Тема 15. Статистика внешней торговли
1. В чем отличие «общей» системы учета внешней торговли от «специальной»
В международной статистической практике систему учета принято разделять на “общую” и “специальную”, что вносит различия в экономическое содержание понятий экспорта и импорта.
Специальный импорт должен включать в себя:
ввоз товаров иностранного происхождения для внутреннего использования на территории страны (эти товары могут поступать во внутреннее обращение как непосредственно из-за границы, так и с территорий национальных свободных зон или открытых портов);
ввоз товаров для переработки на территории данной страны под таможенным контролем;
ввоз в страну товаров, объявленных для внутреннего использования на таможенных складах страны.
Общий импортохватывает весь объем ввоза иностранных товаров, в том числе на таможенные склады, в свободные зоны и открытые порты страны, независимо от дальнейшего предназначения этих товаров (для использования внутри страны или последующего реэкспорта).
Таким образом, государства, учитывающие “общую торговлю”, должны включать в объем импорта все товары, объявленные при ввозе как поступающие в пределы государственной территории. А для стран, учитывающих “специальную торговлю”, главным условием для регистрации в импортной статистике становится факт ввоза для использования внутри страны, т.е. поступление в пределы таможенной территории, что сопровождается таможенной очисткой соответствующего товара.
Специальный экспорт включает в себя следующие виды поставок:
вывоз за границу товаров отечественного происхождения, т.е. произведенных, добытых, выращенных или переработанных в данной стране (в западной статистике эта категория поставок получила название “национального” экспорта);
вывоз товаров после переработки под таможенным контролем;
вывоз “национализированных” товаров – продуктов иностранного происхождения, находившихся в свободном обращении на территории данного государства (т.е. прошедших таможенную очистку и декларированных для внутреннего использования).
К общему экспортуотносятся, помимо названных операций, также вывоз за границу товаров иностранного происхождения с приписных таможенных складов страны и с территорий свободных зон. Таким образом, в “общей системе” учета находят отражение все товары, поступающие в страну (импорт), и все товары, вывозимые из страны (экспорт), независимо от их происхождения и назначения.
Специальная система учета имеет ряд недостатков, а именно:
– страны, применяющие специальную систему, как правило, не включают в свою статистическую территорию таможенные склады и свободные таможенные зоны. В результате в статистические данные оказываются включенными отдельные внутренние потоки товаров (например, между зоной свободного обращения и свободной таможенной зоной) и исключенными некоторые внешние потоки (например, движение товаров между свободной таможенной зоной и другими странами). Вследствие этого при составлении платежных балансов и национальных счетов необходим расчет и внесение поправок в зарегистрированные величины импорта и экспорта;
– ведение статистики на основе специальной системы нежелательно с точки зрения проведения международных сопоставлений, поскольку это вносит дополнительные трудности в определение стран-партнеров, кроме того, определение свободных зон в законодательствах разных стран не совпадает.
Приняв во внимание вышеперечисленные обстоятельства, Статистическая комиссия ООН рекомендовала странам применять общую систему учета.
Названные системы учета различаются также определением статистической территории страны и вытекающим из этого несовпадением учитываемых товарных потоков.
Статистической территорией принято называть территорию, в отношении которой ведется учет движения товаров. При общей системе торговли статистическая территория страны совпадает с ее экономической территорией, а при специальной системе статистическая территория ограничена ее частью.
Экономическая территория определяется как географическая территория страны, находящаяся под управлением ее правительства, внутри которой свободно перемещаются люди, товары и капиталы. Экономическая территория включает:
– воздушное пространство, территориальные воды и континентальный шельф, в котором страна пользуется исключительными правами;
– острова, на которые распространяются те же законы и правила, регулирующие экономические отношения, что и на континентальной части страны;
– территориальные анклавы в других странах;
– свободные экономические зоны и таможенные склады.
В экономическую территорию страны не включаются территориальные анклавы других стран, расположенные в пределах ее географических границ.
Под анклавами понимается часть территории иностранного государства, со всех сторон окруженная территорией данного государства и потому входящая в таможенные границы этого государства.
Регистрация экспортных и импортных операций России осуществляется по международным правилам “общей” системы учета внешней торговли, предусматривающей учет всех товаров, поступающих на территорию страны (импорт) и покидающих ее (экспорт). При этом в качестве границы статистической территории выступает ее государственная граница.
В общий импорт России включаются:
– ввозимые из-за рубежа товары, декларируемые для внутреннего потребления;
– товары, ввозимые для переработки под таможенным контролем;
– товары, ввозимые в свободные таможенные зоны и на свободные таможенные склады.
В общий экспорт России включают:
– вывозимые товары отечественного производства;
– вывозимые товары, полученные в результате переработки временно ввезенных из-за границы на территорию страны иностранных продуктов и изделий;
– вывозимые товары иностранного происхождения, раннее ввезенные в страну, прошедшие таможенную очистку и декларированные для внутреннего потребления;
– товары, вывозимые из свободных таможенных зон и с таможенных складов.
Кроме того, статистика внешней торговли России отдельно ведет учет движения товаров в свободных таможенных зонах (СТЗ) и на таможенных складах (ТС). К такого рода движению относят:
ввоз иностранных товаров в свободные таможенные зоны и на таможенные склады страны (импорт на СТЗ и ТС);
ввоз иностранных товаров из свободных таможенных зон и из таможенных складов на территорию страны (импорт из СТЗ и ТС);
вывоз иностранных товаров из свободных таможенных зон и таможенных складов страны за границу (экспорт из СТЗ и ТС);
На основании данных такого учета при необходимости могут быть подсчитаны итоги внешней торговли страны и в соответствии с международными правилами ”специальной системы” учета.