Развитие и размещение отраслей машиностроительного комплекса.
Одна из ведуш отраслей рос пр-ти. Продукция играет решающ роль в реализации достижений НТП во всех отраслях хоз-ва. В развитых странах машстрой явл глав отр пр-ти. До эк кризиса так было и в России. Машстрой в наиб степени потсрадло от эк кризиса. Это сам слож и диверсифициров отрасль пр-ти. В более обобщен виде ром МК вкл: пр-во средств пр-ва, воен техника и оружие, пр-во средств транспорта. Обилие подотраслей обуслов разнообразие их размещения. По мере развития НТП все более возраст: потенц возм-ть налаживания тесных связей по линии кооперирования пр-ва, тяготение к науч базам, тяготение к высококвалиф труд рес-сам. Одноврем уменьш значение топливо- сырьев и энерг фак-ров. В отрасле стр-ре МК наблюд перенос в сторону ВПК и мала доля пр-в: продукции для потреб насел, оборуд-ния для легкой и пищев пр-тей, точного и сложнго машстроя . ВПК-слож система учреждений, орг-ций и пред-тий. В состав ВПК вход: науч-исслед орг-ции, заним террор разраб-кой; конструкт бюро; испытат лаборатории, базы, аэродромы, полигоны; пр-во серийн выпуска оружия, техники; орг-ции по маркетизации и экспорту оружия. Осн отрасли ВПК: наука и науч обслуж-ние, авиакосмич, воен судостроение, пр-во ядер оружия, бронетанк пр-ть, стрелков оряжие, артил системы. Факторы размещения пр-в: науко-, материало-, трудо-емкость; потреб-ти в высококвалиф кадрах, возм-ть налаживания кооперир связей. Осн часть продукции ВПК выпуск машстроит пред-тия, однако, немало пр-в конц-ся в др отраслях пр-ти(Чер мет, цвет мет, нефтехим, химия) . Науч-исслед орг-циии конструкт бюро в своем размещении тягот к крупн центрам страны, прежде всего городам-миллионерам и их спутникам. Ядро ВПК-аэрокосм пр-ть.
В транспорт машстрое выс ур кооперирования пр-ва(узлы, детали, мат-лы- пред-тия-смежники) эти звенья наукоемки, трудоемки и треб высоквалиф кадров, что обслав то что пред-тия впис в среду старопромыш р-ны с мноотраслев стр-рой хоз-ва. Сюда входят аэрокосм пр-ть- авиац-косм, ракетнокосм. Авиа- Приволжский ФО, ракетно-косм- Уральский ФО. Крупн центры а/м строения- Приволжский (ГАЗ, ВАЗ, Камаз, УАЗ)+ Москва, Ижевск. Газ-крупнейш, выс доля ВПК. Автобусы-Курган, Ульяновск, Павлово на Оке, Ликино-Дулево. Ж/д машстроение: пр-во пассажир вагонов- Торжок, вагонов метро- С-Пб, грузов вагоны- Ме заводы(Ниж Тагил, Абакан). Судостроение- располаг в удоб мор гаванях, устьях круп судоход рек., учит металлоемкость, трудоемк, высококвалиф кадры, связь по кооперированию: линейн пассажир суда, грузо-пас суда, наливные, ледоколы-атомоходы, науч суда. Лидер- С-Пб.+ Выборг, Северодвинск, Мурманск, Астрахань, Ростов-на Дону, Владивосток, Находка. На Дал Вост- судоремонт, в Архангельске- строит-во лесовозов. Строит-во реч судов- на важ реч артериях. Тракторостроение: первые заводы- Волгоград, Челябинск (круп Зернов р-ны, мощ метал базы). Позже- Липецкий, Рубцовский. С усилением спец-ции отрасли- С-Пб(кировец) , Петрозаводск. Электро-эн машстрой- выс культура пр-ва, выс роль квалиф рабочих, выс трудоемк. С-Пб-крупн центр- мелкосерийное,индивид пр-во гидравлич, паров, газ турбин и генераторов. (мет завод, электросила, ижорский) + Екатеринбург(газ турбины), Новосиборск(пар гидравл турбины), Волгодонск(атом реакторы) . С-Пб, Брянск, - дизели для судов. Пенза, Коломна- дизели для тепловозов. Горно-шахт оборуд-ние- тягот в угол районам. Метал оборудование-Урал) экскаваторы, Эл-терм печи) . сельхоз машстрой приуроч к с/х р-нам с учетом их профиля. Зернов комбайны- Ростов-на-Дону, Таганрог, Красноярск. Картофел комбайны-Рязань, Тула. Элестротехника, приборостроение- тягот к крупн городам. ВЫВОД: в целом пред-тия размещ повсеместно, но наиб конц-ция хар для старопром р-нов евр части- Централ, Приволж, Уральск, С-Пб. Осн причины кризиса: демилитариз экономики, морал и физ износ оборудования, сократ выпуск ср-в пр-ва, конкуренция зарубеж товаров. С 99г положение МК улучш. Локомотивы подъма- транспорт машстрой и пр-во ср-в пр-ва.