Краткий перечень и характеристика основных этапов развития мировой гостиничной индустрии с древних времен до конца XX в. 24 страница

В рамках идейно-воспитательной работы и согласно программе пролетарского туризма, где говорилось о необходимости разоблачения религии как дурмана, возникает такое направление, которое можно назвать «антипаломничеством». В русле антирелигиозной пропаганды предпринимаются поездки в действующие монастыри с целью «уяснить грандиозную махину по одурачиванию масс, посмотреть технику обработки забитых крестьян». В этих «антипаломнических» походах и шествиях могло принимать участие от нескольких десятков до нескольких сотен туристов одновременно.

Во-вторых, это вопросы туризма и обороны. Турпоходы использовались для того, чтобы научить будущих бойцов ориентироваться на местности, азам альпинизма и лыжного туризма, изучению приграничных районов, водному туризму и, наконец, для военно-патриотической работы.

В 1930-е гг. стало очевидно, что мир стоит на пороге новой войны. СССР угрожала война на два фронта: против фашистской Германии и ее сателлитов на западе и против милитаристской Японии на востоке. Красной нитью через многие публикации, касающиеся вопросов туризма, начинает проходить мысль о том, что «успешно воевать можно лишь тогда, когда помимо прочих условий бойцам достаточно хорошо известен район операций». В статье М.Фюрста «Туризм и мировая война 1914/15 гг.» прямо говорилось, что «недостаточность горных навыков — естественное последствие отсут-

ствия какого бы то ни было альпинизма в области подготовки к войне — приносила народам востока — русским, туркам и др. — самые тяжелые потери, а иногда и полные поражения. В то же время туристическая подготовка в центральных державах позволяла им успешно бороться в горах с количественно большими силами противника».

Наше государство имело самую протяженную в мире сухопутную границу. И туризм, «являясь по преимуществу массовым движением рабоче-крестьянской молодежи, т. е. как раз основной массы будущих защитников Советского Союза, в самой свободной и самой интересной для молодежи форме дает широчайшие возможности для изучения границ» [67]. Появляется и соответствующий лозунг: «Массовый туризм к границам!»*. Конечно, «массовый» туризм в приграничных районах осуществлялся, опираясь на довольно жесткие законы и правила во избежание разведывательной деятельности под видом туризма.

Туризм стал внедряться и в армию. «Путешествие группы командиров 51-й дивизии на дунайских каяках из Смоленска в Одессу, по Днепру и Черному морю; шлюпочный поход командиров смоленского гарнизона от Смоленска до Киева; велосипедный пробег начсостава киевского гарнизона по маршруту Киев—Житомир; пробег командиров Приволжского военного округа по маршруту Казань —Свияжск—Чебоксары; 700-километровый поход на лодках начсостава Северокавказского военного округа по р. Дону и т.д.» Эти факты свидетельствуют о понимании значения туризма армейским командованием в деле воспитания таких качеств, необходимых бойцу, как умение ориентироваться на местности, закалка характера, развитие таких качеств, как смелость, выносливость, взаимовыручка.

С начала 1930-х гг. появился такой вид туризма, как военные массовки. В двадцатилетнюю годовщину Кронштадтского мятежа 800 рабочих совершили переход по льду под руководством участников тех дней в крепость Кронштадт. Составлялись и более продолжительные маршруты, например, «По пятам Юденича», рассчитанный на двухнедельный поход.

В 1939 г. была создана добровольная альпинистская организация военно-спортивной направленности. Из членов этой организации в годы Великой Отечественной войны формировались специальные отряды.

В-третьих, большое внимание уделялось практической помощи со стороны туристов развитию народного хозяйства. Туристы часто помогали крестьянам в посевной и уборочной компаниях. Известны случаи, когда во время эпохи массовой коллективизации туристы даже проводили учредительные собрания колхозов.

* Всего же насчитывалось более 40 туристских лозунгов.

