Реализация принципов совершенствования.
Итак, главное обобщение, ученик должен обладать навыками и способами совершенствования своих способностей в описанном выше направлении. Совершенствование способностей или развитие индивидуальности, переходящее в саморазвитие человека и развитие культуры, должно быть принято как основной принцип русского КК. Совершенствование должно стать идеалом собственного развития и развития окружающих. Развитие тут понимается исходно как частичный процесс совершенствования, постепенного формирования целостного пути, или собственно совершенствования. Частичность означает разбиение совершенствования на принципы и постепенное оформление принципов в реальности.
Реализация этого совершенствования подразделяется по принципам и способностям. Она осмысляется как совместная цель-идеал учителей, родителей, и, прежде всего, детей. Совершенствование реализуется на конкретных делах в повседневном общении и первоочередными в этом процессе является создание когнитивного университета и поселения нового типа.
В этом контексте система конспектирования – это универсальная система синтеза (но пока не симбиоза и синергии) внутреннего успеха интеллектуального типа и внешнего знания для отчетности. Она дает навык иного типа познания, достаточно быстрого, чтобы возникала необходимость в коммуникации, а также достаточно эффективного, чтобы осуществлялся симбиоз. Она снимает первичную перегруженность ученика занятиями или только обучением, чем освобождает время для саморазвития как лучшей формы воспитания, и делает неизбежным развитие ученика взамен ведомости в ситуации отставания. Опережение делает ученика свободным от внешней стимуляции к учебе. Становится возможным соединение обучения и саморазвития, это иной тип синтеза воспитания и обучения. То есть система конспектирования позволяет синтезировать цели обучения и воспитания, она же база когнитивного капитала, но как русского, так и западного типа и нуждается в совершенствовании и дополнении. На этой базе возможно развитие технологий, реализующих развертывание других описанных выше способностей.
С точки зрения принятого как идеал совершенствования формируются принципы, и модернизируется технология развития человека в новой системе образования. Это совместный труд учителей, родителей и детей на основе опредмечивания (оживления) будущей соборности и симбиоза.
Существенным является анализ версий принципов развития и совершенствования в других культурах, и в их частичной форме в каждом виде деятельности и стиле познания. Самым существенным здесь становится анализ иного опыта и способов его применения, корректирующего и усиливающего развития, но не подменяющего его самим заимствованием.
Ключевым в этом развитии-заимствовании является опыт западной и восточных культур, а также нарождающийся опыт русской культуры и ее возрождения. Структура заимствования должна определяться структурой опыта самого учащегося и русской культуры, в которой уже имеются аналоги заимствованного.
Относительно западной культуры следует иметь в виду, что КК там ориентирован на формирование индивидуальности способной к саморазвитию, самомотивации, развитие среды общения в команде взаиморазвития на базе диалоговой технологии. Социальная адаптация такой индивидуальности организована в Германии с помощью пособия на существование, когда человеку, доказавшему свою пассионарность, платится пособие, обеспечивающее ему безбедное существование, с целью достижение свободы его творчества. Таким образом, формируется атомарная ниша человека свободного и благодарного социуму, больше развивающего, чем развивающегося, ориентированного, прежде всего, на реализацию в выгодном или полезном для общества направлении.
Социум со своей стороны полагает, что между ним и пассионарной индивидуальностью (человеком будущего) возникает договор и правила игры, базирующиеся на взаимном интересе и взаимопомощи. Этот договор становится базой действительных инноваций.
Однако, это атомарная индивидуальность, ориентированная на одиночество и свободу. Она формирует векторы развития, которые по большому счету совершенствуют не общество, а имеющуюся форму общества. Таким образом, тут пассионарная энергия индивидуальности встраивается в существующий мир и образ жизни.
Безусловно, такая схема полезна для нашего общества, но следует понимать ее односторонность в отношении развития и общества, и культуры, хотя технология уже становится и дает западной цивилизации мощнейшие импульсы в ее конкуренции с другими культурами и цивилизациями.
Эти механизмы следует анализировать дальше, смотреть, как их применять и модернизировать для русской почвы, а также следует сопоставлять с восточными традициями и собственными интенциями.
