Длительность непрерывного применения на уроках технических средств обучения
Отчет сдается в течение первой недели после окончания пед. практики на кафедру анатомии, физиологии и БЖ человека в ауд. 226, 232 (2 корпус НППУ ); Кузнецовой Ирине Александровне
Отчет сдавать в отдельной тетради или в виде реферата на листках формата А4каждому студенту отдельно!
Задача: оценить организацию учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждениии
Оборудование: учебный план образовательного учреждения, нормативные таблицы по учебной загрузке учащихся (см таблицы в приложении или метод. реком. стр.25*)
Ход работы:
1. Переписать недельное расписание учащихся Вашего класса
2. Оценить в условных баллах дневную и недельную загрузку учащихся, используя материал таблиц №1 и №2 приложения по схеме:
понедельник | баллы | вторник | баллы | среда | баллы |
1. литература 2. русский 3. геометрия 4. физика 5. история Итого: | ∑46 |
3. Отметить число уроков в неделю с применением технических средств обучения
4. Отметить под расписанием наличие факультативных, групповых и индивидуальных занятий
5. Начертить графики дневной и недельной загрузки учащихся (динамики работоспособности)
6. Написать расписание учебных звонков, указать продолжительность перемен
7. Ознакомиться с правилами организации труда учащихся в образовательном учреждении и написать Ваше заключение относительно организации учебного процесса для учащихся вашего класса.
Приложение:
В соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 28) режимы воспитания и обучения допускаются к использованию при наличии заключения о соответствии их санитарным правилам.
Прежде всего нормируется дневная и недельная продолжительностьучебных занятий, которая напрямую связана с работоспособностью учащихся. Таблица 1
Гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки
Классы | Максимально допустимая недельная нагрузка в часах | |
При 6-дневной неделе | При 5-дневной неделе | |
8-9 | ||
10-11 |
Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки. Для учащихся 5-11 классов всех видов образовательных учреждений с углубленным содержанием обучения не следует вводить 5-дневную учебную неделю.
Продолжительность урока не должна превышать 45 минут.
- В общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводится только в первую смену.
В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, обучение в 1-х, 5-х, выпускных классах и классах компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.
Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов, без проведения нулевых уроков.
В классах компенсирующего обучения количество учащихся не должно превышать 20 человек Число уроков в день должно быть не более 6 в 5-11 классах.
При оценке расписания уроков в школе следует учитывать условную степень трудности предметов– табл. 2Степень трудности предметов в условных единицах
Предмет | Количество баллов |
Математика, информатика, русский язык (для национальных общеобразовательных учреждений) | |
Иностранный язык | |
Физика, химия, биология | |
История | |
Родной язык, литература | |
Естествознание, география, ОБЖ, информатика | |
Физкультура | |
Труд | |
Черчение | |
Рисование, музыка |
нормируется длительность применения ТСО в учебном процессе (табл.3).
Таблица 3
Длительность непрерывного применения на уроках технических средств обучения
Классы | Длительность просмотра, мин | ||
Диафильмов, диапозитивов | Кинофильмов | телепередач | |
5-7 | 20-25 | 20-25 | 25-30 |
8-11 | -- | 25-30 | 25-30 |
В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для учащихся младших классов 3-4, старших классов – 4-6.
Для предупреждения утомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся в компенсирующих классах должны иметь облегченный учебный день в середине недели.
При распределении предметов в динамике учебного дня и недели рекомендуется чередования учебных дисциплин или видов труда (правило И.М.Сеченова: активный труд лучше, чем пассивный, снимает утомление), особенно при «сдваивании уроков». В начале учебного дня рекомендуется ставить уроки средней трудности, в конце – легкие или условно «второстепенные» для специальных школ.Вторник и среда считаются днями максимальной работоспособности в динамике недели, в четверг делают разгрузку, в пятницу и субботу работоспособность несколько повысится.
Факультативные занятия планируют на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.