И, наконец, в четвертых, это научно-исследовательская работа. Разрабатывались специальные маршруты, где участники походов проводили учет лесов. Одним из самых значимых массовых мероприятий был Всесоюзный исследовательский поход туристов, проходивший под эгидой Академии наук СССР. При активной поддержке академика А.Е.Ферсмана была составлена специальная памятка о способах разведки сырьевых ресурсов. Успех превзошел все ожидания. Туристами были разведаны месторождения фосфоритов и горного хрусталя, добыты сведения о массивах кедровых лесов и залежах железной руды и известкового шпата и о многом другом.

Туризм приносил ощутимую помощь стране. Конечно, он был не только самоокупаем. При всех льготах и скидках на билеты музеи посетило около 1 млн человек, что подразумевало значительные дотации со стороны государства.

Кроме ОПТ, в 1928 г. возникает экскурсионное государственное акционерное общество «Советский турист», его учредителем был Наркомпрос. Каждый член этого общества являлся держателем акций. Каждая акция стоила 1 рубль. Эта цена была доступна любому гражданину, желавшему турировать, как говорили в то время. Но право голоса при решении любого вопроса было только у тех, кто владел не менее чем 100 акциями.

«Советским туристом» было разработано около 30 маршрутов, которые охватывали фактически всю территорию Советского Союза. Были даже разработаны маршруты по Памиру. Учитывая, что средняя продолжительность отпуска у большинства рабочих и служащих составляла порядка двух недель, соответственно и подавляющее большинство туров было такой же продолжительности .

Разница в деятельности ОПТ и Совтура заключалась в том, что ОПТ занимался организацией самодеятельных походов, а Совтур обслуживал группы отдыхающих по заранее определенным маршрутам, носящим, в основном, общеобразовательный и краеведческий характер.

Совтур, будучи организацией коммерческой, ориентировался на состоятельные слои населения. Строил комфортабельные гостиницы и базы отдыха. Но профсоюзы обязали его обслуживать и группы ОПТ на своих базах по льготным тарифам. Для Совтура были созданы неконкурентные условия. И в сложившемся к тому времени в СССР уже тоталитарном государстве возникла единая организация по туризму. Это произошло в марте 1930 г.

Согласно Постановлению Совнаркома Совтур и ОПТ были слиты в единую организацию — Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). Во главе его был поставлен бывший председатель ОПТ — Н. В. Крыленко. В Уставе вновь созданной организации было подчеркнуто, что «пролетар-

ский туризм для нас, прежде всего, есть один из методов социалистического строительства».

И хотя еще несколько лет по инерции не могла стихнуть кампания по критике релаксационного момента в туризме, что было одной из главных составляющих в деятельности Совтура, но проблемы научно обоснованного отдыха выдвигались на повестку дня.

В начале 1930-х гг. было созвано Совещание при участии Нар-комздрава, Осоавиахима, Всесоюзного совета по физической культуре и спорту, где были разработаны три категории туристских маршрутов в зависимости от возраста туриста и состояния его здоровья. Этими нормативами пользовались до конца 1970-х гг.

С середины 1930-х гг. туризм принимает уже всенародный размах, в нем прослеживаются и конкретные социальные сдвиги.

Число туристов среди рабочих и колхозников, % Год

31.............................................................................................1930

59.............................................................................................1931

61.....................................................................................1936 [68]

В 1932 г. в Москве открывается туристско-экскурсионный техникум, где начинается плановая подготовка кадров для туристской индустрии.

Монополистом в области внутреннего туризма в 1936 г. становится ВЦСПС. Распоряжением ЦИК СССР Всесоюзное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ) ликвидируется, вся его материально-техническая база передается профсоюзам. В системе ВЦСПС создается новая управленческая структура — Тури-стско-экскурсионное управление (ТЭУ). За пять лет, к началу Ве-ликой Отечественной войны, его материально-техническая база увеличилась в два раза, а предоставление туруслуг — в три раза. Накануне Великой Отечественной войны в СССР функционировало 165 Домов туриста, 50 турбаз, 12 туристических гостиниц, 24 стационарных турлагеря, сотни палаточных стоянок и других предприятий. А курортная индустрия в СССР в целом располагала в 1939—1940 гг. 1270 домами отдыха и 1828 санаториями [68].

