Типы прочтения и структура диалога как принцип реорганизации материала по литературе

Электронное учебное пособие предполагает модели чтения пяти типов (подробно описаны в прилагаемой монографии В. В. Николина «Человек будущего в системе образования»). Это чтение читателя, чтение критика, чтение героя, чтение автора и, наконец, чтение соавтора. Программа позволяет с помощью несложных технических средств через специально подобранные тексты школьной программы и соответствующее сопровождение тестами и вопросами, а также средой оболочки продемонстрировать и научить определенным типам чтения. Есть несколько уровней сложности. Первоначально изучается отдельный тип. Затем производится комбинирование типов, и, наконец, дается текст, который можно читать всеми типами сразу, далее проводится анализ учеником типов. Анализ проводится и на более ранних этапах, прежде всего это умение определять и воспроизводить тип текста.

Аналогично предполагается работа с видео. В монографии дается пример, как организуется диалог на текстах, в частности в начальной школе организуется диалог соавторства, его принцип восходит к принципу сочинения сказок по Джанни Родари. Сказка рассказывается, а потом ребенок придумывает продолжение, после чего возможно продолжение «настоящее», которое тяготеет к определенному типу чтения и т. д. Приведем пример работы с видео.

Напомним, что для типа 1, чтения читателя, наиболее подходит детектив. Например «Чисто английское убийство», «Девять негритят». Ученику сразу бросается в глаза разница первого и второго просмотра (прочтения) фильма. В качестве диалога героя предполагается И. С. Тургенев, для диалога критика необходимо использовать критиков традиционных, но различных направлений, а также фрагменты учебника, так как учебник пишется преимущественно с позиций критика, сюда же входят некоторые произведения Н. С. Лескова (например «В никуда»), а также фильм «Русский роман». Для авторского диалога рекомендуются тексты А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, тексты последнего прекрасно проанализированы М. М. Бахтиным, что используется в оболочке. Фильм этого уровня – «Форрест Гамп» и «Время печали еще не пришло».

Программа электронного учебника не в состоянии пока анализировать тип прочтения самостоятельно, но может названный текст анализировать по структуре названного типа чтения, так что ученики могут экспериментировать и анализировать текст не по его типу…

На основе типа прочтения строится и тип диалога, который в дальнейшем может использоваться в других оболочках и электронных учебниках. Имеются в виду разные фреймовые структуры типа: если задан вопрос, то компьютер либо отвечает, либо просит прояснить вопрос. Ответ на вопрос может быть либо содержательным, либо эмоциональным, т. е. метафорически-образная аналогия как ответ в случае ниши «реакция на ответ».

Напомним структуру диалога: вопрос – реакция на вопрос – ответ – реакция на ответ, а также искажения диалоговой структуры коммуникации в нормативном поведении (подробнее в монографии В. В. Николина «Сценарии формирования ученика»). А также динамическая структура диалога, подразумевающая разные типы реакции и ответа на вопрос у разных норм: новичок – состояние додействия, старичок – последействие, игрок – содействие и коллекционер – предействие. Исходя из этого возникают разные структуры взаимодействия ученика и компьютера и возможна реализация психотренинга норм поведения и интересов деятельности в диалоге с компьютером. Кроме того, возможно выявление нормативного типа пользователя и переход программы на соответствующий режим диалога автоматически.

Пример диалога героя. Сопоставление Обломова и Онегина. Оказывается, что Обломов – это Онегин полвека спустя. Обломов одет, как Онегин, только у него это выглядит как старье, а на Онегине как модное. Оба встают в обед, спят днем. Наконец, оба имеют одинаковое отношение с литературой. Онегин, приехав за полночь домой, писать хотел, да лень, читать – да все вранье. Буквально то же говорит посетителям Обломов. И самое характерное совпадение: Онегин в разговорах с Пушкиным, идя по берегу Невы, мечтает съездить в Африку родную. А у Обломова на столе лежит одна книга – «Путешествие в Африку».

