Курс 1 кредита заочное отделение
Профессиональный русский язык
[q]2:1:Укажите существительное, которое с не пишется раздельно:
[а] Это (не) правда, а ложь.
[а] Всю ночь читает (не) былицы, и вот плоды от этих книг.
[а] Для человека образованного (не) знание языков составляет большое неудобство.
[а] Его выжили из оркестра после полугодовой беспорядочной службы за (не) радивость в исполнении обязанностей.
[а] Пантелей при первом известии о его (не) здоровье прискакал сломя голову.
[q]2:1:Укажите глагол, в котором пишется ь:
[а] Государственным языком Республики Казахстан являет..ся казахский язык.
[а] В настоящем Законе используют..ся следующие понятия: диаспора, ономастика, орфография, топонимика, транслитерация.
[а] Государство заботит..ся о создании условий для изучения и развития языков народа Казахстана.
[а] В Республике Казахстан не допускает..ся ущемление прав граждан по языковому признаку.
[а] Традиционные, исторически сложившиеся казахские названия населенных пунктов, улиц, площадей, а также других физико-географических объектов на других языках должны воспроизводит..ся согласно правилам транслитерации.
[q]1:1:Чем выражено подлежащее в предложении:
Семеро одного не ждут.
[а] существительным
[а] нет подлежащего
[а] словосочетанием
[а] числительным
[а] местоимением
[q]3:1:Укажите предложение, в котором сказуемое выражено прилагательным:
[а] Нами ты была любима и для милого хранима.
[а] Весь день продолжал лить дождь.
[а] Окончен мой труд многолетний.
[а] Все сказки были мне пересказаны старой Кирилловной.
[а] Озеро невелико.
[q]1:1:
Укажите глаголы, в которых пишется ь:
[а] Пестрые грезы сменяют..ся живо.
[а] Ни дерево, ни вода не шелохнут..ся.
[а] Пахнет степью, пахнет мятой, и над Волгой расстилает..ся туман.
[а] По ее милости он стал и одеват..ся опрятно, и держат..ся прилично, и бранит..ся бросил; стал уважать ученость и ученых.
[а] Из искры возгорит..ся пламя.
[q]2:1:В данных предложениях тире ставится между подлежащим и сказуемым. Найдите лишнее.
[а] Людская молва что морская волна.
[а] Самоирония признак развитого ума.
[а] Много знать мало спать.
[а] Дважды два четыре.
[а] Счастье это чистая совесть.
[q]1:1:Укажите предложения с однородными членами
предложения:
[а] Всюду, где в дальнейшем ни побывает Чичиков, мы увидим крестьян.
[а] Никаких описаний, предваряющих или настраивающих читателя.
[а] Вокруг нашего дома стояли, задумавись, огромные увштаны.
[а] До Сосновки небольшой деревеньки, что стояла на середине пути,оставалось полчаса езды.
[а] Кончились запасы – идут, куда понесут ноги: на ближайший хутор, в деревню, в лимонадную лавочку.
[q]1:1:Укажите ряд глаголов совершенного вида:
[а] упрашивать, сажать, достигать
[а] упросить, укрепить, вспахать
[а] посадить, сооружать, объединить
[а] опоздать, стереть, понимать
[а] начать, вздохнуть, начинать
[q]2:1:Укажите конструкции, выражающие объектные отношения:
[а] пройти испытания
[а] прибыть самолетом
[а] продолжаю учиться
[а] уехать в деревню
[а] вернуться домой
[q]3:1:Укажите глагол, который с непишется слитно:
[а] Ему (не) здоровится
[а] Он (не) прочитал книгу
[а] Ей (не) хватило времени
[а] Я (не) смог прийти
[а] Мы (не) написали
[q]1:1:Укажите, чем выражено подлежащее в предложении:
Мы занимаемся русским языком
[а] существительным
[а] местоимением
[а] числительным
[а] нет подлежащего
[а] словосочетанием
[q]2:1:Укажите суффиксы страдательного причастия прошедшего времени:
[а] -нн-,-енн-,-т-
[а] -енн-,-ущ-,-ющ-
[а] -т-,-вш-,-ш-
[а] -ащ-,-ящ-,-ш-
[а] -ем-,-ом-,-им-
[q]3:1:Укажите предложение с деепричастным оборотом:
[а] Я стою у дороги, прислонившись к иве.
