Употребление форм числительных
1. Собирательные числительные двое, трое, чет-
веро (после четверо собирательные числительные
обычно не используются; ср.: пять ножниц, шесть
суток) употребляются:
1) с существительными, называющими лиц мужско-
го пола и детенышей животных: двое друзей, трое
прохожих (нельзя сказать: «двое девушек»), трое
котят;
2) с существительными дети, ребята, люди, лица
(в значении 'люди'): двое ребят, трое людей, чет-
веро незнакомых лиц;
3) с существительными, употребляющимися только
во множественном числе: двое саней, трое суток,
четверо щипцов;
4) с личными местоимениями мы, вы, они: нас
трое, их было пятеро.
2. В составных числительных склоняются все сло-
ва: с тремя тысячами пятьюстами двадцатью
пятью рублями.
3. При сочетании составных числительных, окан-
чивающихся на два, три, четыре (то есть 22, 23,
24 и т. п.), с существительными, употребляющими-
ся только во множественном числе, следует форму
именительного-винительного падежа такого соче-
тания заменять другим оборотом [например, нель-
зя сказать: «двадцать два (две, двое) суток»]. По-
этому говорят: Прошло двадцать два дня; Куплено
двадцать три штуки ножниц и т. п., т. е. исполь-
зуют разные формы косвенных падежей (кроме ви-
нительного).
4. Числительные полтора и полтораста согласу-
ются в косвенных падежах (кроме винительного)
с существительным: в полутора стаканах, в полу-
тораста книгах.
5. У составных числительных, оканчивающихся на
два, три, четыре, в литературном языке форма ви-
нительного падежа совпадает с формой именитель-
ного также в тех случаях, когда числительное соче-
тается с названием одушевленного предмета: при-
нять двадцать три посетителя, выдвинуть сто
четыре кандидата (а не: «двадцать трёх посети-
телей», «сто четырёх кандидатов»). В разговор-
ной речи возможны отступления от этого правила.
6. При сочетании смешанного числа с существитель-
ным дробь управляет существительным (а не целое
число): 10,2 процента.
7. Так как нельзя сказать: «оба ворота» или «обе во-
рота», то не может быть и сочетания «у обоих во-
рот» . Следует сказать: у тех и других ворот или:
у одних и у других ворот.
8. При сочетании числительного полтора с сущест-
вительным определение ставится в форме множест-
венного числа: полтора полных стакана.
9. В сложных словах, первая часть которых являет-
ся числительным, эта часть употребляется в форме
родительного падежа: трёхлетие, трёхметровый,
трёхсотый. Исключение: сто и девяносто всегда
сохраняют начальную форму (столетие, столе-
тия', девяностометровый, девяностометровому).
10. При составных числительных, оканчивающих-
ся на два, три, четыре, существительное употреб-
ляется в форме единственного числа: двадцать
три юноши, тридцать четыре дома.
11. С предлогом по числительные два, три, четы-
ре, двести, триста, четыреста употребляются
в форме винительного падежа: по две книги,
по триста рублей; остальные числительные —
в форме дательного падежа: по одному карандашу,
по пяти рублей. Ср. в разговорной речи: по пять
рублей.
327. Выберите одну из заключенных в скобки форм.
1. (Трое юношей и трое девушек — три юноши и
три девушки) исполняли красивый танец1. 2. Школь-
ная библиотека располагает двумя тысячами (четы-
реста восемьдесят — четырьмястами восьмьюдесятью)
тремя книгами2. 3. Первый искусственный спутник Зем-
ли просуществовал как космическое тело (92 суток —
92 дня — в течение 92 суток)3. 4. Место лесоразра-
боток находится в (полутораста километров — полу-
тораста километрах) от станции железной дороги4.
5. В этот день комиссия проэкзаменовала (двадцать
два — двадцать двух) учащихся5. 6. До конца месяца
остаётся ещё пять дней, а план уже выполнен на
96,5 (процента — процентов) 6. 7. Грузовые машины
стояли у (обоих — обеих — тех и других) ворот завода7.
8. До начала экзаменов осталось полтора (учебного —
учебных) месяца8. 9. Жители отметили (восемьсотле-
тие — восьмисотлетие) со дня основания своего горо-
да9. 10. В соревнованиях приняли участие 243 (юношей
и девушек — юноши и девушки)1®. 11. Каждому учени-
ку дали по (пять — пяти) тетрадей11. 12. Вес посылки
составил 8,3 (килограмма — килограммов )ъ.
Употребление местоимений
1. Местоимение обычно заменяет ближайшее к нему
предшествующее существительное. Нарушение это-
го положения ведет к искажению смысла.
2. К личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно,
они) прибавляется начальное н, если они стоят пос-
ле простых предлогов без, в, для, до, за, из, к, с, у
и др.: без него, с ней и после наречных предлогов
вокруг, впереди, возле, мимо, напротив, около,
посреди, после, сзади и др., управляющих роди-
тельным падежом: вокруг них, сзади него.
После наречных предлогов вопреки, согласно,
наперекор, навстречу, соответственно, подобно,
внутри и др., начальное н не прибавляется: вопреки
ему, навстречу ей, внутри их.
Не прибавляется в также после предлога благо-
даря и предложных сочетаний не в пример, в про-
тивовес, по поводу, со стороны, в отношении,
за исключением и др., состоящих из простого пред-
лога и существительного: благодаря ему, со сторо-
ны его.
После формы сравнительной степени прилага-
тельных и наречий местоимения 3-го лица употреб-
ляются без начального в: старше его, лучше её.
3. Собирательное существительное (крестьянство,
студенчество, группа и т. п.) нельзя заменить мес-
тоимением в форме множественного числа. Напри-
мер, нельзя сказать: «Студенчество разъехалось на
каникулы; они хорошо отдохнут в течение лета».
