Инструменты анализа международной торговли

При анализе международной торговли используют такие инструменты:

- условия торговли;

- эластичность экспорта и импорта;

- эффекты дохода и замещения;

- типы экономического роста.

Условия торговли (terms of trade) — соотношение экспортных и импортных цен определенного товара, страны в целом, группы стран.

Соотношение цен может быть выражено через соотношение экспортных и импортных цен на определенный товар, если интерес представляет только данный товар, или через соотношение индекса экспортных и индекса импортных цен в целом, если изучается внешняя торговля всеми товарами. Если Рх — индекс экспортных цен, Рim — индекс импортных цен, Qx —количественный объем экспорта, Qim—количественный объем импорта, RS — относительное предложение товаров на экспорт и RD— относительный спрос на импортные товары, то графически условия торговли представляются следующим образом (рис. 6.4).

 
  Инструменты анализа международной торговли - student2.ru

Рисунок 6.4 - Условия торговли

Условия торговли, как экономический показатель, могут принимать следующие основные формы:

- Товарные или чистые бартерные условия торговли (commodity, net barter terms of trade) — соотношение экспортных и импортных цен определенного товара или индекса экспортных и импортных цен в целом.

ТоТ = Рx/Рim (6.22)

- Доходные условия торговли (income terms of trade) — индекс, показывающий потенциал страны импортировать товары за счет выручки, получаемой от экспорта в целом. Он вычисляется как товарные условия торговли, умноженные на количественный индекс экспорта (Qx - Его рост показывает, что в силу растущих доходов от экспорта импортный потенциал увеличивается.

Инструменты анализа международной торговли - student2.ru (6.23)

- Факторные условия торговли (factor terms of trade) — индекс, связывающий импортные цены с производительностью одного или нескольких факторов производства и показывающий, какое количество импорта может быть получено на единицу роста производительности в экспортных секторах. Он вычисляется как товарные условия торговли, умноженные на индекс производительности экспортных отраслей (Qх) или на частное индекса производительности экспортных отраслей в данной стране и индекса производительности экспортных отраслей в стране, из которой импортируются товары (Qx/Qim).

Инструменты анализа международной торговли - student2.ru (6.24)

Тенденции развития различных индексов условий торговли могут не совпадать.

Эластичность импорта (import elasticity) — изменение спроса на импорт, вытекающее из изменения условий торговли.

Eim = DIM (%) / D P (%) (6.25)

Если Eim > 1, это значит, что падение цены на импортные товары на 1% привело к росту спроса на них более чем на 1%. Поэтому в этом случае спрос на импорт считается эластичным. Если Eim < 1, это значит, что падение цены на импортные товары на 1% привело к росту спроса на них менее чем на 1%. Поэтому в этом случае спрос на импорт является неэластичным

Эластичность экспорта (export elasticity) — изменение предложения товаров на экспорт, вытекающее из изменения условий торговли.

Ex = DX (%) / D P (%) (6.26)

Если цена импорта падает на 1% (условия торговли улучшаются на 1%), то эластичность импорта увеличивается на Еx процентов, а эластичность экспорта — на Ех процентов. Эластичность, равная 1 (падение цены импорта на 1%, приведшее к росту спроса на импорт на 1%), обусловливает и увеличение предложения товаров на экспорт также на 1%. Это значит, что:

Еim -1=Еx. (6.27)

Как видно, эластичность спроса на импорт и эластичность предложения товара на экспорт — две стороны одной медали и тесно связаны друг с другом. Высокая эластичность обычно свидетельствует о существовании в той или иной области развитого рыночного механизма, позволяющего производителям быстро реагировать на изменения цен. Низкая эластичность обычно ведет к серьезным экономическим проблемам.

Эффекты дохода и замещения.Любое изменение условий торговли означает какое-либо движение экспортных или импортных цен. В результате доходы торгующей страны либо увеличиваются, если условия торговли улучшаются, либо сокращаются, если условия торговли ухудшаются. Изменение уровня доходов, в свою очередь, непосредственным образом влияет на уровень спроса, в том числе и на импортные товары.

Предположим, что производство страной товаров 1 и 2 находится в точке Е и страна импортирует товар 2 по относительной цене, показанной линией I (рис. 6.5). Потребление находится на кривой безразличия Y1 в точке А.