Самое сложное в реализации русского КК – «собирание камней» истории. Русская культура до сих пор содержит несколько исторических пластов, а одновременно типов оживляющего симбиоза: языческий, православный, атеистический. В настоящее время в ответ на вызов глобализации (постчеловека) формируется четвертый тип. Все типы базируются на едином основании, но легко находят почву для конфликта. Опыт же междоусобиц и революций в России показывает, что за борьбой идей тут всегда стоит борьба группировок, для которых идеи лишь временное прикрытие эгоистический устремлений. Для русского КК важно пренебречь партийными и идеологическими склоками для действительного оживляющего симбиотического соборного диалога пластов, потому что каждый взял в себя что-то особенное, а вместе они могут породить цивилизацию невиданного масштаба.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие. 3
СЦЕНАРИИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕНИКА. 4
Предисловие. 5
Введение. 6
Часть 1. Нормативный анализ сценариев школьника. 10
1. Первичные варианты сценариев «Семья». 10
1.1. «Опекун». 17
Урок учителя опекуна. 17
Ученики в сателлитной группе. 23
1.2. «Диктатор». 25
Урок учителя-диктатора. 25
Диаграмма лада урока диктатора (схема 1.4) 27
Проблемы диктатора. 29
Дети на уроке диктатора. 30
Отношение диктатора к коллективу. 32
1.3. «Помощник». 33
Феномены «включения» и «псевдоученик». 34
Проблема ориентированности на коллектив. 37
Помощник и его сценарий. 38
1.4. «Хулиган». 39
Описание нормы: охота, оборотень, фантазер. 39
Впечатления хулигана. 43
1.5. Итоги по первичным сценариям «Семья». 44
Варианты поведения ученика в сценариях «Семья». 46
Проявление нормы на уровне восприятия. 48
2. Вторичные сценарии. 51
2.1. Сценарий «Коллектив». 55
Условия складывания сценария «Коллектив». 55
Стадии развития коллектива. 59
Коллектив и отклонения. 68
Резюме по сценарию «Коллектив». 75
2.2. Сценарий «Интерес». 76
Классификация интересов. 77
Применение интересов. 78
Усложнение сценария «Интерес». 82
3. Третичные сценарии. 87
3.1. Сценарий «Карьера». 88
Модель пространства интереса. 90
Пример развития генератора. 93
3.2. Сценарий «Богатство». 95
Богатство и коллекция. 95
Элементы динамики коллекции. 98
Модель пространства коллекции. 100
4. Обобщение стихийных сценариев. 104
4.1. Итог стихийного формирования ученика в школе. 106
4.2. Заключение по нормам. 108
4.3. Выводы. 111
4.4. Цель воспитания ученика в начальной школе. 112
Часть 2. Индивидуальное обучение. 114
1. Проявление интереса. 114
1.1. Типы интереса и обычная школа. 115
1.2. Процесс обучения. 118
1.3. Проявление интересов в обычной школе. 120
1.4. Динамика пространств и ограниченность дополнительных интересов 129
1.5. Интерес на уроках: первые выводы. 133
1.6. Общая стратегия: ребенок – ученик – человек. 135
2. Структура интереса: игра-коллекция. 136
2.1. Схема игры. 137
2.2. Модель коллекции (коллекционирование марок) 140
2.3. Сравнение игры и коллекции. 142
2.4. Задача формирования ученика. 146
3. Проблема перехода. 149
3.1. Тетраэдр интересов. Постановка проблемы. 149
3.2. Постановка методики параллельности интереса. 151
3.3. Тип урока и тип учителя. 152
3.4. Совершенствование типа или универсализация. 154
3.5. Местодействие процесса обучения. 155
3.6. Взаимопереходы деятельностей. 160
4. Модель индивидуального обучения. 162
4.1. Диалог как нормативная коррекция. 163
Классификация и коррекция норм по вместимости. 163
Коррекция нормы и диалог 168
4.2. Интерес. 172
Подпространства интереса. 172
Коррекция местодействия. 174
Учитель для индивидуального обучения. 174
4.3. Стиль мышления. 176
