Отраслевая и территориальная структура энергетики

Нефтяная промышленность. Нефть — первичный энергоноситель, на основе которого получают в качестве вторичных ряд облагорожен­ных (т.е. подвергшихся целевой переработке) продуктов для конеч­ного потребления: бензин; осветительный керосин; реактивное и ди­зельное топливо; мазут; гудрон; различные нефтяные масла — смаз­ки, смазочно-охлаждающие, гидравлические, изоляционные и т.д. Газообразные и жидкие фракции нефти — основные углеводородные полупродукты для широкого использования в нефтехимической про­мышленности (олефины — этилен, пропилен и др., ароматические — бензол и др.). Получаемые из нефти виды топлива, а из углеводород­ного сырья органические химикаты и полимеры в 10-50 раз превы­шают по стоимости саму использованную нефть. Это определяет эко­номическое значение нефтяной промышленности и связанных с ней производств по переработке нефти.

Технико-экономические преимущества нефти и получаемых на ее базе продуктов обусловили особую роль нефтяной и нефтеперера­батывающей промышленности в мировом хозяйстве. На разных эта­пах развития в сферу этих отраслей были вовлечены также черная металлургия (трубопрокатное производство), особенно широко ма­шиностроение (оборудование для добычи, транспортировки, перера­ботки нефти), использование ее в различных отраслях транспорта, в химической переработке и т.д. Произошла перестройка всего энерге­тического хозяйства как на стационарных установках (электростан­ции), так и нестационарных (двигатели на всех видах транспорта). Нефтепродукты стали использоваться не только в сферах материаль­ного производства, но и в массовом количестве в бытовом потребле­нии: большая часть полумиллиардного мирового парка автомашин — это личные транспортные средства населения, ежедневно потребляю­щие подавляющую часть нефтепродуктов.

Нефть и нефтепродукты были и остаются важнейшими видами стратегических ресурсов. Вооруженные силы всех государств по срав­нению со временем до Второй мировой войны многократно увели­чили свою моторизацию. Внедрение последних поколений боевой авиации сильно увеличило расходы топлива, ибо мощности двигате­лей и соответственно потребление топлива стали на порядок выше. То же самое имеет место в наземных видах вооружений с использо­ванием двигателей внутреннего сгорания. Нефтепродукты также стали видом боевых средств (сжиженный бензин — напалм с темпе­ратурой пламени до 1600 °С).

Развитие нефтяной, нефтеперерабатывающей и обслуживающих их отраслей промышленности и транспорта определили в XX б. целую эпоху, в которой пересеклись экономические, политические, нацио­нальные и религиозные интересы многих стран мира. Противоре­чия разных государств решались дипломатическими и военными путями. Борьба за источники нефти лежит в основе государственной политики промышленных государств мира. В настоящее время такую «нефтяную» политику и дипломатию особенно агрессивно проводят США.

Нефтяная промышленность — одна из самых монополизирован­ных горнодобывающих отраслей. В большинстве стран мира, кроме тех, где она находится в ведении государственных компаний, отрасль полностью контролируется крупнейшими ТНК, штаб-квартиры кото­рых находятся в США («Эксон», «Мобил ойл», «Тексако», «Шеврон»), а также в Западной Европе (ТНК Великобритании «Бритиш петроле­ум» и совместная Великобритании и Нидерландов «Роял Датч-Шелл»). Постепенно с середины 80-х гг. они начали терять свои некогда веду­щие позиции среди крупнейших промышленных ТНК мира.

Это было обусловлено созданием в 60-е гг. странами — экспор­терами нефти организации ОПЕК, куда вошли Венесуэла, Ирак, Иран, Кувейт, Саудовская Аравия, а позднее Алжир, Габон, Индоне­зия, Катар, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Эквадор (в 1990 г. Эквадор вышел из ОПЕК), т.е. главные страны — продуценты нефти. Борьба стран — членов ОПЕК за право распоряжаться нефтью на своей территории привела к резкому повышению пен на нее в 70-е и 80-е гг. и после­довавшими за этим энергетическими кризисами. Национализация в странах ОПЕК нефтяной промышленности и создание государствен­ных компаний поставили под их контроль более 4/5 запасов нефти, до 1/2 добычи и около 1/5 мощностей нефтеперерабатывающих за­водов (НПЗ). Однако ТНК продолжают влиять на деятельность ОПЕК в сфере технологии, оборудования и оказывать давление в области цен (резкое падение цен в 1998 г. сильно ударило по доходам всех стран — продуцентов нефти).