Инструменты анализа международной торговли - student2.ru

Рисунок 6.5 - Эффект замещения и эффект дохода

Происходит падение цены на импортный товар 2, условия торговли улучшаются (линии III или II), спрос на него возрастает, производство остается прежним, а потребление перемещается в точку В на более высокой кривой безразличия Y2.

Движение спроса от А к В может быть разбито на две части:

АС — эффект замещения (substitution effect), когда спрос перемещается вверх по прежней кривой безразличия, показывая, что потребители готовы заместить импортные товары местными или, наоборот, местные товары — импортными;

СВ — эффект дохода (income effect), коща спрос переходит на иную кривую безразличия, показывая, в какой степени рост реальных доходов отразился на увеличении спроса на оба товара.

Экономический рост с точки зрения его воздействия на международную торговлю может быть:

- нейтральным;

- экспорторасширяющим;

- импортозамещающим.

Экспорторасширяющий рост (export-biased growth) — расширение производства товара, который страна экспортирует, ведущее к ухудшению условий торговли страны в пользу ее торговых партнеров.

Импортозамещающий рост (import-biased growth) — расширение производства того товара, который страна импортирует, ведущее к улучшению условий торговли страны по отношению к ее торговым партнерам.

Таблица 6.4 - Воздействие экономического роста на условия торговли отдельной страны

Тип роста В стране В остальном мире
Экспорторасширяющий Ухудшает ее условия торговли Улучшает условия торговли других стран
Импортозамещающий Улучшает ее условия торговли Ухудшает условия торговли других стран

Нейтральный рост торговли (neutral trade growth) — увеличение физического объема международной торговли без изменения условий торговли между странами.

Эффект перераспределения доходов.Изменение масштабов международного спроса происходит главным образом в результате перераспределения доходов между странами. Такое перераспределение происходит в результате выплаты послевоенных репараций побежденной страной стране-победительнице, предоставления безвозмездной международной помощи со стороны развитых стран развивающимся странам. С известными ограничениями перераспределением доходов может считаться и предоставление межгосударственных займов. До тех пор пока не наступило время погашения займов, суммы средств, переданные одной страной другой в качестве займа, несут на себе все черты перераспределения доходов.

Только непропорциональное распределение доходов, переданных первой страной второй, может оказать воздействие на условия торговли. Допустим, что первая страна склонна тратить относительно больше на товар 1, чем вторая страна (рис. 6.6).

Инструменты анализа международной торговли - student2.ru

Рисунок 6.6 - Влияние перераспределения доходов на условия торговли

В результате перераспределения доходов от первой страны во вторую произойдет сдвиг кривой относительного спроса влево от RD к RD'. Это приведет к падению относительной цены товара 1 с (Р12) до (Р12)', что ухудшит условия торговли для первой страны, поскольку первая страна является экспортером товара 1, и улучшит их для второй страны

Влияние перераспределения доходов на условия торговли: если страна-донор имеет более высокую предельную склонность к расходам на свой экспортный товар, чем страна-получатель, то передача доходов ухудшает условия торговли страны-донора; если же страна-донор имеет более низкую предельную склонность к расходам на свой экспортный товар, чем страна-получатель, то передача доходов улучшает условия торговли страны-донора.

При увеличении дохода спрос на различные типы товаров возрастает неравномерно. На уровне семейных бюджетов эту закономерность в XIX веке открыл немецкий экономист Эрнст Энгель.

Закон Энгеля (Engel rule) — при постоянных ценах и демографических переменных (размер, состав семьи) увеличение дохода приводит к снижению доли потребительских расходов на предметы первой необходимости и росту доли расходов на предметы роскоши.

Инструменты анализа международной торговли - student2.ru (6.28)

Где h — эластичность спроса по доходу,

Dі — прирост спроса на товар i (в %),

Іі— прирост дохода, приведший к увеличению спроса на товар i (в %).

Если hі < 1, то по мере роста дохода доля товара i в объеме спроса сокращается, если hі > 1, то доля товара увеличивается.

Эффект Энгеля (Engel effects) — абсолютные изменения долей отдельных товаров в суммарном спросе (hі-1).

