Изучение условий проходимости местности

Под условиями проходимости местности понимается степень ее доступности для движения боевых и транспортных машин, а также ее влияние на возможность маневрирования и скорость передвижения. Основные показатели проходимости местности приведены в табл. 6.

Таблица 6

Основные показатели проходимости местности

Разновидности местности Рельеф Площадь под препятствия Основные тактические свойства
Слабопересечённая (легкопроходимая) Равнинный, холмистый До 10% Массированное применение тяжёлой боевой техники возможно по любому направлению  
Среднепересечённая (труднопроходимая) Холмистый, равнинный Около 20% Массированное применение тяжёлой боевой техники возможно повсеместно, несколько затруднено по отдельным направлениям  
Сильнопересечённая (труднопроходимая) Горный, холмистый, равнинный Около 30% и более Применение тяжёлой боевой техники возможно только по отдельным направлениям  

Условия проходимости зависят от наличия и общего направления дорог, их классов и состояния, характера рельефа, водных преград, растительного и почвенно-грунтового покрова.

На проходимость местности значительное влияние оказывают погодные условия, время года, наличие инженерных заграждений в районе действий, завалы и пожары в лесах и населенных пунктах, разрушения дорог, мостов, гидротехнических сооружений и других объектов, возникающие в результате боевых действий.

При изучении условий проходимости вначале определяют наличие шоссейных дорог, идущих в нужном направлении, их класс, ширину, характер покрытия.

При изучении дорог без покрытия учитывают характер грунта (табл. 7) и изменение его свойств в зависимости от погоды, выявляют участки, где снижается скорость движения (затяжные подъемы и спуски, места с большим количеством резких поворотов, орошенные участки, гати и т.д.)

Таблица 7

Проходимость грунтов

Виды грунта Состав грунта Условия проходимости для колёсного и гусеничного транспорта
Каменистый     Песчаный   Супесчаный   Суглинистый     Глинистый     Лёссовый     Солончаковый Обломки камня с примесью песка и глины   Песок с небольшой (до 3%) примесью глины     Глинистых частиц от 3 до 10%.     Глинистых частиц от 10 до 30%     Глина составляет более 30%   Смесь мельчайших частиц пыли, песка, глины   Засоленные глинистые и супесчаные грунты Труднопроходим или непроходим     В сухом состоянии труднопроходим, в увлажнённом возможно движение транспорта   В сухом состоянии проходим, при небольшом увлажнении проходимость улучшается   В сухом состоянии хорошо проходим, в увлажнённом состоянии проходимость значительно ухудшается   В сухом состоянии проходим, в увлажнённом – труднопроходим   В сухом состоянии хорошо проходим, в увлажнённом – труднопроходим   В сухой период все солончаки, кроме мокрых и пухлых, проходимы, после дождей труднопроходимы или непроходимы

О скорости передвижения по грунтовым дорогам, проходящим на стороне противника, можно судить на основе скорости движения по дорогам, проходящим в своем расположении, в районе, схожем по характеру рельефа (табл. 8).

При изучении местности по карте, на которой нет схемы грунтов, о проходимости следует судить по рельефу и растительному покрову. Плавное (округлое) начертание горизонталей характерно для районов с рыхлыми (супесчаными и суглинистыми) грунтами. Угловатое начертание горизонталями и значительная крутизна скатов типичны для районов с каменистыми грунтами. Наличие сосновых лесов свидетельствует о преобладании супесчаного грунта. О преобладании суглинков свидетельствуют овраги, промоины, обрывы.

Крутизну подъемов и спусков на дорогах обычно определяют по горизонталям на глаз. На участках дорог с затяжными подъемами и спусками крутизной 5-10° маршевая скорость снижается примерно вдвое, а при крутизне в 15-20° в четыре раза.

Таблица 8

Скорость движения на местности вне дорог в зависимости
от крутизны скатов (при сухом твердом грунте)

Тип машин Скорость движения при крутизне скатов, км/ч
3-6° 6-10° 10-15° 15-20°
Автомобили   Танки   Бронетранспортёры, гусеничные тягачи 20-15   15-12   12-10 15-12   12-10   10-7 12-8   10-6   7-5 8-5   6-4   5-3

Необходимо помнить, что предельная крутизна доступных скатов, которые могут преодолевать колесные машины 15-20°, а для танков и САУ – 30-35°.

При изучении грунтовых дорог особое внимание обращают на выявление грузоподъемности мостов и паромных переправ, так как на таких дорогах они часто не рассчитаны на пропуск тяжелых колесных и гусеничных машин.

Изучение проходимости вне дорог. По степени проходимости вне дорог в данных конкретных погодных и сезонно-климатических условиях местность подразделяют на проходимую, труднопроходимую и непроходимую.

Проходимая местность допускает широкий маневр и беспрепятственное движение колесных и гусеничных машин, лишь отдельные места необходимо обходить или усиливать (оборудовать) проходы.

Труднопроходимая местность доступна для движения только по отдельным направлениям с небольшой скоростью. Возможности маневрирования на ней ограничены, выдерживать общее направление движения трудно из-за препятствий и непроходимых участков.

Непроходимая местность недоступна для движения всех видов машин без выполнения значительных инженерных работ по оборудованию дорог и колонных путей.

Отдельные препятствия и участки местности, доступные для одного вида боевой техники, могут быть недоступны для другого. Поэтому оценивая их проходимость, обязательно учитывают способность боевой техники, имеющейся в подразделении, преодолевать препятствия.

Проходимость рек, изображаемых на карте в две линии, определяют по подписям их ширины, глубины и скорости течения. О проходимости небольших рек, характеристика которых не обозначена на карте, судят по косвенным признакам: наличию переправ и скорости течения. Если на большом участке реки проселочные, полевые и лесные дороги пересекают ее только в местах, где на карте показаны мосты и броды, то это обычно говорит о том, что река проходима преимущественно в этих местах.

Зная скорость реки, можно ориентировочно определить качество грунта дна.

Соотношение скорости течения и характера грунта приведено в табл. 9.

Таблица 9

Наши рекомендации