[а] Управление судном, плавающим во льдах ведущим разносторонние исследования, требует большого опыта.
[а] Почернел, искривился бревенчатый мост.
[а] Я ехал один в цветущей пустыне.
[а] Мы сидели в тени, но и в тени было душно.
[q]3:1:Укажите слово, в котором под ударением пишется буква о:
[а] деш…вка
[а] еж...вый
[а] вооруж…нный
[а] грыз…т
[а] кусоч…к
[q]2:1:Выделите слово, в котором после приставки пишется ы:
[а] сверх…зысканный
[а] под…скать
[а] меж…здательский
[а] дез…нформация
[а] контр…гра
[q]1:1:Укажите глагол в повелительном наклонении:
[а] рассказывай
[а] буду рассказывать
[а] рассказывал
[а] рассказываю
[а] рассказывали бы
[q]1:1:Укажите сложноподчиненное предложение:
[а] Он хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку.
[а] То хлопнуло где-то, то раздался вдруг вой.
[а] Деревня, где скучал Евгений, была приметный уголок.
[а] Воздух еще не остыл, а в низинах уже ночь расстилала белые холсты.
[а] Был бы покос, да пришел мороз.
[q]1:1:Прочитайте русские и казахские пословицы. Определите, какая тема их объединяет:
Ученье – свет, А неученье тьма; Оқу инемен құдық қазғандай;
Оқусыз білім жоқ, Білімсіз күнің жоқ.
[а] Труд
[а] Родина
[а] Дружба
[а] Знание
[а] Семья
[q]1:1:Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным:
[а] Алексей пополз туда, куда ушел самолет.
[а] Все молчали, чтобы расслышать шорох травы.
[а] Всю мою жизнь я видел настоящими героями только людей, которые любят и умеют работать.
[а] Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели.
[а] Дедушка приказал не будить Танюшу до тех пор, пока сама не проснется.
[q]1:1:Укажите чем выражено определение в данном предложении:
По синим волнам океана бегут белоснежные корабли.
[а] Имя прилагательное
[а] Имя числительное
[а] Причастие
[а] Неопределенная форма глагола
[а] Местоимение
[q]2:1:Укажите существительное, которое с непишется раздельно:
[а] Полного счастья нет без полной (не) зависимости.
[а] (Не) везение способствует успеху, а труд и упорство.
[а] Мнение мое было принято чиновниками с явной (не) благосклонностью.
[а] К беде (не) опытность ведет.
[а] Некоторые ее поступки вызваны вовсе (не) покорностью перед силой обстоятельств.
[q]2:1:Укажите глагол, в котором пишется ь:
[а] Почтово-телеграфные отправления в пределах Республики Казахстан производят..ся на государственном или русском языках, а за пределы - согласно установленным международным правилам.
[а] Все тексты визуальной информации раполагают..ся в следующем порядке: слева или сверху – на государственном, справа или снизу – на русском языках пишут..ся одинаковыми по размеру буквами.
[а] Традиционные, исторически сложившиеся казахские названия населенных пунктов, улиц, площадей, а также других физико-географических объектов на других языках должны воспроизводит..ся согласно правилам транслитерации.
[а] В работе негосударственных организаций используют..ся государственный и, при необходимости, другие языки.
[а] Государственный и другие языки в Республике Казахстан находят..ся под защитой государства.
[q]1:1:Определите, каким членом предложения
является подчеркнутое слово.
Во время детского чая большие сидели на балконе.
[а] обстоятельство
[а] определение
[а] дополнение
[а] подлежащее
[а] сказуемое
[q]2:1:Укажите предложение, в котором подлежащее
выражено числительным:
[а] Пять не делится на два.