Создавались на хозрасчетном принципе территориальные ТЭУ, в чьи функции входили отнюдь не только пропаганда туризма, разработка маршрутов, хозяйственное и культурно-массовое обслуживание туристов, но и строительство турбаз, Домов туриста, лагерей, а также и производство туристского инвентаря. Самостоятельный туризм должен был курироваться Всесоюзным советом физической культуры при ЦИК, альпинизм при этом от туризма отделялся.

Неудивителен прискорбный факт ликвидации ОПТЭ. В условиях тоталитарного государства не было места самодеятельным добровольным обществам. Они находились как бы вне контроля со стороны партийно-государственных структур. В их деятельность было трудно вмешиваться напрямую. Уже на июльском Пленуме ЦК

ВКП(б) было заявлено, что «развитие социалистических форм хозяйства на основе НЭПа ведет не к ослаблению, а к усилению сопротивления со стороны капиталистических элементов», этот же тезис о росте классовой борьбы в условиях развития социализма становится доминирующим после февральско-мартовского Пленума ВКП(б) в 1937 г. при определении внутренней репрессивной политики. В СССР были распущены практически все самодеятельные организации: ОДН (Общество «Долой неграмотность»), «Автодор», «Друг детей» и др. Деятельность добровольных организаций стала рассматриваться как потенциально опасная. Именно здесь могли вести свою работу «враги народа».

Вышесказанное не является чем-то надуманным. Большинство членов Президиума Центрального совета ОПТЭ были арестованы, многие из них впоследствии погибли в лагерях и ссылках.

В 1940 г. было введено Положение о значке «Турист СССР». В нем говорилось, что «комплекс значка «Турист СССР» ставит своей задачей содействовать развитию среди трудящихся Советского Союза самодеятельного туризма как одной из лучших форм активного отдыха, сочетающего наряду с физическим развитием трудящихся повышение их культурного уровня, познание социалистической Родины и приобретение оборонных навыков, необходимых каждому защитнику нашей страны». Введение этого положения послужило толчком к развитию спортивного туризма. К марту 1941 г. нормативы для получения этого квалификационного значка выполнило 5000 человек в СССР.

Наряду с внутренним туризмом в СССР очень рано начинает развиваться и иностранный туризм. Так же как и при развитии внутреннего туризма, здесь приоритетными были пропагандистские вопросы. Выступая на VIII съезде Советов в декабре 1920 г., В. И.Ленин говорил: «Почему до сих пор боятся посылать делегации они к нам, а не мы к ним? До сих пор из делегаций, которые они присылали к нам, мы всегда откалывали на свою сторону хоть небольшую часть, несмотря на то, что делегации состояли, главным образом, из меньшевистского элемента, и это были люди, приезжавшие к нам на время». В Советское государство прибывали представители торгово-предпринимательских кругов для обсуждения проблем, связанных с концессиями, а также писатели и журналисты, пытавшиеся раскрыть перед западным обывателем облик новой России. Значительную часть среди иностранных туристов составляли рабочие делегации, причем «среди них мало кто сочувствует нам, но мы уверены, что по возвращении домой они будут лучшими агитаторами в нашу пользу».

За влияние на иностранные рабочие делегации с большевиками до установления однопартийной системы в СССР конкурировали меньшевики, бундовцы и эсеры. Это определяло общий характер конкурентной борьбы между социал-демократами и ради-

кально настроенными коминтерновцами на мировой арене за влияние на рабочий класс. В одной из приветственных речей от имени меньшевиков и бундовцев к членам английской рабочей делегации говорилось: «Мы горячо приветствует ваше решение попытаться собственными усилиями разрешить загадку сфинкса — русскую революцию, собственными глазами осмотреть ту диковинную страну, о которой в Западной Европе пишут и рассказывают так много фантастического и неверного, которую одни безмерно порицают и обливают потоками лжи, а другие также безмерно превозносят и восхваляют.» [69].

