Изменение удельного веса наиболее крупных лингвистических семей и групп народов России с 1959 по 1989
Семьи и группы | Доля а населении страны, в % | |
Индоевропейская семья | 89,2 | 87,4 |
Славянская группа | 87,0 | 85,4 |
Германская группа | 0,7 | 0,6 |
Армянская группа | 0,2 | 0,4 |
Иранская группа | 0,2 | 0,3 |
Романская группа | 0,1 | 0,1 |
Индоарийская группа | 0,1 | 0,1 |
Другие группы | 0,9 | 0,5 |
Алтайская семья | 7,0 | 8,1 |
Тюркская группа | 6,6 | 7,6 |
Монгольская группа | 0,3 | 0,4 |
Другие группы | 0,1 | 0,1 |
Уральско-юкагирская семья | 2,6 | 2,2 |
Финно-угорская группа | 2,6 | 2,2 |
Самодийская группа | 0,0 | 0,0 |
Северокавказская семья | 1,1 | 2,1 |
Нахско-дагестанская группа | 0,8 | 1,7 |
Абхазо-адыгская группа | 0,3 | 0,4 |
Другие семьи, группы и неизвестные | 0,1 | 0,2 |
Всего | 100,0 | 100,0 |
* На языках этой последней ветви говорят лезгины, табасараны, агулы, рутульцы, цахуры, удины.
Народы индоевроп. семьи расселены почти по всей стране; алтайской — на Сев. Кавказе, в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке и в пограничных с Казахстаном р-нах; северо-кавказской — на Кавказе; уральско-юкагирскои — на севере и северо-западе России и в Поволжье, а также на Дальнем Востоке. В связи с неравномерным ростом числ. отд. народов и миграциями постоянно изменяется уд. вес народов, принадлежащих к разл. лингвистич. группам. Особенно падает уд. вес слав, группы и увеличивается уд. вес народов тюрк, и иран. групп. В России чётко выделяются три кр. историко-этнографич. обл. — Европ. часть России, Кавказ, Сибирь и Дальний Восток.
Европейская часть России. Наиболее многочисленны здесь три родственных народа, близкие в языковом и культурном отношении и принадлежащие по языку к восточнослав. подгруппе слав. группы: русские, украинцы и белорусы. Они составляют 85,3% всего нас. страны и расселены не только в Европ. части России, но и во мн. др. регионах. Из других слав, народов здесь живут поляки, чехи, болгары и нек-рые более мелкие группы, рассредоточенные по всей стране, но больше всего в кр. городах.
Неславянские народы Европ. части занимают преимущественно её периферийные терр.: часть сев. обл. (финно-угорские народы — карелы, вепсы, саамы, коми, коми-пермяки). Ср. Поволжье и Прикамье (финно-угорские народы — удмурты, марийцы, мордва, тюркоязычные народы — чуваши, татары и башкиры). На юго-востоке расселены монголоязычные калмыки. Почти повсеместно живут евреи и цыгане. Большинство этих народов издавна были соседями восточных славян и благодаря многовековому культурному общению сблизились с ними по своему хоз. и культурно-бытовому укладу.
Северный Кавказ. Наиболее сложный по нац. составу нас. (наряду с Поволжьем) район России. Сейчас здесь живёт св. 50 разл. народов; на сравнительно небольшой терр. расположены 8 респ., в т. ч. Дагестан, где живёт ок. 30 народов.
Народы Кавказа в своем большинстве относятся к трем языковым семьям: северокавказской (для народов этой семьи Кавказ является осн. местом обитания), алтайской (азербайджанцы, карачаевцы, балкарцы, кумыки, ногайцы и небольшие группы туркмен, или как они здесь называются — трух-мены; все они относятся к тюркской группе этой семьи) и индоевропейской, представленной четырьмя группами: армянской (армяне), греческой (греки), иранской (осетины, курды, таты) и славянской (русские и украинцы). Русские, числ. к-рых на Сев. Кавказе достигает 8 млн. чел., живут в Ставропольском и Краснодарском краях и в городах всех респ. Осн. часть украинцев (350 тыс. чел.) сосредоточена в Краснодарском крае (значительную часть русского и украинского нас. Сев. Кавказа образуют кубанские, гребенские и терские казаки).
