Для того щоб розпочати роботу над образом головного героя я пропоную вам розгянути даймонд (пояснення - Даймонд – творча робота, семирядковий вірш.
Алгоритм складання:
Перший та останній рядки – іменники-антоніми.
Другий рядок – 2 прикметника чи дієприкметника, що відносяться до першого іменника.
Третій рядок – 3 дієслова, що відносяться також до першого іменника.
Четвертий рядок – два протилежних за змістом непоширених речення, в якості підметів виступають іменники з першого та останнього рядків.
П'ятий та шостий рядки – дзеркально повторюють 2-ий та 3-ій, тільки відносяться вже до останнього іменника.)
Гобсек
Досвічений, проникливий,
Пригнічує, злить, страшить,
Гобсек досвічений. Дервіль наївний,
Мислить, старається, боїться,
Недосвічений, наївний,
Дервіль
Я пропоную Вам також скласти вам даймонд.
(Далі відбувається представлення даймондів, за бажанням – індивідуальна ф-ма інтерактивного навчання).
- Я так бачу, що вам притаманні негативні емоції стосовно Гобсека.
- А чи сподобалось вам складати даймонди? (так/ні).
- А чому? ( бо, зацікавлює, творча робота, всі стараються проявити себе).
3. Перегляд відео фрагменту:
Слово вчителя:
- А зараз я вам пропоную проглянути відео-фрагмент із фільму “Гобсек”. Це французько-російський фільм, 1987року. Якщо у вас буде бажання, ви зможете його вдома подивиться.
Обоговорення:
- Скажіть, а які почуття у вас виникли під час перегляду відео? (моторошно, неприємно).
- Як на вашу думку чи зміг актор передати сутність Гобсека (Так, бо зіграв переконливо, повірили, що Гобсек живий переді мною).
- Цей фрагмент допоможе нам проаналізувати твір.
4.Аналіз художнього тексту:
Колективна форма інтерактивного навчання.Метод – 6 капелюхів
Слово вчителя:
-Отож давайте ж спробуємо зясувати який же головний герой.Але це ми зробимо у нестандартний спосіб. На дошці ви бачите розміщено 6 картинок капелюхів. За цими капелюхами ми будемо аналізувати образ Гобсека.Працюємо таким чином – ви говорите свої думки і підкріплюєте цитатми з тексту.
Перший капелюх білий – інформація:
Бесіда:
-Pозкажіть мені хто ж це такий Гобсек. (лихвар, дуже жадібна людина).
-Опишіть його зовнішність(“его желтоватая бледность напоминала цвет серебра, с которого слезла позолота. Волосы у моего ростовщика были совершенно прямые, всегда
аккуратно причесанные и с сильной проседью - пепельно-серые. Черты лица,
неподвижные, бесстрастные, как у Талейрана, казались отлитыми из бронзы.
Глаза, маленькие и желтые, словно у хорька, и почти без ресниц, не выносили
яркого света, поэтому он защищал их большим козырьком потрепанного картуза.
Острый кончик длинного носа, изрытый рябинами, походил на буравчик, а губы
были тонкие, как у алхимиков и древних стариков на картинах Рембрандта и Метсу. Говорил этот человек тихо, мягко, никогда не горячился”).
- зверніть увагу на те, як Дервіль характеризує його вік (“я никогда не мог понять, состарился ли он до времени или же хорошо сохранился и останется
моложавым на веки вечные”).
-Вас це не наштовхнуло на думку, що такий, як Гобсек, кого хоч переживе?
- А як же Дервіль називає Гобсека? (человек-вексель).
- А ви звернули увагу на те,як він виражав емоції?(“К вечеру человек-вексель становился обыкновенным человеком, а слиток металла в его груди - человеческим сердцем. Если он бывал доволен истекшим днем, то потирал себе руки, а из глубоких морщин,
бороздивших его лицо, как будто поднимался дымок веселости, - право,
невозможно изобразить иными словами его немую усмешку, игру лицевых
мускулов, выражавшую, вероятно, те же ощущения, что и беззвучный смех
Кожаного Чулка. Всегда, даже в минуты самой большой радости, говорил он
односложно и сохранял сдержанность”).
-Ви сказали, що Гобсек – людина- вексель. Доведіть це.
· (Він жадібний – не хотів бачитись із родичами –“Этот странный человек ни разу не пожелал увидеть ни одной из представительниц четырех женских поколений, составлявших его родню. Он ненавидел своих наследников и даже мысли не допускал, что кто-либо завладеет его состоянием хотя бы после его смерти”).
