Распространение по территории страны религиозного туризма
В последние годы в России произошли значительные перемены не только в политическом переустройстве государства, социально-экономической области, но и в духовной жизни. Все больше и больше российских граждан стали совершать паломнические поездки как по стране, так и в страны ближнего и дальнего зарубежья.
Паломнические службы «Радонеж», «Ковчег», «На пути к храму», «Святая Русь», «Под Покровом Пресвятой Богородицы», Паломнический центр Московского Патриархата, Паломническая служба Валаамского монастыря, фирма «Святыни Православия», служба «Паломник» и другие предлагают организацию подобных путешествий как в России, так и за рубежом.
География поездок по нашей стране самая обширная, а продолжительность может составлять от нескольких часов до недели и больше. Интересны однодневные тематические туры по Москве. Чаще всего предлагается поездка «Чудотворные иконы», а также знакомство с монастырями Москвы и Подмосковья. Много интересного можно узнать об истории старообрядчества, Дома Романовых, новомучениках российских. Однодневные туры организуются и в Троице-Сергиеву Лавру, в Высоцкий монастырь в Серпухове, в Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде, в Новоиерусалимский монастырь, в село Годеново в церковь Иоанна Златоуса и Животворящему кресту господню, в Колюпаново к источнику Евфросинии, в Пафнутьево-Боровский монастырь, в Поленово к св. источнику Казанской иконы Божьей Матери и к другим православным святыням. В стоимость однодневных поездок обычно входит транспорт, сопровождение, экскурсии. Цена туров по столице составляет 130–160 руб. При продолжительности 4–5 часов, а более длительные поездки по Подмосковью, занимающие 10–12 часов, могут обойтись в 200–300 руб.
Заезды на двухдневные туры, впрочем, как и на однодневные, обычно приходятся на выходные. За два дня можно посетить монастыри в Оптиной Пустыни и в Шамордино, побывать в Муроме у мощей св. Петра и Февронии, съездить в Нило-Столбенскую Пустынь на озере Селигер, отправиться к святыням в города «Золотого Кольца» – Ярославль, Ростов, Владимир, Суздаль или в не менее интересные Кострому и Юрьевец, а также побывать в Рязани и в Скиту Преподобного Сергия Радонежского и т. д. В программу входят проживание и питание, которые могут быть организованы не только в гостинице или пансионате, но и в монастыре. Что касается транспортной составляющей, то чаще всего в таких поездках задействован автобус, иногда предлагается ж/д проезд. Стоимость двухдневных программ в среднем от 900 до 1500 руб.
Многодневные поездки продолжительностью от 3 до 7 дней могут включать в себя посещения вышеперечисленных мест, но с более детальным знакомством со всеми достопримечательностями и святынями, либо комбинацию нескольких близлежащих направлений. Кроме того, паломничество в более удаленные регионы России редко укладывается в рамки выходных. Так, несколько дней занимает посещение святынь Санкт-Петербурга и его окрестностей, Великого Устюга и Каргополя, Воронежа и Задонска, Вологды и земли Белозерской, а также неизменно пользующихся популярностью у паломников северных островов – Соловецких в Белом море, Валаама и Коневца на Ладожском озере. Если говорить о ближнем зарубежье, не требующем оформления визы, то чаще всего предлагается отправиться в Крым, Киев и Почаев, а также в Закарпатье. Конечно, преимущество многодневных поездок состоит в том, что за более длительное время можно не только полнее отрешиться от городской суеты и посетить святые места, но и просто отдохнуть, погрузившись в удивительный мир северной природы или искупавшись в теплых и ласковых водах Черного моря. Если говорить о стоимости таких туров, то она довольно сильно разнится в зависимости от количества дней, выбранной категории объектов размещения (монастырь или гостиница), режима питания и вида транспорта. В большинстве случаев предлагается проезд ж/д + автобус, паломники могут на свое усмотрение ехать в плацкартном или купейном вагонах. Отдельно стоит отметить, что в турах на северные острова проживание и переезды по программе могут осуществляться на теплоходе, и в этом случае цена поездки будет сильно зависеть от класса каюты. Таким образом, стоимость многодневных паломнических путешествий может варьироваться в среднем от $70 до $250, а при проживании на теплоходе в каюте «люкс» доходить до $300–400.