Если hі > 1, то товары условно относят к предметам роскоши (luxuries). Это большинство товаров длительного пользования. Если hі < 1, то товары относят к предметам первой необходимости (staples). Это в основном продовольственные товары.

Последствия закона Энгеля для международной экономики заключаются в том, что при росте дохода страны вследствие его перераспределения возрастет спрос на товары длительного пользования и другие предметы роскоши и, как следствие, их цены.

Закономерность изменения в спросе в результате сдвигов в уровне доходов установил шведский экономист Стаффан Линдер, который рассматривал причинные связи в цепочке «доход — предпочтения — технология — внешняя торговля».

Гипотеза преобладающего спроса Линдера (binder's representative demand) — страна экспортирует те товары, удельный вес которых велик в ее собственном потреблении.

Формы торговли

Формы международной торговли

1) в зависимости от специфики регулирования:

- обычная торговля – отсутствуют торговые и торгово-экономические соглашения между странами, используются повышенные таможенные ставки и вводятся разнообразные ограничения;

- в соответствии с режимом наибольшего благоприятствования – существуют привилегии и льготы, которые распространяются на всех членов ВТО;

- преференциальная – одно государство предоставляет льготы другому или группа стран предоставляет льготы другим некоторым странам;

- дискриминационная - осуществляется в условиях реализации ограничительных мероприятий, которые разрешаются ООН в отношении стран, нарушающих нормы международного права. В этом случае используются такие механизмы как эмбарго, торговая блокада, торговый бойкот и др.

2) в зависимости от отношений между контрагентами, которые складываются в результате осуществления операций:

- традиционная торговля (торговля свободными товарными ресурсами) – это экспорт (импорт) товаров, по которым: нет предварительно оговоренных обязательств в рамках соглашений по специализации, кооперации, компенсационным сделкам; связи кратковременны и ограничены сроками, указанными в контрактах; выбор партнеров осуществляется в соответствии с рыночными принципами торговли;

- в рамках кооперационных соглашений предполагает: предварительное согласование сторонами условий деятельности; наличие в качестве непосредственных субъектов производственной кооперации промышленных предприятий различных стран; координацию хозяйственной деятельности предприятий-партнеров в определенных сферах деятельности; распределения между партнерами задач в рамках согласованной программы в соответствии с целями кооперационного соглашения; осуществление взаимных или односторонних поставок товаров в соответствии с согласованным графиком; долгосрочность и стабильность взаимоотношений.

- компенсационная (встречная и товарообменная) –обмен согласованными товарами с возможной частичной денежной компенсацией разницы в стоимости товаров, при которой реализуются встречные обязательства, т.е. одна из сторон соглашения компенсирует четко обозначенным в договоре способом и в определенных размерах конкретные действия другой стороны;

- арендная торговля заключается в реализации специфических отношений продавца (экспортера) и покупателя (импортера) и предполагает: реализацию соглашения при посредничестве специализированной лизинговой компании, как правило; участие заинтересованных сторон (лизинговая компания, арендатор (импортер), поставщик (экспортер)) из различных стран; наличие момента перехода права собственности на объект соглашения (финансовый лизинг) либо его отсутствие (оперативный лизинг).

3)в зависимости от особенностей предмета торговли:

- сырьевыми товарами осуществляется на основе реализации международных товарных соглашений, на организованных товарных рынках (товарные биржи, аукционы), в результате организации оптовых продаж.

- промышленными товарами производственного и непроизводственного назначения;

- продукцией интеллектуального труда - осуществляется в двух формах: в виде торговли патентами и лицензиями и торговли научно-техническими услугами (инжиниринг);

- услугами.

Методы торговли

В международной торговле используются два основных метода торговли:

1. Прямая

2. Непрямая (косвенная):

2.1. через посредников (торгово-посреднические компании, лизинговые компании),

2.2. через организованные товарные рынки (товарные биржи, международные торги, международные аукционы, международные выставки и ярмарки).

Выбор метода международной торговли определяется:

- масштабом производства,

- особенностями продукции,

- особенностями региональных рынков потребления,

- участием государства в международном разделении труда,

- традициями торговли.