[а] Пусть сильнее грянет буря.
[а] Есть одна птица, которая не боится людей.
[а] Петь с чужого голоса всегда плохо.
[а] У сильного всегда бессильный виноват.
[q]1:1:Укажите глаголы, которые пишутся без ь:
[а] Небо продолжало расчищат..ся, в лесу чуть светлело.
[а] Солдат небом укроет..ся и стоя выспит..ся, штыком побреет..ся, росой умоет..ся, ветром причешет..ся, походя кашу сварит, в бою погреет..ся; пока портянку перевернет – на одной ноге отдохнет – и опять вперед.
[а] Как только взошло солнце, туман начал рассеиват..ся и через какие-нибудь полчаса на небе не было ни одного облачка.
[а] Стычкин начал громко сморкат..ся, а сваха раскраснелась и стыдливо глядя на него спросила…
[а] Испуганный положением Денисова Ростов предлагал ему раздет..ся выпить воды и послал за лекарем.
[q]2:1:Вопрос: Укажите предложение, в котором ставится тире между подлежащим и сказуемым:
[а] Терпение, жалость стоят в преддверии любви.
[а] В семейной жизни главное терпение.
[а] Все живое требует внимания и заботы.
[а] Любовь ко всем людям начинается с жалости ко всему живому.
[а] Любовь на Руси называли жалостью.
[q]1:1:Укажите предложение с однородными членами предложения:
[а] Многолюдны города, разбросанные в нашей стране.
[а] Впервые в жизни он отправлялся в открытое море с настоящими охотниками.
[а] До Сосновки небольшой деревеньки, что стояла на середине пути оставалось полчаса езды.
[а] Имейте в виду, что писатель должен отлично знать действительность.
[а] Со мной палатка, топор, фонарь, рюкзак с продуктами, табак, спички и рыболовные принадлежности: удочки, переметы, банка с червячками.
[q]1:1:Укажите ряд глаголов совершенного вида:
[а] начертить, бросить, отцвести
[а] чертить, бросать, цвести
[а] чертили, бросали, цвели
[а] чертят, бросают, цветут
[а] будут чертить, будут бросать, будут цвести
[q]2:1:Вопрос:
Укажите конструкции, выражающие объектные отношения:
Ответы:
[а] ужинать в ресторане
[а] приехать из Москвы
[а] найти свое дело
[а] пройти по улице
[а] ехать в автобусе
[q]3:1:Укажите глагол, который с непишется слитно:
[а] (не) обижать
[а] (не) взлюбить
[а] (не) смотреть
[а] (не) бороться
[а] (не)дойти
[q]1:1:Чем выражено подлежащее в предложении:
Семеро одного не ждут.
[а] существительным
[а] нет подлежащего
[а] словосочетанием
[а] числительным
[а] местоимением
[q]2:1:Укажите суффиксы страдательного причастия настоящего времени:
[а] -енн-,-нн-,-т-
[а] -ащ-,-ящ-
[а] -ем-,-ом-,-им-
[а] -ущ-,-ащ-,-ящ-
[а] -вш-,-ш-
[q]2:1:Укажите предложение с деепричастным оборотом:
[а] По вечерам читальный зал заполняется студентами.
[а] Я понял, что оспаривать мнение господина Мизинчикова невозможно.
[а] Чтобы победить, надо хорошо знать врага - его силу и слабость.
[а] Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу.
[а] Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без историй.
[q]3:1:Укажите слово, в котором под ударением пишется буква о:
[а] глянц…вый
[а] платьиц…
[а] печ…ный
[а] вооруж…нный
[а] перц…вый
[q]2:1:Выделите слово, в котором после приставки пишется ы:
[а] без…скусный
[а] вз…мать
[а] спорт…нвентарь
[а] пр...ключение
[а] пр...зентовать
[q]1:1:Укажите глагол в повелительном наклонении:
[а] нести
[а] нес
[а] несите
[а] несем
[а] несут
[q]1:1:Укажите сложноподчиненное предложение:
[а] Было светло, но уже вечерело.
