Центральная америка (страны карибского бассейна)
Панама – Панама, Гватемала – Гватемала, Никарагуа – Манагуа, Куба – Гавана, Гаити – Порт-о-Пренс
ЮЖНАЯ АМЕРИКА
Колумбия – Санта-фе-де-Богота, Венесуэла – Каракас, Эквадор – Кито, Перу – Лима, Бразилия – Бразилиа, Чили – Сантьяго, Аргентина – Буэнос-Айрес, Парагвай – Асунсьон, Уругвай – Монтевидео
АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ
Австралия – Канберра, Новая Зеландия – Веллингтон, Папуа-Новая Гвинея – Порт-Морсби, Индонезия – Джакарта, о. Фиджи – Сува
АФРИКА
Алжир – Алжир, Ливия – Триполи, Египет – Каир, Тунис – Тунис, Сенегал – Дакар, Мали – Бамако, Нигер – Ниамей, Чад – Нджамена, Эфиопия – Аддис-Абеба, Сомали – Могадишо, Кот-д’Ивуар – Ямусукро, Буркина-Фасо – Уагадугу, Нигерия – Абуджа, Центрально-Африканская республика (ЦАР) – Банги, Кения – Найроби, Демократическая республика Конго (ДРК) – Киншаса, Танзания – Додома, Ангола – Луанда, Мозамбик – Мапуту, Южно-Африканская республика (ЮАР) – Претория, Мадагаскар – Антананариву
ЕВРОПА
Норвегия – Осло, Швеция – Стокгольм, Финляндия – Хельсинки, Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии) – Лондон, Ирландия – Дублин, Исландия – Рейкьявик, Португалия – Лиссабон, Испания – Мадрид, Монако, Франция – Париж, Нидерланды (Голландия) – Амстердам, Бельгия – Брюссель, Швейцария – Берн, Италия – Рим, Ватикан, Австрия – Вена, Чехия – Прага, Венгрия – Будапешт, Словакия – Братислава, Словения – Любляна, Греция – Афины, Хорватия – Загреб, Босния и Герцеговина – Сараево, Албания – Тирана, Македония – Скопье, Болгария – София, Румыния – Бухарест, Польша – Варшава, Эстония – Таллин, Латвия – Рига, Литва – Вильнюс, Белоруссия – Минск, Украина – Киев, Молдова – Кишинев, Россия – Москва, Грузия – Тбилиси, Армения – Ереван, Казахстан –Астана
АЗИЯ
Турция – Анкара, Азербайджан – Баку, Иран – Тегеран, Ирак – Багдад, Сирия – Дамаск, Ливан – Бейрут, Израиль – Тель-Авив, Иордания – Амман, Саудовская Аравия – Эр-Рияд, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) – Абу-Даби, Афганистан – Кабул, Узбекистан – Ташкент, Пакистан – Исламабад, Индия – Дели, Монголия – Улан-Батор, Китай – Пекин, Северная Корея – Пхеньян, Южная Корея – Сеул, Япония – Токио, Филиппины – Манила, Шри-Ланка – Коломбо, Мьянма – Янгон, Вьетнам – Ханой, Бангладеш – Дакка, Таиланд – Бангкок
Примечание: дополнительное задание – в связи с быстрым изменением политической карты мира внести в данный список изменения в названии стран и изменения в связи с переносом столиц.
Заполнить таблицу: описать положение на карте трех физико-географических объектов (река, горная система (горы), остров/полуостров) и двух столиц государств. Выбор объектов для описания – это самостоятельная задача студента.
Положение географических объектов на карте
Географический объект (название) | Положение на карте |
Река……… | Материк, его часть. Описывается, где берет начало (исток), куда впадает (устье), какие объекты рельефа пересекает. |
Горы……. | Материк, его часть. Простирание горной системы (относительно частей света), самая высокая точка, какие крупные реки берут с них начало. |
Остров или полуостров ……………………. | Материк, его часть. Какими морями омывается, заливы и проливы (от континента, между островами), какие крупные формы рельефа есть на данном острове/полуострове, крупные реки. |
Столица …………………………….. | Описывается географическое положение столичного города: географические координаты, природные особенности, количественные характеристики (население, площадь, плотность и т.д.), особенности экономической структуры, производства. |
Столица …………………………….. | Описывается географическое положение столичного города: географические координаты, природные особенности, количественные характеристики (население, площадь, плотность и т.д.), особенности экономической структуры, производства. |
Максимальное количество баллов за задание – 20 (проходной минимум, когда задание считается выполненным – 8 баллов).