Определенное «заигрывание» этих партий с членами иностранных рабочих делегаций проявилось в отнюдь не единичном эпизоде. В одном из выступлений Н. И. Бухарина, фактически возглавлявшего в то время Коминтерн, прозвучала вполне здравая мысль о том, что некоторые представители тред-юнионов будут заведомо собирать порочащую советский строй информацию. Меньшевики выступают со следующим заявлением: «От имени всех сознательных элементов русского пролетариата мы просим у вас, товарищи, извинения за это парадоксальное проявление специфического национального гостеприимства, которому вы подверглись в нашей стране... Мы хотели бы, чтобы по этому образцу культуры народным комиссаром большевистской партии вы не делали ошибочных выводов о том уровне культуры народа, который достигнут нашей славной революцией.» [69].

Пропагандистское давление на эти делегации оказывалось большое. В.И.Ленин в одном из своих писем отмечал, что, «несмотря на всю враждебность многих (членов иностранных рабочих делегаций. — М. С.) к советской системе и к диктатуре пролетариата, несмотря на громадную плененность их буржуазными предрассудками», знакомство с Советской Россией «неизбежно ускорит крах капитализма во всем мире» [70].

Первоначально обслуживание иностранных туристов было возложено на «Совторгфлот». Но так как в основе его деятельности было пополнение иностранной валюты, которую он получал за счет перевозок на своих судах паломников из стран Ближнего Востока в Палестину, то говорить о том, что дело по организации иностранного туризма у нас было должным образом организовано, не приходится.

В 1929 г. для обслуживания возросшего потока иностранных туристов создается Всесоюзное акционерное общество (ВАО) «Интурист», которое со временем становится монополистом в области организации иностранного туризма в СССР. «Интурист» создает свои представительства как за границей, так и в ряде городов Союза, заключает договоры с зарубежными железнодорожными и пароходными компаниями. Интуристам предлагалось около полутора десятка маршрутов для путешествий по СССР, включавших

кроме Москвы крупные административные центры европейской части страны. О размахе деятельности «Интуриста» говорит тот факт, что за период с 1929 по 1938 г. СССР посетило более 100000 иностранных туристов. Почти треть всех туристов составляли граждане США. Наивысшая интенсивность посещения нашей страны иностранцами в межвоенный период приходится на 1934— 1937 гг., когда их число достигло 70000 человек [71].

Естественный спад начинается с 1938 г., что явилось как следствием мирового экономического кризиса, так и тем, что повсеместно стала ощущаться непосредственная близость надвигающейся войны. В 1938 г. в СССР прибыло только 5000 иностранных туристов. В иностранном туризме в связи с начавшейся Второй мировой войной, а потом и холодной войной наступает длительный перерыв. Он заканчивается лишь в середине 1950-х гг., когда наступает новый этап в развитии иностранного туризма в Советском Союзе.

А выезжали ли совграждане в довоенный период за рубеж? Или единственной возможностью ознакомиться с другими странами, отдохнуть там и поправить свое здоровье была эмиграция?

Основной формой выезда за рубеж были, конечно, загранкомандировки. Своеобразным «отчетом» об одной из них была «Одноэтажная Америка» И. Ильфа и Е. Петрова. За рубежом побывали С. Есенин и В. Маяковский, М. Горький и В. Катаев, М. Цветаева и многие другие. В фельетонах В. Катаева «В Западную Европу» и «Наши за границей» повествуется именно о турпоездках. Писатель при этом показывает экстраординарность этого события. «Душевное состояние обывателя, впервые отправляющегося за границу, обычно трудно поддается описанию. Он мало ест, мало спит, надоедает знакомым телефонными звонками» [72]. В конце 1920-х гг., а фельетон был написан в 1928 г., уровни жизни в СССР и странах Западной Европы уже достаточно сильно отличались, поэтому и возникает такое уродливое явление, когда советские граждане вывозили за рубеж некоторые дефицитные на Западе продукты, которые там продавали. Герой фельетона интересуется: «Слушайте, вы не знаете, сколько стоит в Западной Европе наша паюсная икра? Дорого? Это хорошо. Мерси. А папиросы? Говорят, наши русские папиросы считаются самыми шикарными. Как вы думаете, стоит захватить тысячи полторы «мозаики»?..». Но если человек не хотел стать «невыездным», он должен был соблюдать нехитрые «правила игры», заключавшиеся в «железобетонной» преданности делу социализма, в показе преимуществ социалистического строительства перед «загнивающим Западом».