[а] Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит, или коней табун игривый молчанье дали возмутит.
[а] Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.
[а] Мы не видели ни одного животного, хотя козьих и оленьих следов попадалось много.
[а] Глядел мальчик очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила.
[q]1:1:Прочитайте русские и казахские пословицы. Определите, какая тема их объединяет:
Без труда не выловишь и рыбку из пруда; Еңбек түбі береке; Еңбек етсең ерінбей, тояды қарның тіленбей
[а] Труд
[а] Родина
[а] Дружба
[а] Знание
[а] Семья
[q]1:1:Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным:
[а] Воздух был полон острой свежести, которая бывает только после грозы.
[а] Недаром говорится, что дело мастера боится.
[а] Дети чувствуют, кто их любит.
[а] Говорили, будто его видели в городе.
[а] Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти.
[q]1:1:Укажите чем выражено определение в данном предложении:
Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели.
[а] Местоимение
[а] Имя числительное
[а] Причастие
[а] Неопределенная форма глагола
[а] Имя прилагательное
[q]2:1:Укажите существительное, которое с непишется раздельно:
[а] Делить людей на удачников и (не) удачников – значит смотреть на человеческую природу с узкой, предвзятой точки зрения.
[а] Глаза Сени выражали (не) преклонность и готовность защищаться.
[а] Разве (не) уважение могут вызывать у нас его глубокие знания и скромность?
[а] Для человека образованного (не) знание языков составляет большое неудобство.
[а] (Не) счастье, (не) удача привели наших фигуристов на пьедестал почета, а длительные, упорные тренировки.
[q]2:1:Укажите глагол, в котором пишется ь:
[а] В Республике Казахстан обеспечивает..ся создание детских дошкольных учреждений, функционирующих на государственном языке, а в местах компактного проживания национальных групп – и на их языке.
[а] Язык обучения, воспитания в детских домах и приравненных к ним организациях определяет..ся местными исполнительными органами с учетом национального состава их контингента.
[а] Как в государственных, так и в негосударственных учебных заведениях государственный язык и русский язык являют..ся учебными предметами и входят в перечень дисциплин, включаемых в документ об образовании.
[а] Традиционные, исторически сложившиеся казахские названия населенных пунктов, улиц, площадей, а также других физико-географических объектов на других языках должны воспроизводит..ся согласно правилам транслитерации.
[а] Культурные мероприятия проводят..ся на государственном и, при необходимости, на других языках.
[q]2:1:Укажите предложение, в котором сказуемое выражено прилагательным:
[а] Глаз как ночь.
[а] Жизнь без движения пуста.
[а] Жизнь нескончаемый экзамен.
[а] День бледнеет понемногу.
[а] Спите, люди отдохните.
[q]1:1:Вопрос:
Укажите предложение, в котором сказуемое выражено местоимением:
Ответы:
[а] Я буду рад помочь вам.
[а] Улица – моя, дома – мои.
[а] Морозна ночь, все небо ясно.
[а] Мы с тобой родные братья: я – рабочий, ты – мужик.
[а] Все лыжники пришли одновременно.
[q]1:1:Укажите глаголы, которые пишутся без ь:
[а] Надо было торопит..ся.
[а] Ширина долины то суживает..ся метров до ста, то расширяет..ся более чем на километр.
[а] Среди камней и бурелома лошади должны были остат..ся голодными.
[а] Зато завтра, если нам удастся добрат..ся до бивака, мы их накормим.
[а] Ответвления реки образуют такой лабиринт, в котором очень легко заблудит..ся, если не держат..ся главного русла.
[q]2:1:Укажите предложение, в котором ставится тире между подлежащим и сказуемым:
[а] Дерево как компас.
[а] Свинцовые тучи как будто плакали.
[а] Читать значит выработать вкус, постигая прекрасное.
[а] Облака точно караван в пустыне.
[а] Мальчонка был словно околдован пением птиц.