· (Він розумів життя. Його з дитинства мама пристроїла юнгою на корабель –“Мать пристроила его юнгой на корабль, и в десятилетнем возрасте он отплыл в голландские владения Ост-Индии, где и скитался двадцать лет. Морщины его желтоватого лба хранили тайну страшных испытаний, внезапных ужасных событий, неожиданных удач, романтических превратностей, безмерных радостей,голодных дней, попранной любви, богатства, разорения и вновь нажитогобогатства, смертельных опасностей, когда жизнь, висевшую на волоске, спасалимгновенные и, быть может, жестокие действия, оправданные необходимостью. Он всеперепробовал, чтобы разбогатеть, даже пытался разыскать пресловутый клад -золото, зарытое племенем дикарей где-то в окрестностях Буэнос-Айреса. Онимел отношение ко всем перипетиям войны за независимость Соединенных Штатов.Но об Индии или об Америке он говорил только со мною, и то очень редко, ивсякий раз после этого как будто раскаивался в своей "болтливости". Есличеловечность, общение меж людьми считать своего рода религией, то Гобсекаможно было назвать атеистом”).
(Завершення роботи з білим капелюхом)
Жовтий капелюх - логічний позитив:
Слово вчителя:
- А тепер переходимо з вами до жовтого капелюха. Це позитив. А чи можете ви щось позитивне знайти в Образі Гобсека?
(Ні) – Чому ж так категорично. Я з вами не погоджуюсь. Згадайте фрагмент, ви зачитували, про те, що він усе перепробував, щоб розбагатіти.Чи звернули ви увагу на те, що розбагатівши Гобсек не зламався, він не розтринькавгроші, як той же Макс де Трай чи анастезі де Ресто. Він досить рано зрозумів, яку вагу вони відіграють.
- Згадайте відео-фрагмент, знайдіть цей фрагмент в тексті – прочитайте його –“А у кого жизнь может быть такой блистательной, как у меня? - сказал
он, и взгляд его загорелся, - Вы молоды, кровь у вас играет, а в голове от
этого туман. Вы глядите на горящие головни в камине и видите в огоньках
женские лица, а я вижу только угли. Вы всему верите, а я ничему не верю. Ну
что ж, сберегите свои иллюзии, если можете. Я вам сейчас подведу итог
человеческой жизни. Будь вы бродягой-путешественником, будь вы домоседом и
не расставайтесь весь век со своим камельком да со своей супругой, все равно
приходит возраст, когда вся жизнь-только привычка к излюбленной среде. И
тогда счастье состоит в упражнении своих способностей применительно к
житейской действительности. А кроме этих двух правил, все остальные -
фальшь. У меня вот принципы менялись сообразно обстоятельствам, приходилось
менять их в зависимости от географических широт. То, что в Европе вызывает
восторг, в Азии карается. То, что в Париже считают пороком, за Азорскими
островами признается необходимостью. Нет на земле ничего прочного, есть
только условности, и в каждом климате они различны. Для того, кто
волей-неволей применялся ко всем общественным меркам, всяческие ваши нравственные правила и убеждения - пустые слова. Незыблемо лишь одно-единственное чувство, вложенное в нас самой природой: инстинкт самосохранения. В государствах европейской цивилизации этот инстинкт именуется личным интересом. Вот поживете с мое, узнаете, что извсех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоилочеловеку гнаться за ним, Это... золото. В золоте сосредоточены все силычеловечества. Я путешествовал, видел, что по всей земле есть равнины и горы. Равнины надоедают, горы утомляют; словом, в каком месте жить - это значения не имеет. А что касается нравов - человек везде одинаков: везде идет борьба
между бедными и богатыми, везде. И она неизбежна. Так лучше уж самому
давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили. Повсюду мускулистые люди
трудятся, а худосочные мучаются. Да и наслаждения повсюду одни и те же, и
повсюду они одинаково истощают силы; переживает все наслаждения только одна
утеха -тщеславие. Тщеславие! Это всегда наше "я". А что может удовлетворить
тщеславие? Золото! Потоки золота. Чтобы осуществить наши прихоти, нужно
время, нужны материальные возможности или усилия. Ну что ж! В золоте все
содержится в зародыше, и все оно дает в действительности.”)
-З позиції свого особистісного інтересу у Гобсека прослідковується позитивні риси характеру – він вірний своїй ідеї, не дозволяє іншим себе давити, керує іншими людьми, а головне- керує грошима. Ось на мою думку, що є позитивного в образі Гобсека, але все ж таки знову з позиції особистісного інтересу.
Чорний капелюх – критика:
Дискусія:
- Дивіться я вам спробувала довести, що Гобсек не настільки поганий, як здалось на перший погляд. А довить, що все-таки він негативний.( все- таки не можна однозначно сказати. Що гобсек керує грошима, гроші теж ним керують. Він робить все, щоб іх зберегти і приумножити. Згадаємо його думки про Фанні Мальво- “по-настоящему добродетельным, Я как будто вступил в атмосферу искренности, чистоты душевной, и мне даже как-то стало легче дышать. Бедная простушка! Она во что-то верила: над изголовьем ее немудреной деревянной кровати висело распятие, украшенное двумя веточками букса. Я почти умилился. Я готов был предложить ей денег взаймы всего лишь из двенадцати процентов, чтобы помочь ей купить какое-нибудь прибыльное дело. "Ну нет! - образумил я себя. - У нее, пожалуй,