В.Катаев пишет очерк «Париж—Вена —Берлин», в котором говорится следующее: «Съездил на несколько дней в Вену. Впечатление — ужасающее. Трудно себе представить, что сделал... кризис (время написания очерка — 1931 г. — М. С.) с этим классическим городом шика и веселья. Город — тень. Город — труп. Город —

абстракция... Германия умирает. Австрия умерла давно. Автомобилей — кот наплакал... Магазины пустые... Одеты люди в Вене ужасно. Не верится, что это почти в центре Европы. Ботинки нечищеные, латаные-перелатаные... Шляпы! Элегантные фетровые венские шляпы — вылинявшие, выгоревшие, с рыжими лентами, повисшими краями. Видно, что люди донашивают последнее, а что дальше — неизвестно. Мрак. И главное — никакого выхода.» [72]. Интересно, после прочтения подобного очерка захочется ли кому-нибудь посетить Вену? А рядом с подобным материалом давался репортаж с графиками и диаграммами о строительстве наших индустриальных гигантов, о новых институтах и больницах и т.п.

Организованный, или, как его со временем стали называть, плановый зарубежный туризм, возник в СССР в 1930 г., когда первая группа из 257 передовиков производства из разных городов Союза отправилась в морской круиз с заходом в Гамбург, Неаполь и Стамбул. Туристам во время круиза читались лекции о международном положении, проводились политинформации, что было обязательной составной частью путешествия. Но также им давался и богатый страноведческий материал по всем тем государствам, вблизи чьих берегов они проплывали. Для них устраивались литературно-художественные вечера, проводились беседы о туризме.

Великая Отечественная война и восстановительный период отодвинули туристские проблемы на второй план. Внутренний туризм стал возрождаться лишь в конце 1940-х гг. В послевоенные годы получил широкое распространение как плановый, так и самодеятельный, спортивный, детский и семейный туризм.

Был восстановлен также и туризм в Вооруженных Силах СССР. Согласно приказу министра обороны, возглавлять это направление в туризме было возложено на начальника Тыла ВС, а непосредственное руководство — на Управление по туризму и экскурсиям Министерства обороны. Специально был создан Всеармейский совет по туризму для привлечения к этой работе широких слоев армейской и флотской общественности. Туризм, как плановый, так и самодеятельный, вскоре становится одним из наиболее любимых и массовых видов отдыха.

К середине 1980-х гг. было 24 турбазы, входивших в подчинение военных ведомств и Министерства обороны. Только с 1980 по 1985 г. на них отдохнуло около 1,2 млн военнослужащих и членов их семей [66]. Наибольшей популярностью в советское время пользовалась турбаза «Терскол», принимавшая туристов круглый год. Летом отсюда совершались походы и экскурсии по Приэльб-русью, а зимой приезжали горнолыжники. Уникальность ее, однако, заключалось в другом. Только здесь были разработаны маршруты различных категорий: от наипростейшего, дающего право на значок «Турист СССР», до I категории сложности.

Были разработаны десятки маршрутов автобусных путешествий по СССР. Пользовались популярностью и речные путешествия по Волге и Волго-Балту, а в июле ежегодно проводился 15-дневный тур по Енисею от Красноярска до заполярного Диксона.

Проявлялась забота и о семьях молодых офицеров. В три раза увеличилось в середине 1980-х гг. количество турбаз, где можно было отдыхать с детьми от пятилетнего возраста.

