По географии в современных условиях
Методическая разработка
Предметной олимпиады по МАТЕМАТИКЕ
для учащихся школ г. Балашовса и Балашовского района.
|
I. ВВЕДЕНИЕ
Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, при которой ведущее место занимает личностный принцип. Он предполагает учет потребностей и интересов обучающихся, реализацию дифференцированного подхода к обучению. Принципиальной задачей образования становится раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей. Выявление и формирование творческих наклонностей у детей осуществляются на всех этапах развития личности с использованием нетрадиционных специфических форм и методов.
Одной из таких форм являются олимпиады. Они проводятся по различным школьным дисциплинам. По математике, физике, биологии и другим предметам накоплен большой опыт проведения различных олимпиад — школьных, городских, областных, республиканских, международных. По географии, к сожалению, долгое время олимпиады завершались на областном уровне. Интересные подходы к организации и проведению олимпиад по географии разработаны в Москве (особенно в Московском университете имени М.В. Ломоносова), Ярославле, Нижнем Новгороде, Архангельске, Санкт-Петербурге и др. Вместе с тем обобщение и систематизация методики проведения географических олимпиад еще недостаточны, хотя потребность в этом большая, поскольку намечается традиция проведения республиканских олимпиад. Их проведение продиктовано объективными предпосылками. Ведь современная география входит в число наук, изучающих связи в системе «человек—общество—природа». Знание этих связей в современной кризисной экологической ситуации приобретает особое значение, поскольку необходимо при изучении глобальных проблем человечества. География, по свидетельству современных педагогов и методистов (Т.И.Шамова, Г.И.Щукина, Л.ЮЛарионова, А.В.Шатных), в настоящее время относится к числу непрестижных школьных предметов. Одним из действенных средств повышения престижа школьной географии могут стать географические олимпиады. В связи с этим необходимы обобщение и систематизация подходов к их проведению.
Цель данного пособия — обобщить и систематизировать знания о географических олимпиадах и на основе научно-методического осмысления данной проблемы дать систему заданий для географических олимпиад и рекомендации по их организации.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОЛИМПИАДЫ
ПО ГЕОГРАФИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Олимпиады являются одной из популярных форм внеурочной работы по географии, представляют собой логическое продолжение учебной деятельности школьников. Этот массовый вид соревнований позволяет проверить не только знания и умения по географии, но и особенно опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение учащихся к действительности. Состязательность, эмоциональное переживание, волевое напряжение, проверка своих возможностей являются потребностью школьников. Олимпиада, воздействуя на мотивационную сферу учащихся, способствует осознанию многоаспектной ценности полученных географических знаний. К этим выводам приводят анализы ответов учащихся на вопрос: «Чем привлекает Вас олимпиада?» Вот ответы некоторых учащихся: «Желанием выиграть», «Хочу себя проверить», «Интересно узнать, какие будут вопросы», «Мне интересно, привлекает необычная обстановка во время олимпиады». Из ответов становится ясно, что побудительным мотивом является познавательный интерес.
Одной из особенностей олимпиад является развитие творчества учащихся. Творчеству присуща, во-первых, социальная значимость. Во-вторых, новизна. Творчество — это свобода создавать, открывать, переживать что-то новое. В-третьих, для творчества характерно самовыражение, т.е. реализация идеалов и сущностных начал личности. Кроме того, творчество связано с определенным риском, возможно, неудачей, ибо положительный результат, победа не гарантированы. Все эти специфические особенности проявляются в олимпиадах. В нашей стране сложился опыт проведения следующих видов (этапов) олимпиады: школьный, районный, городской, областной, заключительный Российский. Олимпиады проводятся для учащихся VI—XI классов как в устной, так и в письменной форме. Перспективным видом становится заочная форма олимпиады, проводимая в ряде областей.
Каждый из этапов олимпиады имеет свои цели и особые задачи. На школьном и районном турах олимпиады важно обобщить знания, развить познавательные потребности, интерес к различным областям географической науки, к жизни и творчеству выдающихся ученых-географов прошлого и современности. Решение этих задач позволит достичь целей школьной и районной олимпиады — существенная мотивация изучения географии, развитие познавательного интереса к географии, проверка полученных знаний, умений, опыта творческой и эмоционально-ценностной деятельности.
Организуя городские, областные олимпиады, необходимо учитывать, что их главная цель, наряду с развитием интереса к предмету, — выявление ориентации школьников на профессии, связанные с географической наукой и практикой. Профессиональную ориентацию желательно осуществлять с учетом потребностей города и области в тех или иных профессиях, связанных с географией. Олимпиады как соревновательные формы позволяют выявить особо одаренных детей. Особую значимость эта работа приобретает на республиканском и международном этапах.
Особенность республиканских и международных географических олимпиад — выявление общей географической культуры, географического мышления, ценностных ориентации, одаренности через систему творческих заданий, выходящих за рамки школьной программы, но с учетом базового уровня знании, умений, опыта творческой и эмоционально-ценностной деятельности.