Модель пространства интереса
Для анализа формирования сценария «Карьера» из сценария «Интерес» следует предварительно рассмотреть пространство самого интереса. Иначе говоря, надо построить модель пространства интереса со стороны проявления в интересе отклонения.
Ключевым в понимании модели является тип отклонений (имеются в виду типы: генератор-вампир, диктатор-зомби, помощник-хозяин, хулиган-оборотень), характерный для данного типа. В отклонении проявляется конкретная структура психики типа.
Наиболее открытым и видимым является пространство игрока, так как структура игры подчинена правилам и имеет ролевой характер (с учетом распадения ролей на доигровые, игровые и постигровые). У каждого игрока пространство существует как определенный тип готовностей, которые формируются серией прежних состязаний. Наоборот, коллекция чрезвычайно закрыта от постороннего, так как смыслы предметов коллекции определены невидимыми событиями. Тут за предметами – словно призраки смыслов. Хотя сами предметы коллекции необычайно стабильны, как марки в альбоме.
Неофил связывается нами с опекой как нормой, а как отклонением – с потребительством. Ранее в исследовании коллективных ролей мы выявили механизм потребительства, суть которого в очаровании потребителем, который необходим генератору для эмоционального усиления. До тех пор пока генератора устраивает такое очарование, потребитель для него не потребитель, а помощник и поклонник. Однако как только очарование проходит, на месте милого человека генератор видит потребителя, которого с ужасом избегает.
К потребительству склонны люди, проведшие детство в семье с нормой опеки. Аналогичный механизм в истерике. Истерика возникает в момент, когда неофил чувствует, что в нем разочаровываются. Потребитель, таким образом, упреждает разочарование своими действиями. Так что, по мере набирания опыта у потребителя, результат очарования потребителем оказывается все более болезненным для генератора, а после разрыва – и для самого потребителя. Истерика проявляет страх. Неофил склонен наделять чарами новый предмет. Склонен к этому потому, что мир его предметов не вбирает в себя чар, он свой мир воспринимает узким, скучным.
Однако смыслы чар, которыми наделяется вновь появившийся предмет, перенесены с прежних предметов. Так мир мстит неофилу за его стремление уйти из мира. Это говорит о неустойчивости мира неофила, спровоцированной им самим. В переносе смысла со старого предмета (человека) на новый лежит заряд конфликта.
Конфликт переноса новичка в том, что, с одной стороны, рядом остается предмет или человек, который имел до того передаваемый новому предмету смысл. Он забирает часть смысла. Наличие двух предметов дает шанс на развитие смысла, на осознание смысла, чего неофил боится. То есть перенос оказывается условным в субъективном пространстве самого неофила.
С другой стороны, перенос осуществляется на новый предмет, который незнаком в достаточной мере. Более того, сам поиск нового неофил ведет не ради нового, а ради того, чтобы появился новый предмет для имеющегося у него смысла. Таким образом, перенос оказывается искусственным, а смысл предмета случайно относится к самому предмету и его собственному смыслу.
В таком пространстве истерика – проба условностей с той или иной стороны. Причем сам новичок становится нарушителем им же установленных правил.
Опекун, заботясь о ребенке, лишается выбора и обеспечивает безопасность любого действия со стороны ребенка. В семье опекуна ребенок становится мифотворцем. Неофил наделяет (произвольно) старым качеством новый предмет. Ему хочется видеть это в предмете. Это механизм истерики и очарования. Дальнейшее общение неизбежно ведет к разочарованию, суть которого в том, что предмет (человек) не имеет приданного ему в начале смысла.
Платонические отношения и дистанцирование для неофила продлевают его спокойствие. При этом неофил вроде боготворит кумира, но способен на неспровоцированную жестокость по отношению к нему. Истерика – это ощущение неспособности неофила дальше обманывать себя. Истерика спасает неофила от осознания своих собственных чар как от своего самообмана.
Таким образом, неофил-опекун наделяет предмет (человека) своими качествами и стремится дистанцией сохранить это состояние, благодаря чему возможно существование очарования, которое рано или поздно разрушается, и неофил ищет новый предмет, дабы обмануться вновь, а вину за разочарование приписывает прежнему кумиру, нео-правдавшему надежд. Истерика сопровождает эти переходы как защита чар от собственного сомнения.
У отличника за действиями прячется навык, он стремится сделать все предельно четко, аккуратно и ждет похвалы. Ему в принципе необходима оценка. Для положительной оценки отличник и старается. Психический эпицентр этого пространства вращается вокруг оценки. Отличника покоряет тот, кто хвалит его именно за то, что сам отличник имеет в виду как главное свое достижение.
Если коллекционер окружен смыслами, неофил чарами, игрок противниками, то отличник – оценками. Его пространство – это набор оценок. В нем есть положительные части, «греющие» отличника, где его ценят правильно и положительно. И есть пространства отрицательные трех типов: где его не оценивают, тут старичок стремится дождаться оценки (это зона его развития); где его ценят отрицательно, таких пространств он избегает; и где его оценивают неверно положительно, – за то, что он не считает главным, таких пространств отличник сторонится.
В среде, которая устраивает отличника, он получает настоящее удовлетворение и ценит эту среду за свое признание, за понимание себя.
Однако у отличника высокий уровень требовательности к себе, а на основании этого к другим, в том числе по поводу оценивания себя самого. Резкое отношение к средам по поводу оценки приводит к нарастанию избегания сред, к возникновению самоизоляции, которая начинается постепенно. Это порождает распадение пространства отличника. Отсюда опасность самоизоляции. Этого сам отличник подспудно боится.
Отличник сам с себя требует по максимуму, а на основании этого требует по максимуму и с других. Высокий уровень требований касается и точности понимания его собственных успехов. Одиночество возникает постепенно, как недостаточное количество сред, в которых он получает удовлетворение. Чем более нарастает одиночество, тем больше он старается, и тем большего он ждет от сред, в которых еще остается.
Учреждение вообще и школа в частности являются стабильными местами оценок, которые стабильны благодаря формальности процедуры деятельности. Это выход для отличника, который в учреждении в формальном признании находит относительное и стабильное удовлетворение.
Однако после того как отличник находит свое место в жизни, он начинает спокойнее относиться к неудовлетворенности в средах переменчивых, становится снисходительнее к окружающим.
Часто пространства неофила и отличника соединяются по принципу двух слоев вполне автономных интересов (человек получает уверенность и в одном месте ведет себя как отличник, но становится менее уверенным в других), и неудовлетворенность отличника подкрепляется яростью новичка. В этом смысле неофил жаждет мести среде, которая его не удовлетворила, и, достигнув высокого положения, ее осуществляет. Причем месть может состоять в доказательстве своей нетривиальности.
В таком случае происходит разделение пространств: в среде учреждения, т. е. в стабильной и формальной среде, человек ведет себя как отличник, а в среде динамичной (в компаниях) как неофил.
Аналогично: отличник – это по преимуществу невротик, а неофил – истерик. Истерика и невроз – следствия реализации человека в искусственных типах интереса, каковыми являются интересы к новому и старому. Отметим, что полноценная реализация имеет многоярусный тип интереса.