Прямой методпредполагает установление прямых связей между производителем (поставщиком) и конечным потребителем, т.е. поставку товаров производителем непосредственно конечному потребителю или закупку их потребителем непосредственно у самостоятельного производителя на основе договора купли- продажи.

Прямые методы торговли целесообразно использовать, если:

- значительны объемы реализуемых товаров и расходы на сбыт малы в расчете на единицу реализованного товара;

- потребители расположены концентрированно на определенных территориях;

- товар требует высокоспециализированного сервиса;

- имеется сеть собственных складов на рынках, где осуществляются наибольшие продажи;

- в силу специфики товара необходимы частые контакты покупателя с продавцом;

- товар узкоспециализированный.

Косвенный метод предполагает покупку и продажу товаров через торгово-посредническое звено на основе заключения специального договора (соглашения) с торговым посредником, который предусматривает выполнение последним определенных обязательств в связи с реализацией товара продавца.

Косвенные методы торговли целесообразно применять, если:

- потребители товара рассредоточены географически и их много в различных секторах экономики;

- необходима мощная сбытовая сеть, однако у организации отсутствуют ресурсы на ее содержание и ее содержание в силу незначительной разницы между проданной ценой и себестоимостью экономики нецелесообразно;

- транспортные расходы существенно снижаются в случае поставки партии товаров ограниченному количеству оптовых торговцев, которые способны организовать частые и срочные поставки товаров потребителям.

В осуществлении косвенной торговли на международном уровне принимают участие посредники – это юридически и хозяйственно независимые от производителя и потребителя товаров организации (государственные и частные), действующие с целью извлечения прибыли, получаемой за счет разницы между ценами закупки товаров и ценами реализации, либо в виде вознаграждения за предоставленные услуги по продвижению товаров на внешние рынки.

В качестве сбытовых посредников выступают:

1) экспортные организации, специализирующиеся по продукту или рынку и совершающие сделки с экспортером товара на его территории;

2) торговые дома – экспортные организации универсального характера с большим оборотом;

3) представители заграничных оптовых покупателей (торговых концернов, крупных промышленных предприятий), чьей задачей является создание надежных источников снабжения в стране пребывания;

4) зарубежные посредники, в том числе импортирующие оптовые организации, т.е. юридически самостоятельные оптово-закупочные компании, стремящиеся к обеспечению длительных прямых связей со своими зарубежными поставщиками и получению от последних специальных прав и преференций; импортные посредники, являющиеся посредниками между производителями и оптовыми торговыми предприятиями; транзитные торговые предприятия.

Функции посредников во внешней торговле:

- предоставляют разнообразные услуги, связанные с операциями по организации сбыта (проведение исследований рынков и осуществление рекламных компаний, поиск контрагентов, заключение сделок от имени продавца), транспортно-складскими, техническими, финансовыми и страховыми операциями;

- в ряде случаев выполняют производственные операции, связанные с обработкой закупаемых и реализуемых ими товаров;

- имеют, как правило, собственную материально-техническую базу — склады, демонстрационные залы, розничные магазины.

Использование торговых посредников создает для участников международной торговли следующие преимущества, что и обусловливает их важную роль в международной торговой практике:

- фирма-экспортер не вкладывает каких-либо значительных средств в организацию сбытовой сети на территории страны импортера, поскольку торгово-посреднические фирмы обычно имеют собственную материально-техническую базу (складские помещения, демонстрационные залы, ремонтные мастерские), а иногда и свои розничные магазины;

- экспортер освобождается от многих забот, связанных с реализацией товара (доставка в страну импортера, сортировка и упаковка, подбор по ассортименту, приспособление к требованиям местного рынка);

- капитал торгово-посреднических фирм используется для финансирования сделок на основе как краткосрочного, так и среднесрочного кредитования. Успешность многих организаций определяется устойчивостью деловых связей торгово-посреднических фирм с банками, транспортно-экспедиторскими и страховыми компаниями;

- возникает возможность выхода на рынки некоторых товаров, которые полностью монополизированы торговыми посредниками и созданы препятствием для прямых контактов с потребителями.

Существенным недостатком использования косвенных методов торговли является отсутствие непосредственных контактов с покупателями и зависимость экспортера от деятельности торгового посредника.

Наши рекомендации