Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности обучающихся |
Фонетика и графика – 9 часов |
Звуки и буквы Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы Гласные буквы е, ё, ю, я,их функции. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твердости—мягкости, звонкости—глухости Слог. Ударение Фонетический анализ слова Гласные буквы как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв | Звуки речи, их обозначение буквами. Буквы гласные и согласные. Согласные звуки Согласные звонкие и глухие (парные и непарные) Согласные твердые и мягкие (парные и непарные) Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю, ь. Ударение. Роль ударения в устной речи. Ударные и безударные гласные слоги, ударные и безударные гласные Слог. Деление слов на слоги и на части для переноса Правила переноса слов. Устный фонетический анализ слова. Частичный письменный фонетический анализ слова (с составлением схемы слова) Обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, ю, я, с помощью буквы ь. Алфавит. Знание букв в алфавитном порядке, умение правильно называть буквы Практическая значимость знания алфавита | Классифицироватьзвуки русского языка по значимым основаниям (в том числе в ходе заполнения таблицы «Звуки русского языка») Характеризоватьзвуки (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, звонкие/глухие) Анализировать:определять звук по его характеристике. Соотносить звук (выбирая из ряда предложенных) и его качественную характеристику; приводить примеры гласных звуков, твердых/мягких, звонких/глухих согласных Группироватьслова с разным соотношением количества звуков и букв (количество звуков равно количеству букв, количество звуков меньше количества букв, количество звуков больше количества букв) Объяснятьпринцип деления слов на слоги Наблюдать:выбирать необходимый звук из ряда предложенных, давать его качественную характеристику Оцениватьправильность проведения фонетического анализа слов, проводить фонетический анализ самостоятельно по предложенному алгоритму |
Состав слова (морфемика) – 13 часов |
Форма слова. Окончание Основа слова. Корень слова Однокоренные слова Чередование согласных в корнях. Суффикс Приставка. Значение суффиксов и приставок Разбор слова по составу | Части слова. Корень как часть слова и общая часть родственных слов. Однокоренные (родственные) слова. Наблюдение над лексическим значением однокоренных слов, над единообразием написания корня в однокоренных словах. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями Суффикс и приставка как части слова. Значение суффиксов и приставок. Разграничение приставок и предлогов. Разбор слова по составу (морфемный анализ) | Объяснятьспособы изменения формы слова, действия изменения формы слова Различать изменяемые и неизменяемые слова, включать неизменяемые слова в предложения Контролироватьправильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных (например, синоним или слово с омонимичным корнем в ряду родственных слов) Характеризоватьалгоритм разбора слова по составу, использовать его Анализироватьзаданную схему состава слова и подбирать слова заданного состава Объяснятьзначение слова — давать развернутое толкование его значения Различать родственные слова и формы слова Объяснятьроль и значение суффиксов/приставок Анализировать текст с установкой на поиск в нем родственных слов, слов с заданными приставками, с заданными суффиксами Моделироватьслова заданного состава (в том числе в процессе игры типа «Составь слово, в котором корень, как в слове... приставка, как в слове... окончание, как в слове...») |
Лексика – 3 часа |
Слово и его лексическое значение. Слово в словаре и тексте. Определение значения слова в толковом словарике учебника. Слова однозначные и многозначные. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. | Слово и его значение. Значение слова в толковом словаре и тексте. Слова однозначные и многозначные, с прямым и переносным значением. Наблюдение за многозначными словами в предложениях. Нахождение в тексте слов со сходным значением, с противоположным значением. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Слова-омонимы. | Представлять(прогнозировать) необходимость использования дополнительных источников для уточнения значения незнакомого слова. Определятьзначение слова, пользуясь толковым словарём. Составлятьсобственные толковые словарики. Наблюдатьза использованием в тексте синонимов и антонимов. Реконструировать текст, выбирая из ряда синонимов наиболее подходящие. Контролироватьуместность использования слов в предложении. Корректироватьобнаруженные ошибки. Анализироватьиспользование в тексте слов в прямом и переносном значении. Оценивать уместность использования в тексте слов, выбирать слова для успешного решения коммуникативной задачи |
Морфология – 26 часов |
Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные Имя существительное: общее значение. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Имя прилагательное: общее значение. Словообразование имен прилагательных. Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Словообразование глаголов от других частей речи | Части речи, их значение и признаки. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что сделал? что делал? Имя существительное, его значение, признаки, использование в речи Имена существительные одушевленные и неодушевленные (вопросы кто? что?), собственные и нарицательные. Имя прилагательное, его значение, признаки, использование в речи. Связь (согласование) имени прилагательного с именем существительным Глагол, его значение, признаки, использование в речи. Начальная форма глагола. Глагольные вопросы что делать? и что сделать? Слова, к которым нельзя задать вопрос (предлоги, междометия) | Классифицировать(группировать) слова по частям речи, объяснять основания классификации (части речи; самостоятельные и служебные части речи) Различать слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы Классифицироватьслова по вопросу Объединять слова в тематические группы Наблюдать за словами, обозначающими признаки предметов, действия предметов Ставить к словам вопросы какой? какая?и т.д. и что делает? что делал?и т.д. Ставить вопрос от слова к слову (кто?.. какой? кто?.. что делает?..) Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы |
Синтаксис - 16 часов |
Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные | Слово, словосочетание и предложение. Связь слов в словосочетании (главное и зависимое) Признаки предложения Конструирование предложений из слов, наблюдение за порядком слов в предложении. Нахождение в предложении слов, составляющих его грамматическую основу Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные (по цели высказывания) Предложения восклицательные и невосклицательные (по интонации) | Сравниватьпредложение, словосочетание, слово: описывать их сходство и различия. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении и словосочетании Наблюдать:находить в тексте повествовательные/побудительные/вопросительные предложения Классифицироватьпредложения по цели высказывания Соотносить предложение и его характеристики: находить в тексте предложения с заданными характеристиками Анализироватьдеформированный текст: определять границы предложений, выбирать знак в конце предложений |
Орфография и пунктуация – 80 часов |
Формирование орфографической зоркости. Разные способы выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн, чт, щн Обозначение мягкости согласных с помощью ь. Перенос слов Правописание заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и непроизносимая согласная. Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными (словарные слова, определяемые программой) Правописание приставок об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-. Правописание разделительных ьиъ. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки | Формирование орфографической зоркости. Разные способы выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Правописание сочетаний: жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн, чт, щн Перенос слов Правописание заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и непроизносимая согласная. Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными (словарные слова, определяемые программой). Правописание приставок об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-. Правописание разделительных ьиъ Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки | Определятьналичие изученных орфограмм в словах Объяснятьнаписание слов Соотноситьзвучание и написание слова, объяснять случаи расхождения звучания и написания Обосновыватьнаписание слов («Докажи, что в слове горапишется буква о») Прогнозироватьналичие определенных орфограмм: письмо с пропуском определенных орфограмм Контролироватьправильность написания: письмо со знаками вопроса на месте сомнения Моделироватьв ходе коллективной работы алгоритмы применения орфографических правил Группироватьслова по типу орфограммы Группироватьслова по месту орфограммы Доказывать написание слов, используя орфографический словарик учебника Составлятьсловарь слов, в которых были допущены ошибки Анализироватьтекст с точки зрения наличия в нем слов с определенной орфограммой Контролироватьправильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки Обосновыватьнаписание слов с непроверяемыми орфограммами с помощью различных опор при запоминании слов Моделироватьпредложения, включая в них слова с непроверяемыми орфограммами |
Развитие речи – в течение года |
Осознание ситуации общения: где, с кем и с какой целью происходит общение Практическое овладение диалогической формой речи. Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой) Текст. Признаки текста Заглавие текста. Выражение в тексте законченной мысли. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов. Абзац Последовательность абзацев в тексте План текста | Осознание ситуации общения: где, с кем и с какой целью происходит общение Практическое овладение диалогической формой речи. Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой) Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к заданным текстам. Выражение в тексте законченной мысли. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений. Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев План текста. Составление планов к заданным текстам. Озаглавливание возможного текста по предложенному плану | Характеризоватьособенности ситуации общения: цели, задачи, состав участников, место, время, средства коммуникации Обосновыватьцелесообразность выбора языковых средств, соответствующих цели и условиям общения Анализироватьуместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога Оцениватьправильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста Анализироватьнормы речевого этикета, оценивать собственную речевую культуру Соотноситьтексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных Создавать тексты по предложенному заголовку Воспроизводить(пересказывать) текст в соответствии с заданием: подробно, выборочно, от другого лица Анализировать и корректироватьтексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски Соотноситьтекст и несколько вариантов плана текста, обосновывать выбор наиболее удачного плана Создавать план текста (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно) |