Заключение. 182
Список схем. 183
ЧЕЛОВЕК БУДУЩЕГО В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ. 184
Три типа школ. Вместо введения. 185
1. Индивидуальность в системе мегамашины. 191
1.1. Римская мегамашина из типа гражданина. 191
1.2. Традиционные типы мегамашин. 193
1.3. Мегамашина в промышленном перевороте. 196
1.4. Два типа утопии. 198
1.5. Империи: индустриализация и коммуникация. 202
1.6. Изменение характера генерации будущего. 206
1.7. Коллекционный характер современной культуры. 209
Связь коллекции с футурошоком. 218
1.8. Выводы. 219
2. Специфика русского взгляда на будущее. 222
2.1. Русский менталитет. 222
Русский нигилизм. 223
Комплекс начальника советского человека. 224
Фронтальный урок. 228
Смысл схемы диалога и коллектива. 230
2.2. Альтернативные схемы обучения. 230
Постмодернистская схема. 231
Усложнение схемы. 234
Сциентистская модель. 235
Модель ритуального действия. 238
Диалог культур. 240
Видео. 241
Производство. 241
Компьютерная школа. 242
2.3. Выводы: к коррекции обычной школы. 244
Система проверки знаний в школе. 245
О стиле мышления. 246
«Принцип вертушки». 250
Раздвоение класса. 253
Запись уроков. 254
Картотека знаний. 256
3. Конкретные методики. 258
3.1. Математика. 258
Поразрядное умножение. 259
Табличное деление. 259
Таблица квадратов. 261
Бином сложения. 263
Задача о магических квадратах. 264
Математическая интерпретация симулякра на примере решения магического квадрата 5 × 5 268
Заполнение всех квадратов ходом коня. 275
Геометрия признаков делимости. 279
Поиск закона простых чисел. 280
3.2. Литература и художественный диалог 282
Авторский диалог Ф. М. Достоевского. 287
Специфика «совпадений» Онегина и Обломова. 307
Александр Блок. Прочтения из авторского диалога. 309
3.3. Учение о ноосфере как картина мира. 324
Астрофизическая эволюция. 324
Геологическая эволюция. 325
Биологическая эволюция. 330
Методологические выводы. 336
Социальная эволюция. 338
Технологическая эволюция. 339
3.4. Фрагменты. 344
Конспекты. 344
Тесты-тексты. 346
Конференции. 350
4. Приложения. 356
1. Расписание в системе погружения. 356
2. Уровни конспектирования и конференции. 358
3.1. Фрагмент «машины» по математике. 360
3.2. Русский язык: «Машина» для 8-го класса. 361
4. Сказка и русская мифология. 361
5. Фантастика. 371
К курсу фантастики. 378
6. География в начальной школе. 385
7. «Сшибки». 392
8. Проект оболочки для начальной школы. 396
1. Электронные и бумажные ресурсы по русскому языку и чтению 396
2. Математика. 401
3. Вспомогательные оболочки. 404
4. Специальная оболочка. 408
9. Принципы построения учебных материалов РГК (русского гуманитарного комплекса) 408
Введение в систему конспектирования. 409
Пример конспекта. 412
Работа с аудиофильмами. 413
Введение в печатные диктанты. 414
История: «хронологическая энциклопедия». 414
Корректирующая игровая система «Частотный анализ орфографических ошибок и опечаток» 415
Программа «Сшибки». 416
Типы прочтения и структура диалога как принцип реорганизации материала по литературе 419
Технология «конференций» и «интроференций». 420
Система учебных словарей. 422
Расширение работы со словарем. Обучающие игры. 423
Энциклопедия русских писателей. 424
Энциклопедия российской культуры. 424
Принципы индивидуализации. 425
Лаборатория подготовки уроков. 426
Лаборатория записи уроков. 427
Принцип использования игр. 428
Коллекция-картотека. 429
Принципы работы с видео. 430
Принципы электронизации. 432
Конструктор слов и предложений. 433
Заключение. 434
С чего начать. 435
Об алгоритме реализации идеала. 438
Ученик в системе когнитивного капитала. 444
ПЛАН СОБРАНИЯ СОЧИНЕНИЙ В. В. НИКОЛИНА