Множество православных святынь находится за рубежом, и для тех, кто имеет время, средства и желания, разработаны специальные туры в разные страны, иногда также позволяющие совместить посещение святынь и отдых. Можно совершить паломничество в Святую землю в Израиль или к древним православным святыням Египта, например, на гору Синай, к монастырю св. Екатерины и по местам Святого Семейства. Интересной и популярной является поездка в Грецию с посещением мужчинами-паломниками Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне (женщинам туда вход запрещен), а также по монастырям и храмам Македонии или по греческим островам – Эгина, Патмос, Эвия и другим. Кипр, на котором расположено множество действующих монастырей, также очень богат православными христианскими святынями. Многие едут в Италию к мощам Святителя Николая в г. Бари. В Париже паломники имеют возможность поклониться мощам Св. Равноапостольной Елены и Марии Магдалины, а в Эльзасе находятся мощи Святых Веры, Надежды, Любви и их матери Софьи. Пюхтицкий монастырь в Эстонии, святыни Скандинавии и Болгарии также привлекают паломников. Есть программы посещения Сирии, Ливана и Турции.
Продолжительность зарубежных поездок чаще всего составляет 7–8 дней. Некоторые, особенно сочетающие посещение нескольких стран, рассчитаны на 12–14 дней. В стоимость туров включается двухместное размещение в отелях 2–3* (иногда 4*) или в монастырской гостинице. Некоторые программы предлагают несколько ночевок на теплоходе или пароме. Варианты питания предлагаются самые разные – от самостоятельного (ЕР) до НВ. Также в стоимость турпакета входят авиаперелет (в отдельных случаях ж/д), страховка, экскурсионная программа, услуги русскоговорящего гида, входные билеты и трансфер по программе. Отдельно оплачивается виза. Средняя стоимость паломнических туров, например в Египет, – $530–550.
По данным справочника– путеводителя «Монастыри Русской православной церкви» в России насчитывается 313 монастырей и 26 пустыней Русской православной церкви (РПЦ). Дадим краткую характеристику некоторым из монастырей.
Свято-Троицкая Сергиева лавра, ставропигиальный мужской монастырь. Обитель была основана прп. Сергием Радонежским в 1337 г., а в 1744 г. получила почетное наименование лавры. Лавра была закрыта в 1920 г. и начала возрождаться в 1946 г. В ее стенах в 1971, 1988 и 1990 гг. проходили Поместные Соборы. Лавра находится на территории Московской обл., в пределах Московской епархии. В Троицком соборе (1422–1425 гг.) почивают святые мощи прп. Сергия Радонежского. Поклониться мощам в лавру приезжают тысячи паломников. Лавра давно является экскурсионным центром для многих тысяч граждан России и других стран. В иконостасе Троицкого собора находятся иконы Андрея Рублева. Другим старым сооружением монастыря является церковь Сошествия Святого Духа (1476 г). На территории монастыря находится источник со святой водой. В стенах лавры располагается Московская духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России (для сравнения: Славяно-Греко-Латинская академия учреждена в 1686 г.).
Приемом гостей и паломников в монастыре занимается паломнический центр. Организованные группы паломников могут останавливаться в монастыре на сутки по предварительной договоренности паломническим центром. В паломнической трапезной для них устроено бесплатное питание. По монастырю каждый день устраиваются экскурсии.
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Монастырь находится в Дивееве Ардатовского района Нижегородской области на территории Нижегородской епархии. Монастырь был основан во второй половине XVIII в. монахиней Александрой. А на деньги, вырученные матушкой Александрой от продажи всего своего имущества, были построены два больших храма. Здесь в XVIII–XIX вв. служил людям прп. Серафим Саровский. В наши дни в обители трудится около 140 сестер. В Троицком соборе почивают мощи прп. Серафима Саровского. Хранятся его ряса, вериги, лапти, котелок. В монастыре находится несколько источников, известных своей целительной силой.
В Серафимо-Дивеевский монастырь регулярно приезжают паломники, и число их возрастает. Они участвуют в земляных работах на Канавке Божьей Матери, в благоустройстве территории монастыря, работают на кухне.