Технология «конференций» и «интроференций»

Главная проблема в системе индивидуального обучения состоит в том, что каждый ученик, обучающийся по индивидуальной программе, получает специфическую версию знаний. Отчасти эта проблема снимается тем, что сохраняется базовый минимум, однако в целом проблема сохраняется, более того, она выводит на глобальную проблему коммуникации людей и понимания одним человеком другого. Ее можно использовать с пользой для постановки глобальной проблемы и вариантов ее разрешения, для этого в основном предназначены конференции. Кроме того, конференции позволяют легко реализовать самые разные форматы контактов школы и родителей, отцов и детей, а также общения между школьниками разных возрастов, наконец, они дают совершенно новые возможности освоения стилей общения, которые существуют в культуре и науке. Отсюда следует, что одним из образцов для построения моделей конференции является коммуникация в среде элитарных сообществ. В этом плане конференция, безусловно, ориентирована на воспроизведение зоны дальнейшего развития ученика в плане развития его коммуникативных способностей.

Главный организационный принцип конференции состоит в том, что ученики получают части учебника на подготовку (один ученик или несколько конкурирующих подгрупп). До того подготовка к конференции включает совместное освоение общих частей материала, а на конференции каждый изучает разный материал, который докладывается на общем собрании. Конференции могут проводиться в рамках класса, в рамках параллели и даже в рамках школы. Самая простая конференция может быть проиллюстрирована на примере освоения материала зоологии и географии. Важно отметить, что школьная программа по большей своей части исключает полное повторение структуры материала. Поэтому зоология взята сознательно, дабы подчеркнуть специфику материала, которая по другим предметам изменена.

Итак, идет освоение млекопитающих. Ученики изучают вначале общие, присущие всему классу животных свойства, функциональные системы, а потом готовят конференцию, получая задание по отдельным отрядам, родам животных, например задания: хоботные, морские млекопитающие, грызуны, парнокопытные, непарнокопытные, хищники. Материал в данном случае различен по сложности, но аналогичен по структуре, т. е. каждый докладчик должен привести те же данные, связанные со строением тела, экологией и этологией отряда или рода животных. Такого типа конференцию можно повторить и по другим классам животных: птицы, пресмыкающиеся и т. п. Аналогично по географии, например, изучение материков, стран, рек. Обзорный материал имеет сходную структуру общей части и вариативной, которая и дается на конференцию.

Более сложные структуры конференции для материала, следующего один из другого, или материала, включенного один в другой. В данном случае конференция получается не синхронной, а усложненной. Она как бы повторяет структуру рейтинга по предмету. Конференция, таким образом, покрывает весь материал школьной программы вообще и материал рассматриваемого учебного комплекса в частности.

Особо следует отметить конференции игрового типа, которые имеют в своем составе элементы развлекательного типа: КВН, игра «Что? Где? Когда?» и т. п. Последние, однако, не отличаются типом коммуникативных структур от научного дискурса и элитарной коммуникации, что следует учитывать.

После проведения конференции проводится ее анализ, на котором есть индивидуальная и общая части, обе имеют свою содержательную и формальную специфику. Индивидуальная часть касается освоения материала и рекомендации поведения и ролевой ниши конкретного ученика в дальнейшем на конференциях. Это может иметь форму тестирования. Если лакун много, то рекомендуется повторение в стиле обычного учебного процесса, а также психокоррекция по анализу типов коммуникации присутствовавших на конференции, если же лакун мало, то целесообразнее рефлексия материала по заданному учителем сценарию, так называемая вторичная конференция в форме интроференции. К конференциям примыкают интроференции, само название которых говорит об обращении ученика внутрь себя и самостоятельном анализе событий, а также содержания конференций и событий процесса обучения.

В общий анализ конференции входит в частности просмотр ее на родительском собрании родителями совместно с учениками и учителем. Просмотр сопровождается психологическими комментариями.

Конференция расширяет форму участия родителей в учебном процессе, прежде всего родители участвуют виртуально, ибо, если идет запись конференции, учитель может напоминать детям, что конференцию могут просматривать позже родители. Непосредственное участие родителей (рекомендуется на каждой конференции 1‑2 родителя) возможно в следующих нишах по мере усложнения: болельщик, кинооператор, содокладчик, дублер (помощник) учителя, эксперт (второй учитель), психолог, консультант и др.

