Изучение условий проходимости местности
Под условиями проходимости местности понимается степень ее доступности для движения боевых и транспортных машин, а также ее влияние на возможность маневрирования и скорость передвижения. Основные показатели проходимости местности приведены в табл. 6.
Таблица 6
Основные показатели проходимости местности
Разновидности местности | Рельеф | Площадь под препятствия | Основные тактические свойства |
Слабопересечённая (легкопроходимая) | Равнинный, холмистый | До 10% | Массированное применение тяжёлой боевой техники возможно по любому направлению |
Среднепересечённая (труднопроходимая) | Холмистый, равнинный | Около 20% | Массированное применение тяжёлой боевой техники возможно повсеместно, несколько затруднено по отдельным направлениям |
Сильнопересечённая (труднопроходимая) | Горный, холмистый, равнинный | Около 30% и более | Применение тяжёлой боевой техники возможно только по отдельным направлениям |
Условия проходимости зависят от наличия и общего направления дорог, их классов и состояния, характера рельефа, водных преград, растительного и почвенно-грунтового покрова.
На проходимость местности значительное влияние оказывают погодные условия, время года, наличие инженерных заграждений в районе действий, завалы и пожары в лесах и населенных пунктах, разрушения дорог, мостов, гидротехнических сооружений и других объектов, возникающие в результате боевых действий.
При изучении условий проходимости вначале определяют наличие шоссейных дорог, идущих в нужном направлении, их класс, ширину, характер покрытия.
При изучении дорог без покрытия учитывают характер грунта (табл. 7) и изменение его свойств в зависимости от погоды, выявляют участки, где снижается скорость движения (затяжные подъемы и спуски, места с большим количеством резких поворотов, орошенные участки, гати и т.д.)
Таблица 7
Проходимость грунтов
Виды грунта | Состав грунта | Условия проходимости для колёсного и гусеничного транспорта |
Каменистый Песчаный Супесчаный Суглинистый Глинистый Лёссовый Солончаковый | Обломки камня с примесью песка и глины Песок с небольшой (до 3%) примесью глины Глинистых частиц от 3 до 10%. Глинистых частиц от 10 до 30% Глина составляет более 30% Смесь мельчайших частиц пыли, песка, глины Засоленные глинистые и супесчаные грунты | Труднопроходим или непроходим В сухом состоянии труднопроходим, в увлажнённом возможно движение транспорта В сухом состоянии проходим, при небольшом увлажнении проходимость улучшается В сухом состоянии хорошо проходим, в увлажнённом состоянии проходимость значительно ухудшается В сухом состоянии проходим, в увлажнённом – труднопроходим В сухом состоянии хорошо проходим, в увлажнённом – труднопроходим В сухой период все солончаки, кроме мокрых и пухлых, проходимы, после дождей труднопроходимы или непроходимы |
О скорости передвижения по грунтовым дорогам, проходящим на стороне противника, можно судить на основе скорости движения по дорогам, проходящим в своем расположении, в районе, схожем по характеру рельефа (табл. 8).
При изучении местности по карте, на которой нет схемы грунтов, о проходимости следует судить по рельефу и растительному покрову. Плавное (округлое) начертание горизонталей характерно для районов с рыхлыми (супесчаными и суглинистыми) грунтами. Угловатое начертание горизонталями и значительная крутизна скатов типичны для районов с каменистыми грунтами. Наличие сосновых лесов свидетельствует о преобладании супесчаного грунта. О преобладании суглинков свидетельствуют овраги, промоины, обрывы.
Крутизну подъемов и спусков на дорогах обычно определяют по горизонталям на глаз. На участках дорог с затяжными подъемами и спусками крутизной 5-10° маршевая скорость снижается примерно вдвое, а при крутизне в 15-20° в четыре раза.
Таблица 8
Скорость движения на местности вне дорог в зависимости
от крутизны скатов (при сухом твердом грунте)
Тип машин | Скорость движения при крутизне скатов, км/ч | |||
3-6° | 6-10° | 10-15° | 15-20° | |
Автомобили Танки Бронетранспортёры, гусеничные тягачи | 20-15 15-12 12-10 | 15-12 12-10 10-7 | 12-8 10-6 7-5 | 8-5 6-4 5-3 |
Необходимо помнить, что предельная крутизна доступных скатов, которые могут преодолевать колесные машины 15-20°, а для танков и САУ – 30-35°.
При изучении грунтовых дорог особое внимание обращают на выявление грузоподъемности мостов и паромных переправ, так как на таких дорогах они часто не рассчитаны на пропуск тяжелых колесных и гусеничных машин.
Изучение проходимости вне дорог. По степени проходимости вне дорог в данных конкретных погодных и сезонно-климатических условиях местность подразделяют на проходимую, труднопроходимую и непроходимую.
Проходимая местность допускает широкий маневр и беспрепятственное движение колесных и гусеничных машин, лишь отдельные места необходимо обходить или усиливать (оборудовать) проходы.
Труднопроходимая местность доступна для движения только по отдельным направлениям с небольшой скоростью. Возможности маневрирования на ней ограничены, выдерживать общее направление движения трудно из-за препятствий и непроходимых участков.
Непроходимая местность недоступна для движения всех видов машин без выполнения значительных инженерных работ по оборудованию дорог и колонных путей.
Отдельные препятствия и участки местности, доступные для одного вида боевой техники, могут быть недоступны для другого. Поэтому оценивая их проходимость, обязательно учитывают способность боевой техники, имеющейся в подразделении, преодолевать препятствия.
Проходимость рек, изображаемых на карте в две линии, определяют по подписям их ширины, глубины и скорости течения. О проходимости небольших рек, характеристика которых не обозначена на карте, судят по косвенным признакам: наличию переправ и скорости течения. Если на большом участке реки проселочные, полевые и лесные дороги пересекают ее только в местах, где на карте показаны мосты и броды, то это обычно говорит о том, что река проходима преимущественно в этих местах.
Зная скорость реки, можно ориентировочно определить качество грунта дна.
Соотношение скорости течения и характера грунта приведено в табл. 9.
Таблица 9