Достоверные запасы нефти в мире на начало 1998 г. оценивались в 139,7 млрд т, среди которых значительная часть (от 1/4 до 2/5) рас­положена в акваториях морей. Основная часть нефти залегает в стра­нах Ближнего и Среднего Востока — более 2/3. На втором месте Цент­ральная и Южная Америка — 1/8, Восточная Европа — 1/15; Афри­ка — 1/15, в остальной Азии — 1/20. В крупнейшем потребителе нефти — Северной Америке — всего 1/30, а в Западной Европе — 1/60 мировых запасов. Такое распределение ресурсов нефти предоп­ределяет все экономические и политические межгосударственные и межрегиональные отношения, связанные с ее добычей, транспорти­ровкой и потреблением.

В географии мировой нефтяной промышленности за 1950-1995 гг. произошли большие изменения. До Второй мировой войны 4/5 добычи нефти приходилось на Северную и Южную Америку. Но уже после войны с открытием крупных месторождений нефти на Ближнем и Среднем Востоке, а также в СССР доля Америки стала быстро сни­жаться.

Важнейшие результаты региональных сдвигов в размещении до­бычи нефти:

  • разрушение мощного потенциала нефтедобывающей про­мышленности Восточной Европы, регион отброшен назад — к уров­ню 60-х и 70-х гг.;
  • превращение Азии в лидера нефтедобычи в мире;
  • создание крупной добычи нефти в Западной Европе, а также в Африке;
  • уменьшение доли Северной и Южной Америки в добыче нефти.

Роль нефтедобывающей промышленности в Азии стала больше соответствовать географии запасов нефти в мире. Существенно изменилась роль отдельных государств в отрасли:

  • СССР в 1987-1988 гг. достиг максимального уровня добычи нефти среди всех нефтедобывающих государств — 624 млн т, который не превзошла ни одна страна за всю историю нефтяной промышленности; в 90-е гг. резко упала добыча нефти на территории России и ряда других стран СНГ;
  • лидерами в добыче нефти стали США и Саудовская Аравия (суммарно они дают 1/4 добычи нефти в мире);
  • обнаружение и освоение ресурсов нефти в Северном море вывело Норвегию и Великобританию в число десяти ведущих нефтедобывающих стран мира;
  • крупным продуцентом нефти стала КНР;
  • из числа ведущих в отрасли временно выбыл Ирак.

Все происшедшие сдвиги в добыче нефти привели к снижению ее территориальной концентрации: в 1950 г. десять ведущих государств давали 94% нефти в мире, а в 1995 г. уже только 64%. Соответственно в 1950 г. свыше половины нефти добывала одна страна, в 1980 г. — три страны, а в 1995 г. — шесть. Это оказало сильное влияние на торговлю нефтью, проведение торговой политики неф­тедобывающими государствами и покупателями нефти, существенно изменило грузопотоки нефти в мире. Тем самым формируется новая география нефтяной промышленности мира.

Географию нефтяной промышленности хорошо характеризует ба­ланс добычи и потребления нефти по регионам мира. Этот баланс предопределял межрегиональный внешнеторговый оборот нефти и ее основные потоки.

Внешняя торговля нефтью в 1950-1995 гг. отличалась постоянным ростом ее экспорта: в 1955 г. — 254 млн т (или 33% всей добытой нефти), в 1990 г. — 1365 млн т (экспортная квота — 47%) и в 1995 г. — 1631 млн т (экспортная квота достигла 49,4%). Нефть стала самым массовым продуктом внешней торговли. Около 45% экспортируемой нефти приходится на страны Азии (в 1955 г. — 28%), т.е. доля региона как ведущего мирового экспортера нефти существенно возросла, не­смотря на появление новых нефтедобывающих стран. Лидером в экс­порте нефти до 70-х гг. была Венесуэла, а к 80-м гг. вперед вышла Саудовская Аравия (19% экспорта нефти в мире в 1995 г).

Нефтеперерабатывающая промышленность. Ее развитие было обу­словлено ростом спроса на осветительный керосин в первый период ее становления в конце XIX и начале XX в., а затем бензин — в связи с потребностями автомобильного и авиационного транспорта. В годы Второй мировой войны возрос спрос на дизельное топливо и мазут. Вплоть до нефтяного кризиса 70-х гг. дешевая нефть сделала мазут главным видом топлива для ТЭС, особенно в Западной Европе. Ста­новление реактивной авиации вынудило увеличить выход керосино­вых фракций для нее. С 80-х гг. непрерывно растет потребление ди­зельного топлива для разных видов автомобильного транспорта, трак­торного парка. Одновременно увеличивается спрос на смазочные масла. Все это определяло функционирование отрасли, структуру вы­рабатываемой продукции, особенно во второй половине XX в.

Нефтехимическую промышленность объединяет с нефтеперера­батывающей прежде всего общность многих технологических про­цессов переработки сырья. Структура производств нефтехимического предприятия подчинена задачам получения исходных углеводородов для последующего синтеза полимерных материалов. Поэтому выбор направления переработки нефти на топливные продукты или сырье­вые — для химического использования определяется экономически­ми, экономико-географическими и другими особенностями страны и конкретного ее района. Это сильно влияет на размер предприятия и структуру вырабатываемых продуктов, их утилизацию или передачу другим заводам, например химическим.