Конференция описанного вида в целом называется видеоконференцией, однако целесообразен постепенный переход к виртуальным конференциям, когда учащиеся готовят доклады в виртуальном пространстве, а их собеседниками могут стать не только ученики класса, но, например, ученики прошлых лет

Система учебных словарей

Учебные словари по русскому языку.

1. Расширенный словарь иностранных слов с этимологическим материалом.

Уровни сложности словаря: орфографический словарь русского языка; русский – старославянский; русский – украинский, белорусский; русский – славянские языки: русский – классические языки (латынь, древнегреческий, древнееврейский); русский – практические языки (английский, французский, немецкий, испанский); русский и другие языковые семьи (например тюркский).

Слова организованы в смысловые гнезда различного типа, тип гнезда способствует самостоятельному изучению языков, прежде всего русского, либо фиксации смысла слова, а также развитию языкового мышления и освоению этимологических смыслов, истории языка, законов его развития. Это способствует повышению грамотности. Материал имеет несколько уровней сложности и рекомендуется в том случае, если ребенок либо испытывает интерес к этому материалу, либо трудности его освоения языка могут смягчиться или устраниться подобными методами осмысления смыслов.

Игры словаря: составление рассказов про слова (например, гладос – меч, гладиолус – маленький меч, и иное русское название этого цветка в древности). Карты изменений слов при заимствовании, проясняющие написание (витрина от витро – видеть). История заимствованных слов (кибернетика – наука об управлении от греческого кибернетикс – управление кормилом корабля, но это же слово заимствовано в латынь как губернатос – управляющий провинцией, а потом заимствовано в русский как губернатор). Показ на примере слов законов развития языка (полногласие оро-, оло- , а до того писалось ра-, ла-. На примере других языков это хорошо иллюстрируется. Так, град – город, вран – ворон, сорока, а в чешском языке сорока – срака).

Игры этимологического словаря позволяют создать развивающую среду языкового стиля мышления и повышают уровень грамотности.

Иного типа группировка слов дана для изучения слов и заимствований. Например, при сопоставлении русского и латыни вначале идут совпадающие слова (арена – arena), потом отличающиеся суффиксами (domos, domina – дом, хозяйка). Потом слова, отличающиеся структурой (здесь группа такого типа: аквариум, террариум, дендрариум). Подобные группы позволяют либо самостоятельно узнавать смысл корня, либо пополнять смысл новыми контекстами, причем эти группировки провоцируют самостоятельное исследование и интерес ученика к языковому материалу. Потом аналогии касаются суффиксов, приставок и пр.

Аналогичные методы применяются и к русскому языку. Например, задание – рисуем слова: черным пишется корень слова, синим приставка, красным суффикс, зеленым – окончание. Эти упражнения для узнавания основы и строения слова носят исследовательский характер с акцентом на самостоятельность. Привлечение словарей происходит с переходом к корням с беглыми гласными.

Аналогично с работой со словами предполагается работа с правилами языка и всеми аспектами, изучаемыми по программе. Отдельная форма заданий связана с составлением учеником собственного коллекционного типа кадастра знаний, особенно это эффективно в играх с правилами языка.

Отдельного типа группировки называются фантастическими, например, ученики замечают смысловые контексты букв, в частности гласных, например:

Мера, смерть (буква Е) день. Смысл от начала и до конца.

Мир, умирание (буква И) длить. Смысл жизни и медленного изменения как процесса.

Мор (буква О) долг. Смысл принуждения, насильственной смерти

Мара – богиня смерти (буква А) даль. Смысл приближения неизбежного, а также удаления в бесконечное.

Первичная форма словаря – таблица, где напротив русского слова стоит слово другого языка в соответствующем столбце. Строки могут делаться невидимыми.

Новые уровни разворачивания анализа словаря позволяют увидеть границы применения предыдущего типа ассоциаций, кроме того, показывают динамику заимствований.

Наши рекомендации