Самодеятельный туризм также не был обойден вниманием. С 1970-х гг. стали проводиться ежегодные всеармейские соревнования на лучшее туристское путешествие, а с 1976 г. — Всеармейские слеты туристов. Это были грандиозные мероприятия. Они проводились в несколько этапов. Например, во время третьего слета, проходившего в 1982 г., было проведено 99000 походов, которые проводились по местам боевой и трудовой славы, революционных боев или были связаны с жизнью и деятельностью В. И.Ленина. Во время этих походов туристами-военнослужащими было прочитано 44000 докладов и лекций по военно-патриотической тематике и дано 11000 концертов художественной самодеятельности. В ходе этого рейда 74000 человек стали «значкистами», а 17000 получили спортивный разряд [66].

Традиционно важным направлением туристско-экскурсионной работы был школьный туризм. Еще в до начала Великой Отечественной войны в 1941 г. было объявлено о начале туристической краеведческой всероссийской экспедиции «Моя Родина — СССР». К идее возобновления этой экспедиции вернулись лишь в середине 1950-х гг. В 1956 г. «Пионерская правда» и Центральная детская экскурсионно-туристическая станция опубликовали основные положения этой Экспедиции. Работа развернулась по семи направлениям: «Ленин и теперь живее всех живых», «К тайнам природы», «Искусство принадлежит народу», «В буднях великих строек» и др.

С 1957 г. начинается история советского морского туризма. Интурист арендовал два судна — «Победу» и «Грузию», на которых и осуществлялись морские путешествия вокруг Европы из Одессы в Ленинград. Теплоход «Петр Первый» проводил черноморские круизы для туристов из соцстран. А в 1960 г. печально известный теплоход «Адмирал Нахимов» стал курсировать вдоль Крымско-Кавказского побережья. В начале 1960-х гг. морской туризм стал развиваться на Балтике, а судно «Григорий Орджоникидзе» устраивало 20-дневные туры вдоль Дальневосточного побережья.

На создание отвечающих европейским стандартам требований для приема иностранных туристов ушло десять послевоенных лет. Необходимо было построить сеть гостиниц и ресторанов, накопить опыт перевозок большого количества иностранцев авиационным и железнодорожным транспортом, развернуть рекламу и, наконец, наладить производство сувенирной продукции.

Перед Интуристом стояли проблемы, связанные со спецификой Советского Союза как туристской страны. СССР находился далеко от туристских рынков Европы, и, чтобы прибыть из Англии или Франции в нашу страну, приходилось проделывать огромный путь. А если учесть тот факт, что расстояния между отдельными туристическим объектами в СССР составляли тысячи километров, то получалось, что расходы на транспорт составляли большую часть стоимости путевки. Протяженность некоторых маршрутов, разработанных Интуристом, составляла до 6000 км.

После запуска в 1957 г. первого в мире искусственного спутника Земли интерес к нашему государству резко повысился. Это привело к увеличению потоков туристов. Но в условиях холодной войны правительство США мало того что специально подбирало антисоветски настроенных американских граждан для поездки в нашу страну, оно не стало выдавать въездные визы тем лицам, у которых в паспортах имелись отметки о посещении Советского Союза. Так же поступали и некоторые латиноамериканские страны. Это стало тормозить развитие нашего иностранного туризма.

В 1964 г. при Совмине СССР создается Управление по иностранному туризму и Совет по иностранному туризму, куда вошли представители 17 министерств, комитетов и ведомств. Управление и Совет должны были координировать работу различных организаций для дальнейшего развития иностранного туризма в нашей стране. В середине 1960-х гг. создается и специальная система подготовки кадров для гостиниц и ресторанов, а также сопровождающих групп и гидов-переводчиков. Управление с 1966 г. выступает как официальная туристская организация Советского Союза, являясь действительным членом Международного союза официальных туристских организаций и Международной федерации туристских агентств. Интурист оставался единственной коммерческой организацией в системе Управления Совета Министров СССР по иностранному туризму*. Отделения Интуриста были открыты почти в 80 пунктах СССР. Они функционировали во всех столицах союзных республик, а также в крупных туристских центрах — Ленинграде, Сочи, Ялте, Иркутске и др.

Интурист занимался организацией не только групповых туров, но и индивидуальных морских и речных круизов, поездок иностранцев на курорты СССР, а советских граждан — на зарубежные курорты. Устраивались и эксклюзивные туры, например для охоты.

