Методические указанияпо составлению отчета
Сначала круто, а потом выполаживается.
(Описание перевала ЗБ к. с.)
В походы мы ходим для себя, отчёты же многие туристы пишут не для себя, а для других, и считают составление отчёта отжившей, ненужной печальной обязанностью, без исполнения которой «злые дяди из МКК» не дадут вожделенных справок о зачёте и не пустят в более сложный поход.
— Мы спортсмены, мы технари, а не писатели — такое мнение нередко можно слышать в кулуарах туристских клубов.
— Коллеги, хочется возразить на это, а по каким материалам вы готовили свои маршруты? Может быть, для вас отчёты пишут какие-то «не спортсмены», вспомогательный персонал, туристы второго сорта или наёмные работники?
— Ничего подобного, их пишут ваши товарищи и при том далеко не всегда старшие. Отчёты, а тем более хорошие отчёты, пишут честные спортсмены. Они не только пользуются (бесплатно!) чужим опытом, но и помогают своим опытом друзьям и коллегам.
Будем же честными перед собой и друзьями, а это пособие поможет выполнять обязанности с минимальными затратами труда и максимальной пользой.
Человек получает удовольствие от любой (в том числе и от технической работы на туристском маршруте), если эта работа у него получается. Но чтобы получалось, сначала надо научиться.
— А у нас в школе тройки по сочинениям были, ну не дано нам писать – продолжат возражать упрямцы. Однако во всём мире миллионы неписателей и нежурналистов пишут производственные и научные отчёты, инструкции, статьи, а попав в милицию — заявления и объяснительные. Задача этих не писателей довести до заинтересованных лиц какую-либо информацию. И в этом им помогают отработанные схемы документов. Если все элементы схемы (пункты плана) соблюдены, вас поймут, даже если вы пишете коряво, занудно и тяжеловесно.
КАК ПИСАТЬ ОТЧЁТ
Если вы хотите максимально облегчить себе работу, начните писать отчёт задолго до похода. В период подготовки можно написать черновик «Общегеографической и туристской характеристики района похода». Поскольку вам всё равно придётся изучать район перед походом, ничто не мешает заранее изложить полученные сведения на бумаге или магнитном носителе. После похода останется внести небольшие поправки, дописать полученные во время похода сведения и запустить принтер. То же касается и некоторых других разделов.
Чтобы не мучиться с техническим описанием, его надо писать на маршруте, — по свежим следам, в форме дневника. Лучше всего на привалах, после каждого перехода, описывать пройденный участок. Можно писать самому, а можно диктовать участнику с хорошим почерком (идеальный вариант, когда несколько человек ведут дневники в походе, например: руководитель, летописец и хронометрист). В этом случае ваши товарищи смогут вносить поправки и дополнения, а заодно, и учиться писать отчёты. Тогда после похода останется только отредактировать и перепечатать текст.
В последнее время появилась возможность использовать диктофон. Однако объем домашней работы при этом увеличивается.
Опасно откладывать описание на вечер. Многое забудется, сил, условий и времени для писания может не быть. И уж совсем недопустимо писать отчёт по памяти, приехав домой. Важные подробности будут упущены, хронометраж забыт и, к тому же, времени на долгописание после похода, скорее всего, не найдётся.
Но самое главное, будет потеряна достоверность. А в отчёте должны быть только достоверные сведения! Недаром же участники географических экспедиций исповедовали и исповедуют принцип: «не записанное в полевой журнал — не наблюдалось»!
Вот пример: известный многим путешественникам редактор газеты «Вольный ветер» шёл по отчёту одного известного туриста в Приэльбрусье перевал Юсеньги (2Б). Тот турист прошёл этот перевал вторым, никаких других материалов в библиотеке не было. Из отчёта следовало, что перегиб ледника в центральной части заканчивается плавным выкатом на язык. Но вместо выката за перегибом оказался вылет на бараньи лбы со сбросом высоты около 300 метров! На льду лежал тонкий слой свежего снега, а перегиб не позволял заглянуть вниз. Начав спуск без кошек и верёвок, группа оказалась на ненадёжных ступенях над обрывом и едва не погибла. Позже автор отчета пытался оправдаться тем, что описывали перевал второпях дома, уже после похода.
Ещё один трагикомический случай: группа туристов МИФИ проходила перевал 1Б в Дигории. По описанию прямо от седловины до пологой части ледника шёл ровный снежный склон. С перевала склон не просматривался. Без тени сомнения руководитель сел на полиэтилен и скрылся за перегибом. Оставшиеся услышали испуганный вопль, но затем руководитель выехал на ровное место и призывно замахал руками. Второй участник скрылся за перегибом, и снова вопль и снова разрешающий взмах руки. Третий участник сел на полиэтилен и через несколько секунд увидел под собой громадный (возможно показалось от страха) бергшрунд. К счастью над верхней кромкой оказался небольшой трамплин. Медленно, очень медленно проплыла внизу зияющая бездонная пасть. Удар, скольжение, выкат!