Сибирь и Дальний Восток. Нас. Сибири и Дальнего Востока, в особенности таёжной и северной тундровой зоны, до вхождения региона в состав России (16—17 вв.) было весьма редким. Поток переселенцев из России, начавшийся вместе с освоением русскими южных р-нов Сибири, значительно возрос после реформы 1861 (отмена крепостного права в России) и особенно в связи со стр-вом в 1891—1916 Транссиб, железной дороги. После Окт. рев-ции освоение естественных богатств и развитие экономики привели к резкому увеличению числ. переселенцев (по сравнению с дореволюционным периодом нас. возросло здесь в три раза). Русские, а также украинцы и белорусы составляют 9/10 всего нас. Сибири и Дальнего Востока. Русских насчитывается ок. 23 млн. чел., украинцев — 1 млн. и белорусов — 200 тыс. Они образуют осн. часть жит. городов всего региона, а также большинство сел. нас. средней и южной части Сибири (особенно вдоль Транссиб, железной дороги); встречаются они и во всех сев. областях. Повышенный процент украинцев характерен для юга Приморского и Хабаровского краёв, Тюменской и Магаданской обл., респ. Саха (Якутия), белорусов — для юга Красноярского края, Тюменской, Иркутской и Кемеровской обл.
Сравнительно малочисленные коренные народы Сибири и Дальнего Востока (их общая числ. — немногим более 1 млн. чел.) размещаются на огромной терр., во много раз превышающей площадь больших европ. гос-в. Так, якуты живут в своей респ., площадь к-рой в шесть раз больше терр. Франции, а буряты образуют респ., к-рая по площади в полтора раза больше Великобритании.
Якуты говорят на одном из тюрк, языков. В районе Алтая и Саян живут говорящие также на тюрк, языках алтайцы, телеуты, шорцы, хакасы, тувинцы. Тюр-коязычны и живущие в разных р-нах Зап. Сибири т. н. сибирские татары. Язык бурят входит в монг. группу. Остальные малочисл. коренные народы Сибирско-Дальневосточного региона прежде (с середины 1920-х гг.) обычно объединяли под названием «малые народы Севера». В материалах переписи нас. 1970 эти этносы были отнесены к группе «народности Севера, Сибири и Дальнего Востока», а в материалах переписей 1979 и 1989 — к группе «Народности Севера»*. По языку они относятся к разным группам. На тюрк, языках говорят долганы и тофалары, финно-угорских — ханты и манси, самодийских — ненцы, нганасаны, энцы и селькупы, тунгусо-маньчжурских — эвенки, эвены, негидальцы, нанайцы, ульчи, орочи, ороки и удэгей цы, чукотско-камчатских — чукчи, коряки и ительмены, эскимосско-алеутских — эскимосы и алеуты, на изолированных языках — кеты и нивхи. Юкагиры стали включаться в качестве самостоятельной группы наряду с финно-уграми и самодийцами в урало-юкагирскую семью. Нивхов и юкагиров вместе с народами чукотско-камчатской семьи прежде включали в состав т. н. палеоазиатов, считавшихся потомками древнейшего аборигенного нас. Сев. Азии (иногда в эту группу включали кетов, а также эскимосов и алеутов). Чуванцы представляют собой смешанную группу, говорящую преимущественно на рус. языке.
* Наряду с малочисленными коренными народами Сибири и Дальнего Востока в эту группу входят саамы, живущие на Кольском п-ве. Один из народов группы - ненцы, живут на севере Азиатской и Европ. частей России.
Все коренные народы Сибири и Дальнего Востока находились до революции на низкой ступени социально-экономич. развития. В 1920—30-е гг. большая часть этих народов получила ту или иную форму нац. автономии (всего в Сибири и на Дальнем Востоке созданы пять респ., одна авт. обл., девять авт. округов). Многие народы, ранее ведшие кочевой или полукочевой образ жизни, в значительной мере перешли на оседлость. Однако в социально-культурном и экономич. развитии этих малочисленных народов было допущено немало ошибок. Экстремальные физико-географич. условия мест их расселения, научно не обоснованное вторжение в сев. регионы, богатые различными месторождениями полезных ископаемых, огромных масс людей из Европ. части России, привело к нарушению экологич. равновесия, что вызвало разрушение традиц. хоз-ва сев. народов.