[q]1:1:Укажите предложение с однородными членами предложения:
[а] Я видел перед собой первобытного охотника, который всю жизнь провел в тайге.
[а] Кругом было тихо, так что казалось, будто в ушах звенит.
[а] Прекрасные магазины, сияющие елки, рысаки, визг полозьев, праздничное оживление толпы, веселый гул окриков и разговоров, смеющиеся лица нарядных дам - все осталось позади.
[а] Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упреком и подозрением.
[а] Трудно было ему скрыть свое счастье.
[q]1:1:Укажите глагол несовершенного вида:
[а] осмотреть
[а] спеть
[а] идти
[а] расположиться
[а] умыться
[q]2:1:Укажите конструкции, выражающие объектные отношения:
[а] трудиться не покладая рук
[а] строится трудом
[а] учиться человеку
[а] уважать труд
[а] приехать к другу
[q]3:1:Укажите глагол, который с не пишется слитно:
[а] (не) надеяться
[а] (не) слышать
[а] (не) навидеть
[а] (не) видеть
[а] (не) мешать
[q]1:1:Укажите, чем выражено подлежащее в предложении:
Профессор вошел в аудиторию.
[а] прилагательным
[а] местоимением
[а] числительным
[а] словосочетанием
[а] существительным
[q]2:1:Укажите суффиксы действительного причастия настоящего времени
времени:
[а] -енн-, -им-
[а] -нн-,-т-
[а] –вш-,-ш-
[а] –ущ-,-ющ- –ащ-,-ящ-
[а] -ем-,-ом-,-им-
[q]1:1:Укажите предложение с деепричастным оборотом:
[а] Она прочла несколько хороших книг и выражалась правильным русским языком.
[а] Они вошли в село, встреченные ленивым собачим лаем.
[а] Он улыбался заманчиво, был белокур с голубыми глазами.
[а] Осознание правил нашей речи происходит путем изучения грамматики.
[а] Ветер, свистя в ушах и обдавая прохладой, мгновенно наполнил парус.
[q]3:1:Укажите слово, в котором под ударением пишется буква о:
[а] креслиц…
[а] танц…вать
[а] стаж…р
[а] холщ…вый
[а] краснолиц…й
[q]2:1:Выделите слово, в котором после приставки
пишется ы:
[а] сверх…нтересный
[а] транс…ранский
[а] меж…здательский
[а] без…нициативный
[а] дез…нформация
[q]1:1:Укажите глагол в повелительном наклонении:
[а] привезли
[а] привозят
[а] привезти
[а] привезут
[а] привези
[q]1:1:Укажите сложноподчиненное предложение:
[а] Весь день мы простояли на месте, потому что сушили имущество.
[а] Нужно переписать работу и надо объяснить допущенные в ней ошибки.
[а] То светило солнце, то лил дождь.
[а] Жизнь пернатых начала замирать, зато стала просыпаться жизнь крупных четвероногих.
[а] Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель мой.
[q]1:1:Прочитайте русские и казахские пословицы. Определите, какая тема их объединяет:
Всякая птица свое гнездо любит; Туған жердей жер болмас, Туған елдей ел болмас; Өзге елде сұлтан болғанша, өз еліңде ұлтан бол.
[а] Труд
[а] Родина
[а] Дружба
[а] Знание
[а] Семья
[q]1:1:Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным
определительным:
[а] Будешь книги читать – будешь все знать.
[а] Когда дождь окончился, ребята отправились на экскурсию.
[а] Обедали мы в той столовой, которая находилась в глубине парка.
[а] За ночь все отдохнули, поэтому можно было двигаться дальше.
[а] Мне очень понравился доклад, потому что в нем рассказывалось о прекрасных произведениях древнерусского искусства.
[q]1:1:Укажите чем выражено определение в данном предложении:
Чудесная повесть о красивой, поэтичной любви девушки из рыбачьего поселка и отважного капитана.
[а] Местоимение
[а] Имя числительное
[а] Причастие
[а] Неопределенная форма глагола
[а] Имя прилагательное