор ГК и любые репитеры (для пеленгования) устанавливаются так, чтобы на линии 0—180° были параллельны ДП судна в пределах ±0,5°. Курсовая черта и центр картушки в одной вертикальной плоскости и выставлены точно в направлении «нос — корма». б) должны быть средства для коррекции погрешности за скорость и широту. в) Должна быть автоматическая сигнализация об основных неисправностях ГК. г) Конструкция системы должна обеспечивать выдачу информации о курсе судна в другое навигационное оборудование, такое, как РЛС, радиопеленгатор и авторулевой. д) Должна придаваться техническая документация гирокомпаса, позволяющая компетентным членам судового экипажа эффективно использовать и обслуживать гирокомпас. е) Оборудование должно быть снабжено данными об изготовителе, типе и/или номере. ж) Оборудование должно быть сконструировано и установлено таким образом , чтобы был обеспечен удобный доступ для технического обслуживания. | ВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ В ГИРОКОМПАСЕ "Standard 20" 1. выполнено. 2.а) соблюдено, б) выполнено, в) выполнено и проверяется практически, г) выполнено и определяется практически, д) выполнено и определяется практически, е) соблюдено. 3. выполнено, так же существует цифровая индикация курса с десятичным знаком. 4. соблюдено. 5.1.1. соответствует этому требованию, т.к. время прихода после запуска 3 ч с точностью не превышающей 2°(после 5 ч точность не более 0,1°*secφ), 5.1.2. не более ±0,1°*secφ, 5.2.1. соответствует требованию т.к. время прихода после запуска 3 ч с точностью не превышающей 2°(после 5 ч точность не более 0,1°*secφ), предельные углы бортовой и килевой качки не превышают ±45°, 5.2.2. соблюдено, 5.2.3.а) выполнено и не превышает ±0,1°*secφ, 5.2.3 б) соответствует этому требованию и величина погрешности не более 0,4°*secφ, 5.2.3 в) соответствует этому требованию и величина погрешности не более 0,4°*secφ, 5.2.3.г) соблюдено и не должно превышать 0,4°*secφ, 5.2.4. выполнено, так же существует самосогласующаяся цифровая система дистанционной передачи курса на приёмники. 6.а) соблюдено, так же имеется аварийный источник питания, 6.б) требование выполнено, 6.в) выполнено, существует автоматическое переключение. 7.а) соответствует данному требованию, 7. б) требование соблюдено, 7. в) выполнено. 8. выполнено при допустимой температуре окружающей среды: - при работе -10°С…….+55°С, - при хранении -25°С…….+75°С. 9.а) выполняется, 9.б) имеется нав. микропроцессор, вычисляющий скоростную и суммарную инерционные девиации и исключающий из показаний индикаторов курса, 9.в) имеются сигнальные устройства, срабатывающие при: отказе судового питания, отказе гиромоторов, отказе всей системы, 9.г) выполнено, так же кроме цифровой системы передачи курса в гирокомпасе предусмотрена аналоговая система и система на шаговых двигателях, 9.д) соответствует данному требованию, 9.е) выполнено, 9.ж) соблюдено. |
РЕЗОЛЮЦИЯ А.821(19)Принята 23 ноября 1995 г.