Чтобы не создавать неудобное сочетание «оно отдох-
нёт» , следует слово студенчество заменить словом
студенты.
4. Возвратные местоимения себя и свой относятся
к лицу, производящему действие. Поэтому в предло-
жениях: Жилец попросил дворника отнести вещи
к себе; Профессор предложил ассистенту прочи-
тать свой доклад местоимение себе по смыслу от-
носится к существительному дворник, а местоиме-
ние свой — к слову ассистент.
5. Формы у ней, от ней носят разговорный или уста-
релый характер. Правильными являются формы
у неё, от неё.
328. Выберите одну из заключенных в скобки форм.
1. Ваня остался сиротой; отец умер, когда (ему —
мальчику) было девять лет1. 2. Проводник шёл впереди,
а сзади (его — него) ехала нагруженная вещами повоз-
ка2. 3. Группа сдала все зачёты и просила проэкзамено-
вать (их — её) в первую очередь3. 4. Хозяйка сняла со
стула чемодан и отодвинула (его — стул — чемодан)
в сторону1. 5. Больной попросил сестру налить (себе —
ему) воды4. 6. Первое выступление артистки принесло
ей большой успех, и от (ней — неё) можно было ждать
многого5. 7. По плану на этом участке будут построены
многоэтажные дома, напротив (их — них) будет разбит
сквер2.8. Если ученик не исправит своё поведение, то в от-
ношении (его — него) будут приняты более строгие меры2.
Употребление форм глагола
1. Некоторые формы глаголов на -ся имеют двоякое
значение — страдательное и возвратное, что затруд-
няет иногда понимание смысла высказывания. На-
пример, в предложениях типа Некоторые больные
направляются в специализированные медицинские
центры (сами направляются или их направляют?)
вместо страдательной формы глагола лучше употре-
бить другую форму (некоторых больных направ-
ляют).
2. В качестве однородных членов предложения обыч-
но употребляются глаголы одного и того же вида.
3. Литературными считаются следующие формы
повелительного наклонения глагола: высунь, вы-
ставь, высыпь, почисть, не порть, не корчь, не
морщь, уведомь, лакомься, закупорь, откупорь;
взгляни, выйди, не кради, положи.
4. Рекомендуются следующие глаголы несовершен-
ного вида с суффиксом -ыва-/-ива~, соответствующие
глаголам совершенного вида с ударяемым о в корне:
затрагивать (затронуть), осваивать, оспари-
вать, усваивать, успокаивать, застраивать,
удваивать, удостаивать (в этих формах о чередует-
ся с а); озабочивать, опозоривать, обусловливать,
подытоживать, узаконивать, опорочивать, при-
урочивать, сосредоточивать, уполномочивать (со-
храняется о).
5. В парах видеть — видать, слышать — слыхать,
мучить — мучать, лазить — лазать первые гла-
голы — нейтральные, вторые — разговорные.
6. В литературном языке не употребляются формы
1-го лица единственного числа настоящего (буду-
щего простого) времени глаголов победить, убе-
дить, очутиться, чудить и др. В необходимых
случаях используются описательные выражения:
могу очутиться, сумею убедить и т. п.
7. Рекомендуются формы 3-го лица единственного
числа настоящего времени: полощет, плещет, ма-
шет, колышет, кличет, кудахчет, мурлычет, мя-
укает, сыплет, щиплет. Формы полоскает, плес-
кает, махает, колыхает, кликает, кудахтает,
мурлыкает, мяучит, сыпет, щипет оцениваются
как разговорные и просторечные.
Возможны параллельные формы со смысловым
различием:
брызгаю 'спрыскиваю, окропляю' (брызгает водой,
брызгает бельё) — брызжу 'разбрасываю капли,
сыплю брызгами' (грязь брызжет, искры брызжут,
брызжет слюной);
двигаю 'перемещаю, толкая или таща что-нибудь'
(двигаю мебель) — движу 'перен. побуждать, руко-
водить' (им движет чувство сострадания);
двигается 'приходит в движение' (поезд двига-
ется) — движется 'находится в движении' (маши-
на медленно движется);
капает 'падает каплями, льется по капле' (капает
лекарство в рюмку, пот со лба капает) — каплет
'протекает' (крыша каплет);
мечет икру, мечет гром и молнии — метает пет-
ли, метает шов.
8. В современном языке более распространены такие
формы прошедшего времени бесприставочных гла-
голов с суффиксом -ну-, обозначающих постепенное
усиление длительного состояния: сох, кис, мок,
глох, хрип, чах и т. д. (а не: сохнул, киснул, мок-
нул, глохнул, чахнул).
329. Выберите одну из заключенных в скобки глаголь-
ных форм.
1. Сюда (собираются дети — собирают детей), ко-
торые заблудились на улицах1. 2. Надо помогать молодё-
жи духовно расти и (проявить — проявлять) свои спо-
собности2. 3. Не (порти — порть) мебель, ставя на по-
лированный стол горячий чайник3. 4. Выступавшие
в прениях (сосредотачивали — сосредоточивали) вни-
мание на основных положениях доклада и не касались
мелких вопросов4. 5. Где вы (слышали — слыхали) о по-
следних событиях в этой стране5? 6. Если так будет про-
должаться и дальше, я (очучусь — могу очутиться)
в затруднительном положении6. 7. Когда вы разговари-
ваете, не (махайте — машите) так сильно руками7.
8. Цветок без воды (сох — сохнул) в горшке8. 9. Ста-
роста класса (уполномочивается — уполномочивается)
выступать от имени своих товарищей4. 10. По совету
врача больной (полоскает — полощет) горло раство-
ром соды.