Обобщение стихийных сценариев
Описанный выше материал позволяет построить первое приближение нормативного пространства соотношения ученика и ребенка, упро-щенное описание пространства формирования ученика в условиях стихийного развития нормы в существующей школе. Сценарии формирования ученика, связанные с нормами семьи, наиболее характерны для первого включения в школу. В этот момент учитель дублирует родителя.
Первичные сценарии оформляют нормативные стратегии поведения ребенка на уроке. Вторичные сценарии носят необратимый развивающий характер. Стабильность первичных сценариев задается устойчивостью учителя, а подвижность вторичных определяется развитием ученика. В первом случае основополагающее отношение «учитель – ученик», которому препятствует отношение «взрослый – ребенок» как в учителе, так и в ученике; во втором «ученик – ребенок».
Таким образом, школа, особенно начальная, становится неявным продолжением семьи. Школа как метасемья, в которой у ребенка появляется «новая мама», а класс в целом может напоминать многодетную семью. Особенно это касается частных школ с малыми классами. В таких шкалах родители, сами того не желая, формулируют психический заказ на «хорошую семью» для своего ребенка в школе.
В первичных сценариях отношение «учитель – ученик» подчинено тому, какую норму имеет учитель и ученик. Здесь возникает пространство-распределение в виде сетки соотношений: учитель-опекун с учеником-опекаемым, исполнителем, помощником, фантазером; учитель-диктатор с теми же, затем учитель-помощник и фантазер.
Во вторичных сценариях происходит размежевание стратегий. Коллектив как вариант вторичного сценария выдвигает на первый план взаимодействие «ученик – другой ученик». К такому сценарию склонен ученик из нормы помощи на уроке учителя-помощника. В других случаях этот сценарий «уходит» из школы.
Сценарий «Интерес» выдвигает на первый план соотношение «ученик – ребенок» в самом человеке. Учитель-фантазер вскрывает интересы детей, раскрывая, таким образом, соотношение «ученика и ребенка», срывая защиту личности. В этом случае доминирует прятание учеником и ребенком своего «я» и охота за ним учителя-фантазера.
Вторичные сценария создают в нише новые психические пространства для ребенка, однако часто это чуждо школе.
Сценарии «Карьера» и «Богатство» ломают внешнее проявление личности ребенка, подчиняя формуле поведения ученика. К этому тяготеют дети-опекаемые на уроке опекуна и дети-исполнители на уроке диктатора. В этом случае возникает феномен многослойного интереса.
Такие связи образуют переходы от сценариев первичных ко вторичным. Таким образом, от первичного пространства, где в ребенке есть разные пропорции разных норм, но существует первичный универсализм, мы переходим к пространству стихийного развития вторичных сценариев, где нормативные сценарии сменяются новыми.
В сценарии «Коллектив» динамика развития отношений между учениками происходит по мере развития коллектива через его три стадии, это дополняется нишей, которую тяготеет занять ребенок с определенной нормой. Отметим, что туг ученик как «я» пропадает перед коллективным целым, являющимся своеобразным «псевдоучеником».
В сценарии «Интерес», благодаря вскрытию отношения «ученик – ребенок», возникает расщепление интереса на внутреннюю и демонстративную сторону, что закладывает в учеников, оставленных возле себя учителем-фантазером, качества фантома.
Сценарии «Карьера» и «Богатство» существенно принижают роль ребенка, и ученик подавляет свое «я» ребенка, подчиняет его форме поведения ученика, и ребенок перестает проявляться, сублимируется, уходит в подсознание.
Таким образом, ученик формируется во внешнем для него пространстве, ином для его нормы ребенка: в норме его учителя, нише в коллективе, системе интересов. Но, осознав стержень самого себя как ученика, он проходит процесс интериоризации процесса обучения в структуру ученика. Затем пространство ученика меняется в том, что ученик, сформировавшись, начинает осваивать те блоки сценариев, которые вокруг него есть, но в стержень личности не вошли. В этом третичном сценарии он пытается дополнить свои личные стратегии альтернативными.
В сценариях «Карьера» и «Богатство» ребенок проходит путь, положенный в современном ему обществе, получая, таким образом, приобщение к культуре и конформизм мировоззрения. Вторичный же сценарий направляет ученика в поиски своего пути и места в жизни, взращивает маргинала.
Таким образом, третичный сценарий связан с тем, что его проходит человек как ученик, направление сценария зависит от того, что доступно ученику к его окружению и в чем он считает собственную стратегию неполноценной. Способ освоения может быть дополнительным (поиск недостающего), может быть защитным (избежать ситуаций, в которых ученик слаб).
Отметим, что третичные сценарии самим учеником направляются не на снятие собственных структур, а на освоение через эти структуры новых способов поведения.
Описанная выше топика пространства ученика упрощена, так как у каждой нормы и типа в каждом сценарии есть свои проблемы с запуском и включением, с процедурой и процессом, результатом и завершением, с удовлетворением и оценкой.