Для большинства народов России характерно постепенное стирание внутренних различий (местных диалектов, локальных форм материальной и духовной культуры), развития процессов нац. консолидации, слияние родственных или близких по культуре этнографич. групп с осн. частью этноса. Одновременно с этим в результате терр. смешения народов, а также роста числа смешанных в нац. отношении браков (по данным переписи 1989, 15% всех семей в стране были смешанными в нац. отношении, в т. ч. среди гор. нас. — 18,1 и сельского — 9,2%) ускоряются темпы культурно-бытового сближения всех народов.
Деформация общественного развития, начавшаяся вскоре после революции, впоследствии пагубно отразилась и на межнац. отношениях. Успехи, присущие начальному этапу формирования многонац. гос-ва, были существенно ослаблены или даже подорваны нарушениями законности в период культа личности Сталина, идеологией и психологией застоя. Абсолютизировались достигнутые результаты в решении нац. вопроса, утверждались представления о беспроблемности нац. отношений. Негативные явления, к-рые накапливались десятилетиями, долгое время игнорировались. Не учитывались потребности социально-экономич., культурного развития как отд. республик и авт. образований, так и нац. групп, живущих за пределами своих респ. или авт. образований или не имеющих таковых.
Адм.-командная система ограничивала самостоятельность респ., их суверенитет во многом стал формальным. Одной из серьёзных причин обострения нац. проблем явились массовые репрессии, в особенности переселения целых народов из мест их традиц. жительства в др. респ. и регионы. Такая участь постигла калмыков, карачаевцев, балкарцев, чеченцев, ингушей, крымских татар, турок-месхетинцев, немцев; политика насильственного переселения отразилась на судьбе корейцев, греков, курдов, поляков, прибалт, народов и др. Трагические потери в период культа личности понесли все без исключения народы.
После 20-го съезда КПСС (1956) репрессивные меры, направленные против ряда народов, были осуждены и отменены, однако не во всех случаях были устранены последствия допущенного беззакония. Всё это приводило к общественной неудовлетворенности отдельных народов или их групп, к-рая приобретала порой конфликтный характер (события в Нагорном Карабахе, Абхазии, Ферганской долине и нек-рых др. р-нах). С распадом СССР появились новые очаги напряжённости (Приднестровье, Крым, Таджикистан и др. регионы). Сепаратистские устремления стали расти в ряде нац. образований России. Вместе с тем межнац. трения используются в ряду случаев как одно из средств достижений групповых или личных интересов представителей антидемократических кругов.
С провозглашением перестройки нашего общества, демократизации и гласности впервые были обнажены негативные явления в области нац. отношений и созданы необходимые предпосылки для их демократич. преодоления. На первый план выводятся следующие направления нац. политики: совершенствование Рос. Федерации, наполнение её реальным политич. и экономич. содержанием; расширение прав и возможностей всех видов нац. автономии; обеспечение равных прав каждому народу, удовлетворение специ-фич. интересов каждой национальности; создание условий для свободного развития нац. языков и культур; укрепление гарантий, исключающих ущемление прав граждан по нац. признаку; утверждение в межнац. общении взаимного уважения, историч. традиций и национальной специфики, учёт экономич. и духовных интересов каждого народа.
В новом законодательстве России более полно отражены принципы самоуправления и представительства народов в органах власти в центре и на местах. Нац. группы, проживающие за пределами своих гос.-терр. образований или не имеющие их, получают больше возможностей для реализации нац.-культурных запросов, особенно в сфере образования, общения, нар. творчества, а также создания очагов нац. культуры, использования средств массовой информации, удовлетворения религ. потребностей. Важные шаги сделаны в области свободного развития и равноправного использования всеми гражданами родных языков. В ряде респ. языки осн. нас. объявлены гос. языками. В то же время законодательно закреплено в целях обеспечения общегос. задач признание рус. языка на терр. России офиц. языком. Верховный Совет Рос. Федерации в июле 1991 принял специальный закон о репрессированных народах. Особо важное значение имеет «Федеративный договор (договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеративными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации)», заключенный в марте 1992 и впоследствии ставший составной частью Конституции России.