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь. Монастырь находится на Соловецких о-вах Архангельской области на территории Архангельской епархии. Он был основан в XV в. и явился оплотом православия на Русском Севере. Соловки называют «русской голгофой» – сюда ссылались заключенные в 20–30-е гг. XX в. В монастыре находятся Спасо-Преображенский собор и ряд церквей. В конце XX в. возродилась традиция православных паломничеств в монастырь. Он принимает паломников. Приезжающие обеспечиваются возможностями проживания и трапезой. Все паломники, живущие в обители, несут послушание. Они занимаются заготовкой дров на зиму, строительными работами, трудятся в огороде, убирают территорию. За благословением на проживание следует обратиться к наместнику или благочинному монастыря. Приезжающим необходимо иметь при себе паспорт. О приезде больших групп паломников необходимо договариваться заблаговременно.
Свято-Боголюбский мужской монастырь (Владимирская обл., Владимирская епархия). Это один из старейших монастырей России, основанный в 1155 г. князем Андреем Боголюбским. В соборе Боголюбской иконы Божией Матери (XIX в.) престольный праздник – 1 июля. На территории монастыря есть и более ранние постройки, например храм Рождества Пресвятой Богородицы (XII–XVIII вв.). Святыней монастыря являются частицы мощей киево-печерских подвижников.
В последние годы была возрождена традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери, возникшая еще в XVIII в. В день празднования Боголюбской иконы Божией Матери 1 июля устраивается крестный ход из Владимира в Свято-Боголюбский монастырь. В крестном ходе участвуют около 10 тыс. человек. В монастыре мироточили иконы, под куполом явился лик императора Николая II. В монастырь регулярно приезжают паломники из Москвы и других городов России. Для них в монастыре имеются гостиница и трапезная. В монастыре насчитывается 12 человек братии.
Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь. Монастырь находится на территории Республики Карелия и пределах Санкт-Петербургской епархии. В настоящее время на территории монастыря проживает более 200 насельников. Священно игуменом обители является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. На Валааме возрождается скитская жизнь. Здесь функционируют Всехсвятский, Предтеченский, Никольский, Святоостровский и другие скиты. После своего возрождения в 1989 г. обитель живет по Валаамскому уставу. Заведены строго уставные службы с валаамским древним распевом.
Святынями монастыря являются мощи прп. Сергия и Германа, Антипы Валаамского и чтимый список Валаамской иконы Божией Матери. Летом Валаам посещают экскурсанты и паломники. В Валаам приезжают с экскурсионными целями во время речных круизов между Москвой и Санкт-Петербургом. Здесь на несколько часов останавливаются теплоходы. Монастырь принимает паломников только по благословению игумена и только через собственную паломническую службу.
Свято-Введенская Оптина Пустынь, ставропигиальный мужской монастырь. Оптина Пустынь в царской России в XIX в. являлась одним из ведущих центров внутреннего паломничества. Здесь жили известные российские старцы, побеседовать с которыми приезжали русские писатели Л. Толстой, Ф. Достоевский, Н. Гоголь и многие другие. Бывали здесь и члены императорского дома Романовых. В 90-е гг. XX в. Оптина Пустынь усиленно восстанавливалась. В Казанский собор Оптиной Пустыни (самый большой из 6 действующих и 3 восстанавливающихся храмов обители) паломники приходят поклониться мощам прп. оптинских старцев Моисея, Антония, Исаакия I.
Кирилло-Белозерский мужской монастырь расположен в городе Кириллов Вологодской области (Вологодская епархия). Это один из крупнейших монастырей России. Из его стен вышли выдающиеся представители русского монашества – Нил Сорский, Савватий Соловецкий и многие другие. В стенах монастыря находилась одна из наиболее значительных на Руси библиотек. В монастыре имеется ряд святынь, которым приезжают поклониться паломники. Это мощи Кирилла Белозерского в храме прп. Кирилла. На месте первого поселения святого поставлены каменные палатки, в которых находятся крест, поставленный иноками при поселении, и копия первой деревянной кельи прп. Кирилла. Недалеко от монастыря находится гора Маура. На месте для поселения, указанном прп. Кириллу в видении Богородицей, построена деревянная часовня и водружен поклонный крест.
Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь. Этот монастырь, находящийся в Костроме (Костромская епархия), занимает особое место в истории России. Здесь в начале 1613 г. жил будущий первый царь из династии Романовых – Михаил. Территория монастыря состоит из двух участков – Старого и Нового города. Богослужения проходят в Троицком соборе (1652 г.). Святыней монастыря является мощевик с частицей мощей Ипатия Гангарского.
Рождества Богородицы Свято-Пафнутиев Боровский мужской монастырь. Монастырь находится в окрестностях Боровска (Калужская обл.) и принадлежит Калужской епархии. Здесь находятся три действующих храма и мощи прп. Пафнутия Боровского.
Теперь познакомимся с некоторыми наиболее известными православными храмами в России.
Соборы Московского Кремля хорошо известны не только в России, но и за ее пределами. Они являются важными объектами экскурсионного показа для туристов из России и других стран. В этих храмах в отдельных случаях проводятся службы. Это относится к Успенскому собору Московского Кремля. В свое время по велению царя Алексея Михайловича сюда были перенесены останки святителей, пострадавших за веру и отечество, – патриархов Иова из Старицы, Гермогена из Чудова монастыря и святого митрополита Филиппа с Соловков.
В Успенском соборе хранилась чудотворная икона Владимирской Богоматери, привезенная в Москву в 1395 г. из Владимира. В советские годы она а также икона «Троица» Андрея Рублева стали экспонатами Третьяковской галереи в Москве. В настоящее время икона Владимирской Богоматери и список «Троицы» находятся в церкви Николы в Толмачах – домовом храме Третьяковской галереи. Сама «Троица» находится в Третьяковской галерее.
В Архангельском соборе, в котором похоронены многие российские монархи допетровского времени, в 2002 г. службы проводились пять раз – 15 мая, 28 мая, 20 июля, 3 октября и 21 ноября. 28 мая – день благоверного царевича Димитрия Угличского и Московского, мощи которого покоятся здесь же. В Благовещенском соборе служба проходит один раз в год – 7 апреля на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В церкви Ризоположения праздник Ризоположения – 15 июля.
Храм Христа Спасителя в Москве был воссоздан в соответствии с указом Президента РФ от 5 мая 1995 г. Восстановление храма прошло в довольно быстрые сроки. Сейчас в храме регулярно проводятся службы. В Успенском соборе во Владимире регулярно проводятся богослужения. Успенский собор интересен с исторической точки зрения: это один из немногих каменных соборов Северо-Восточной Руси, построенных до татаро-монгольского ига. До наших дней со значительными утратами дошли фрески Андрея Рублева и Даниила Черного, выполненные в начале XV века. Успенский собор является важным объектом экскурсионного показа. На экскурсию приезжают туристы из многих стран мира и регионов России – Владимир входит в «Золотое Кольцо». Церковь Покрова на Нерли (Владимирская область) является в первую очередь объектом привлечения экскурсантов. Службы там проводятся редко. В Софийском соборе (Новгородский кремль), древнейшем храме России (XI в.), службы проводятся регулярно. В настоящее время в новгородской Софии туристы могут увидеть немногочисленные фрагменты живописи XI в. Древнейшей сохранившейся иконой собора является икона «Петр и Павел» (XI в.). В иконостасе собора имеется ряд икон, написанных в 1341 г. греческими и сербскими иконописцами. В Соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (Вологодская обл.) сохранились росписи Дионисея и его сыновей (1502 г.).
Старообрядцы селились на территории современных Нижегородской, Архангельской (Выговская пятина), Московской (Гуслицы), Брянской и др. областей России. Центр старообрядчества России расположен на территории Рогожского кладбища в Москве. Главой старообрядцев на сегодняшний день является митрополит Олимпий.
Среди других религиозных течений христианства в России представлен протестантизм (баптисты, пятидесятники, адвентисты 7-го дня и др.). Их насчитывается более 1 млн верующих. Протестантизм укрепляет свои позиции, в том числе благодаря поддержке из-за рубежа.