И тем и другим повезло. И те, и другие пользовались недобросовестными описаниями.
К сожалению, по свидетельству туристов, в Интернете стали появляться отчеты с заведомо искаженной информацией, вероятно составленные любителями злых шуток.
Для ведения дневника на маршруте нужен блокнот в твёрдом переплёте, ручки или карандаши, компас, высотомер или прибор (ЗР8. Дневниковые записи и, соответственно, описание маршрута надо вести в строгой последовательности, без перерывов (разрывов). В них должен быть точный хронометраж. Однако указывать надо не «живое время», (вряд ли кому-либо будет интересно, что от места ночёвки до брода вы шли с 7.00 до 7.30), а чистое ходовое, то есть — «шли 30 минут». Тем более бесполезно указывать, что, например, от переправы до ледника шли с 10.00 до 15.40, поскольку не ясно, сколько вы отдыхали, делали или нет перекус и т.д.
Описывать маршрут нужно от одного заметного ориентира до другого, указывая, что и откуда видно, и в каких погодных условиях проходился этап. В некоторых случаях полезно упомянуть состояние группы. Всё это может пригодиться тем, кто пойдёт за вами.
ЧТО ПИСАТЬ В ОТЧЁТЕ
В начале описания ходового дня надо дать его характеристику (см. приложение 4). Читающие отчёт должны иметь возможность, не перелистывая весь текст, найти описание нужного им участка маршрута и, не обращаясь к другим разделам отчёта, сразу же определить откуда и куда вы шли. Поэтому в тексте отчёта после заглавия дня надо указать откуда группа начинает движение, даже если это понятно из описания предыдущего дня. И далее наметить КУДА ИДЕТ ГРУППА. Например: «путь к Круглому озеру начинаем от автобусной остановки в центре села Игошино по грунтовой дороге, уходящей между домами на северо-запад». Или: «от ночёвки у слияния рек Быстрая и Кедровая к перевалу Сосновому идём левым берегом реки Быстрая по хорошо разработанной тропе на юго-восток». Заодно в этих фразах содержатся сведения о характере начала пути (тропа, дорога) и о том, откуда этот путь начинается (дорог и троп может быть несколько).
Затем, по возможности, надо указать дальние ориентиры. Например, идти предстоит около 1,5 часов (5 км) до впадения второго крупного правого притока, долина которого видна с места ночёвки (от поворота основной долины вправо, и т.д.). Это позволит идущим по вашему описанию менее опытным путешественникам не проскочить нужный поворот в плохую погоду, или по рассеянности.
Теперь приступаем, собственно, к описанию маршрута. Указываем характер пути (тропы, бездорожья, леса, болота, переправ), время движения между заметными ориентирами, например, до следующего притока, поляны, изгиба реки. Здесь же описываем действия группы на сложных участках, ягодные заросли, места для ночлегов и другие полезные сведения. А также интересные объекты и ориентиры: перевалы, водопады, каньоны, развилки троп и дорог. Если ориентирование при движении в обратном направлении затруднено, например, из-за крутого берега не виден мост или тропа при выходе на поляну теряется и найти её на обратном пути сложно, даём соответствующие рекомендации.
Уважая коллег, не загромождайте текст сокращениями типа «кпу» и «мн» (конец предыдущего участка и место ночёвки), а также избегайте бытовых подробностей, возможно, очень милых, но не имеющих отношения к прохождению маршрута, для них можно ввести в отчете специальный раздел.
Ни в коем случае нельзя ограничивать описания только узким коридором или ниткой, как это делают на слётах и соревнованиях на этапе «движение по легенде». Без видимого издалека ориентира или знания общего направления движения, достаточно небольшой неточности в описании, невнимательности или незначительного изменения рельефа (стаял снежник!) и восстановить своё местоположение будет невозможно.
Приведём примерную схему описания линейного участка маршрута на примере речной долины, придерживаясь которой можно уверенно изложить всю необходимую информацию.
Схема описания протяжённого препятствия или линейного участка пути
1. Указать начальную точку движения и конечную (промежуточную) цель к ко торой идёт группа, место нахождения этой цели.
2. Указать ориентиры (ближайший и по мере движения последующие), на правление движения, точки с которых видны ориентиры или конечная цель пути.
3. Характеристика пути (тропа, дорога, лес, склоны, осыпь и т.д.)
4. Описать движение группы от ориентира к ориентиру с указанием чистого ходового времени, характеристики пути и препятствий, действий группы при пре одолении препятствий, опасных мест, а также видов применяемой страховки.
5. Время движения между наиболее важными ориентирами и суммарное время движения до выбранной цели или за день.
6. Места удобные для ночлегов.
7. Рекомендации для идущих в обратном направлении.
8. При необходимости, рекомендации по снаряжению.
Если на пути группы лежит перевал или иное локальное препятствие, требующее подробного описания, в начале даём его краткую характеристику, затем ориентируем читателей отчёта, где оно находится и откуда видно, и только после этого пишем, собственно описание, по схеме, приведённой ниже для случая перевала — наиболее распространённого локального препятствия.