С 1964 г. Интурист стал принимать туристов для лечения на наиболее известных курортах страны. В их число вошли санатории, известные минеральными источниками, например, Мацеста в

* Акционерный уставной капитал Интуриста был определен к 1969 г. на сумму в 15,6 млн руб., разделенных на 6240 акций.

Сочи, Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Железноводск, лечебные грязи Цхалтубо и др.

В целях рекламирования туристских поездок в Советский Союз Интурист издавал и распространял как в СССР, так и за рубежом туристские проспекты, буклеты, плакаты, рекламные туристские фильмы, проводил рекламу по радио и телевидению, а также и через советскую и иностранную прессу. Печатная реклама Интуриста рассылалась иностранным турфирмам, пароходным компаниям, раздавалась в самолетах Аэрофлота и в аэропортах Советского Союза, распространялась на пароходах, курсирующих по международным линиям. Интурист старался учитывать пожелания иностранных туристов в отношении справочников, атласов, путеводителей и других информационно-туристских изданий.

И хотя в Постановлении ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсиям в стране» еще в 1969 г. указывалось на множество недостатков, среди которых были недостаточность «внимания повышению культуры и обслуживания туристов и экскурсантов», «малое количество туристско-экскурсионных учреждений в отдельных районах страны», неполное «использование возможности организации путешествий на поездах, автобусах, речных и морских судах», «недостатки в подборе и подготовке квалифицированных туристско-экскурсионных кадров», наша страна оставалась весьма притягательным туристским объектом.

С 1956 по 1985 г. СССР посетило более 70 млн иностранцев из 162 стран, хотя не все приезжали как туристы. Динамика иностранного туризма:

Число иностранных туристов, приезжавших в СССР Год

486000.....................................................................................1956

711000.....................................................................................1960

1300000..................................................................................1965

2000000..................................................................................1970

3 700000..................................................................................1975

5 000000..................................................................................1980

6000000...........................................................................1985 [66]

В 1983 г. Главное Управление по иностранному туризму при Совете Министров СССР было преобразовано в Государственный комитет СССР по иностранному туризму. Его председатель входил в состав Совета Министров, что говорит о высокой значимости этого направления в экономике бывшего СССР. Материально-техническая база по обслуживанию иностранных туристов постоянно росла, и к концу XI пятилетки к их услугам было более 100 гостиниц, мотелей и кемпингов на 55000 мест. Более 60% интуристов были представителями соцстран. Из капиталистических стран лидировала Финляндия, ее туристы составляли более половины всех

туристов этих государств. Иностранцам в конце 1980-х гг. предлагалось более 500 маршрутов по Советскому Союзу. «Открытыми» для их посещения были 150 городов [66].

Неизменно большой интерес вызывала поездка на «Транссибирском экспрессе» из Москвы до Владивостока, через весь СССР. Быстро завоевал популярность и экзотический круиз на катерах по Каракумскому каналу, введенный в 1985 г. Подготовленным туристам могли предложить и пешеходный 30-километровый поход по прибайкальской тайге.

По негласно проводившимся опросам среди иностранных туристов было выявлено, что их больше всего привлекает в турах по СССР познавательная направленность. Наибольший интерес у 60 — 70% приезжавших в Союз вызывала история и культура нашей страны. А вот поездки делового характера традиционно занимали «почетное» последнее место, что было вполне объяснимо с точки зрения существовавшей в СССР командно-административной системы с ее тотальным планированием экономики и полным монополизмом министерств и ведомств.

Обслуживали интуристов представители более чем двухсот профессий. Особое внимание было обращено на необходимость повышения квалификации и общего культурного уровня у гидов-переводчиков, так как очень часто из-за языкового барьера они-то и являлись единственными советским людьми, с которыми был возможен прямой контакт иностранцев. Говоря об индустрии развлечений в СССР, можно отметить, что в начале 1990-х гг. в стране было 747 профессиональных театров, 2471 музей, 140000 киноустановок и 134 600 клубных учреждений.

Наши рекомендации