ОБЩАЯ СУММА ___________________________/ _____________ (подпись преподавателя)
Практическая работа №2
Комплексная географическая характеристика территории
Задание: составить комплексную географическую характеристику субъекта РФ (по выбору студента, исключить ситуацию, когда 50% и более студентов группы выбирают свой регион проживания, нужно иметь в виду, что в составе РФ насчитывается 85 субъектов, исключаем 3 города федерального подчинения, получается 82 региона) по следующему плану (основной источник информации – атласы регионов, России, учебные пособия для вузов по физической географии и экономической географии России):
1. Название субъекта РФ.
2. Общее географическое положение на физической (относительно крупных природных объектов) и политико-административной (федеральный округ, экономический район, соседи) картах РФ.
3. Геологическое строение и тектоника.
4. Рельеф местности.
5. Климат.
6. Водные объекты и гидрологические процессы.
7. Почвы.
8. Растительный и животный мир.
9. Ландшафтная структура территории (ландшафтные зоны на равнинах и высотная поясность в горах).
10. Особо охраняемы природные территории.
11. Хозяйственная деятельность человека на описываемой территории: география промышленности, сельского хозяйства, транспорта, сфера услуг (указать основные центры, города, районы и т.п.).
В конце работы составляется
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Образец оформления печатного источника:
Назаров Н.Н. География Пермского края. Часть I. Природная (физическая) география. Пермь, 2011.
Образец оформления электронного источника:
Атлас Пермского края / коллектив авторов. Пермь, 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psu.ru/nauka/elektronnye-publikatsii/atlasy-permskogo-kraya/atlas-permskogo-kraya (дата обращения: 06.10.2014).
После плана составляете комплексную географическую характеристику выбранного вами региона. Затем список использованных источников информации.
Каждый пункт плана заполняется единым географическим текстом с развернутыми предложениями, текст должен быть логическим и структурированным. Названия и цифры пунктов плана указывать в тексте характеристики не надо.
Максимальное количество баллов за задание – 20 (проходной минимум, когда задание считается выполненным – 8 баллов).
ОБЩАЯ СУММА ___________________________/ _____________ (подпись преподавателя)
Практическая работа №3
Вопросы к зачету
Задание:
1. Составить глоссарий (словарь) по дисциплине «География». Внимательно просмотреть презентации по дисциплине (личный кабинет в ЕТИС) и прочитать рекомендованную учебную литературу. Выбрать не менее 10-15 терминов (например, геосистема, ландшафт, географический детерминизм, природно-хозяйственная система, географический прогноз и т.д.), понятий географии и написать их определение. После каждого определения указать источник информации.
2. Выбрать из списка вопросов к зачету (см. стр. 6–7) любые два и подготовить письменные ответы на них на основе лекционного материала и рекомендованной учебной литературы.
СЛОВАРЬ по ГЕОГРАФИИ
1. Географическая оболочка – это _______________________ (источник информации).
….
10–15. _______________________________________________ (источник информации).
Вопрос № 1. Формулировка вопроса
Ответ в письменном виде.
Вопрос №2. Формулировка вопроса
Ответ в письменном виде
Максимальное количество баллов за задание – 30 (проходной минимум, когда задание считается выполненным – 12 баллов).
ОБЩАЯ СУММА ___________________________/ _____________ (подпись преподавателя)
ИТОГОВОЕ КОНТРОЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ (ИКМ)
Примерные тестовые задания
ИКМ по дисциплине представляет собой тестирование (выполнение тестовых заданий открытого и закрытого типов). Ниже предложены для тренировки ряд тестов, также можно воспользоваться сборниками заданий ЕГЭ по географии (2014-2016 гг.).
Тест содержит 15 заданий, каждый ответ оценивается в 2 балла. Возможно оценивание ответа на задание в 1 балл при следующих условиях: указан один правильный ответ из двух возможных, указано 3 ответа (буквы/цифры), из которых 2 правильных.
Максимальное количество баллов – 30. Проходной балл, при котором считается, что итоговое контрольное мероприятие считается выполненным, – 15.
1. Выберите из ниже приведенных понятий объект изучения географии и напишите его определение:
а) биосфера; б) земная поверхность; в) географическая оболочка;
г) ландшафтная сфера