Приоритеты в размещении производства

При принятии решения о размещении отраслей хозяйственного комплекса или отдельных крупных объектов общественного производства, органы государственной власти руководствуются едиными приоритетами (критериями).[26] Укажем важнейшие приоритеты, учитывающиеся государством при проведении хозяйственной политики в условиях рыночной экономики.

Во-первых, размещение производства по территории страны должно осуществляться таким образом, чтобы оно было экономически обоснованным, рациональным и эффективным. При неукоснительном соблюдении данного приоритета в практической деятельности достигается всемерная экономия материальных средств при производстве продукции. В том случае, если на определенной территории имеется «набор» всех необходимых условий для развития какого-то производства, то здесь целесообразно размещать не отдельные технологические стадии этого производства, а все его стадии в совокупности (от добычи сырья до изготовления конечной продукции).

В условиях России с ее гигантскими пространствами, территориальной неоднородностью природных условий и ресурсов, их количественных, качественных и технико-экономических характеристик, важнейшую роль в обеспечении эффективной деятельности производства играет транспорт. С помощью различных видов транспорта достигается приближение материалоёмких производств к источникам сырья, а топливно-энергетических – к источникам энергии. За счет этого повышается эффективность производства, снижается стоимостная затратность при изготовлении единицы готовой продукции.

Рациональное и эффективное размещение современного производства немыслимо без комбинирования и кооперирования производства,[27] широкого внедрения новейших (особенно малоотходных и безотходных) технологий, оптимизации природопользования и ресурсосбережения.

Во-вторых, необходимо осуществлять комплексное развитие хозяйства территории, предполагающее оптимальное сочетание отраслей общероссийской рыночной специализации и вспомогательных отраслей, удовлетворяющих их потребности, а также отраслей производственной и социальной инфраструктуры и других отраслей, обеспечивающих потребности населения. Комплексное развитие хозяйства способствует укреплению межотраслевых экономических связей и связей с отраслями, дополняющими территориальную структуру региональной экономики.

Комплексное развитие хозяйства находит выражение в функционировании крупных хозяйственных комплексов – экономических районов, в которых ведущая роль принадлежит отраслям рыночной специализации, и территориально-производственных комплексов (ТПК) как составных частей экономических районов с гармоничным сочетанием отраслей, экономически и технологически связанных между собой. Кроме того, комплексное развитие хозяйства проявляется в процессе формирования единого народнохозяйственного комплекса России на основе межотраслевых комплексов.

В третьих, необходимо всемерно обеспечивать рациональное территориальное разделение труда между регионами. В условиях становления и развития рынка происходит дальнейшее совершенствование разделения труда между регионами путем объединения и согласования их трудовых усилий, правильного сочетания интересов государства с интересами каждого региона.

Рациональное территориальное разделение труда, рыночная специализация регионов и функционирование устойчивых межрайонных экономических связей в совокупности благотворно воздействуют на повышение темпов социально-экономического развития всей страны.

В-четвертых, по мере становления в нашей стране рыночной экономики должно происходить постепенное выравнивание уровня социально-экономического развития регионов. Этот приоритет не был реализован в советский период развития российской экономики. В постсоветский период произошло общее падение уровня социально-экономического развития страны. К существовавшим прежде экономически отсталым регионам добавились депрессионные регионы. Для того чтобы добиться кардинального улучшения социально-экономических условий в указанных регионах, федеральные органы власти должны проводить специальную государственную политику (введение системы протекционистских мероприятий, осуществление целевых программ социально-экономического развития, выделение дополнительных бюджетных средств, установление различных льгот и гарантий).

Наши рекомендации