Довольно-таки широко в России представлен буддизм. Его представители проживают в Бурятии, Туве, Калмыкии, Якутии, Хакасии, на Алтае.
Еще в начале XVII в. роды калмыков перекочевали в Нижнее Поволжье из степей Прикаспия, начав по договору 1608 г. добровольно вступать в подданство Русского государства. Новые российские подданные прибыли со своими кочевыми буддийскими храмами на кибитках – хурулами. В 1661 г. калмыцкий хан Пунцук принял за себя и весь народ присягу и верность царю, при этом целовал образ Будды (монг. Бурхан) и книгу буддийских молитв. С конца XVII в. хурулы возводятся на местности. В 1917 г. их было 92. Некоторые из хурулов превратились в крупные и средние монастырские комплексы, населенные ламским монашеством трех степеней. В декабре 1943 г. калмыки были насильственно выселены в Сибирь, а их храмы – разрушены.
Становлению буддизма в Забайкалье способствовали 150 монголо-тибетских лам, бежавших в 1712 г. из Халха-Монголии. В 1741 г. буряты принимают присягу на верноподданство России вместе с ламами, которые освобождаются от налогов, податей и других повинностей и получают разрешение на проповедь буддизма. 1741 г. есть начало официального признания буддизма в нашем стране. В 1917 г. в Бурятии насчитывалось 46 дацанов. Буддийские ступы (субурганы) и часовни (бумханы) строились из бревен, камней и досок на вершинах или склонах гор и холмов, доминирующих над окружающей местностью. Агинский дацан был центром буддийского образования и культуры. В 1893 г. насчитывались 15 тыс. лам (10 % буддийского населения) и десятки тысяч хувараков (учеников). К концу 30-х годов XX в. все дацаны были закрыты и разграблены, ламы отправлены в ГУЛАГ. В 1946 г. власти разрешили открыть Иволгинский и Агинский дацаны. Тува вошла в состав СССР в 1944 г. Буддизм здесь был принят в XVIII в., но до XX в. тувинцы продолжали следовать и шаманизму. Религиозные обряды тувинцев до последнего времени отправлялись совместно ламами и шаманами, их функции нередко совмещались в одном лице и в одной семье (муж – лама, а жена – шаманка). Такие семьи жили в миру, часто, как монголы и буряты, не соблюдая обет безбрачия.
С конца 80-х гг. XX в. в России происходит возрождение буддизма. В буддийских академиях Бурятии и Монголии ведется подготовка лам, восстановлен институт молодых послушников при монастырях. В Бурятии восстановлено около 20 дацанов. В Элисте (Калмыкия) открыт институт возрождения калмыцкого языка и буддизма. Начал издаваться журнал «Мандала», посвященный истории буддизма в целом, а также его калмыцкой разновидности. Объединение буддистов Калмыкии проводит большую духовно-просветительскую работу. В Санкт-Петербурге восстановлен и действует с 1991 г. Тибетский храм, посвященный божеству Калчакру. Храм был открыт и освящен в 1913–1915 гг. В 1933 г. его закрыли и осквернили. В 1991–1992 гг. Калмыкию, Бурятию, Туву посещал Его Святейшество Далай-лама XIV. В 1992 г. в Туве он присутствовал на празднике буддийского возрождения и посвятил в монахи несколько молодых людей. Число буддийских общин в России постоянно возрастает. Сегодня властные полномочия принадлежат Буддийской традиционной сангхе России, созданной вместо расформированного Центрального духовного управления буддистов. Не все буддисты России подчиняются Буддийской традиционной сангхе России.
Последователи ислама в России проживают в Татарстане, Башкирии, Дагестане, Чечне, Ингушетии, Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии, Адыгее.
Контрольные вопросы:
1. Перечислите фирмы, присутствующие на рынке религиозного туризма.
2. Назовите однодневные туры по Подмосковью с религиозной тематикой.
3. Каким образом классифицируются религиозные туры по продолжительности?
4. Перечислите монастыри, являющиеся объектом паломнического туризма.
5. Охарактеризуйте наиболее известные православные храмы России.
6. Основные центры старообрядчества в России.
7. В каких регионах распространены центры буддизма?
8. Какие мероприятия были проведены в России для возрождения буддизма?