Научно-технический прогресс в нефтеперерабатывающей промыш­ленности был направлен на увеличение глубины переработки нефти. Она достигла 80—90% выхода светлых нефтепродуктов и была связана с внедрением вторичных процессов каталитического риформинга, крекинга и т.д. Одновременно с этим шло увеличение мощностей отдельных агрегатов НПЗ. В связи с этим сокращается количество не-утилизуемых отходов переработки нефти (например, гудрона, кото­рым покрыто дно Бакинской бухты в Азербайджане и сбросы которого имеются у старых НПЗ). Глубина переработки нефти стала не только важным технологическим, но и определяющим экономическим по­казателем, характеризующим состояние отрасли и хозяйства стран и регионов мира. Концентрация переработки нефти на одном предпри­ятии (мощности НПЗ существенно различаются: от 1 до 30 млн т перерабатываемой нефти в год) также зависит от экономических и экономико-географических особенностей размещения каждого кон­кретного НПЗ в стране.

Нефтепродукты — результат конечной работы отрасли — все шире стали использоваться для индивидуального потребления (бензин для автомобилей, находящихся в личной собственности, для отопления жилищ и т.д.). Это, наряду с промышленным потреблением мазута, оп­ределяет рост их производства. Получение бензина за 1960-1994 гг. увеличилось с 246 млн до 775 млн т, мазута — с 285 млн до 653 млн т. Дизельного топлива в 1994 г. все НПЗ мира дали 884 млн т. Стоимость нефтепродуктов намного выше, чем сырой нефти (бензина в 7-10 раз), что определяет выгоды развития отрасли. Спрос на дизельное топливо и бензин непрерывно растет, что обусловливает высокие показатели их получения в расчете надушу населения. В 1994 т. в мире производили 138 кг бензина в среднем на одного жителя (в Сингапуре — 1468 кг, в США — 1204, Кувейте — 1084 кг; в большинстве промышленно раз­витых стран — от 300 до 500 кг; в России — 182 кг).

Структура производства важнейших нефтепродуктов в мире от­ражает технологические, а главное экономические особенности раз­вития нефтяной промышленности и потребления продукции нефте­переработки. На разных этапах менялись цены на первичные виды топлива, на объемы их потребления. Это видно на примере роли бен­зина, мазута и дизельного топлива в структуре продукции нефтепере­рабатывающей промышленности мира в 1960-1995 гг. Соотношение их в общем количестве продукции нефтеперерабаты­вающей промышленности изменялось.

Производство мазута из дешевой до кризиса 70-х гг. нефти со­ставляло почти половину всех нефтепродуктов (40-45%). Он исполь­зовался как эффективное топливо для электростанций многих стран мира. Нефтяные кризисы 70-80-х гг. не только способствовали внед­рению энергосберегающих технологий, но и изменяли топливную структуру тепловых электростанций, где падало потребление мазута. В 1995 г. мировое производство мазута уменьшилось до уровня 60-х гг. (1970 г. — 683 млн т, 1976 г. — 762, 1994 — 653 млн т). Главным видом нефтепродуктов в 90-е гг. стало дизельное топливо.

География нефтеперерабатывающей промышленности отличается от размещения добычи нефти. Так, в середине 90-х гг. на Северную Америку и Западную Европу суммарно приходилось около 31% до­бываемой в мире нефти, но они располагали 43% мощностей нефте­переработки. Азия, дававшая 38% нефти в мире, имела лишь 29% мощностей НПЗ, значительная часть которых в нефтедобывающих странах Ближнего и Среднего Востока создана лишь в конце 80-х тт. В Восточной Европе в связи с падением добычи нефти мощности НПЗ (17% мировых) также значительно больше, чем добывают нефти (!0% в мире). В остальных регионах они или совпадают (Австралия) или мощности НПЗ меньше количества добываемой нефти (Африка, Южная Америка).

Структура переработки нефти в различных регионах и странах от­личается, несмотря на общемировые тенденции в развитии отрасли. Она в значительной степени зависит от экономических и экономи­ко-географических особенностей потребления разных нефтепродук­тов в каждой конкретной стране (или группы стран в регионах); от наличия самой нефти, других энергоносителей, степени автомобили­зации, потребностей химических производств в углеводородных полу­продуктах, совершенства техники, технологии нефтеперерабатываю­щих предприятий.

Лидерство Северной Америки в производстве бензина обуслов­лено размерами автопарка, особенно в США. Ведущая роль Азии и Западной Европы в получении мазута определяется использовани­ем его на тепловых электростанциях. Дизельное топливо в ведущих регионах его потребления используется на разных видах транспорта (в США — железнодорожный, автомобильный, водный; в Восточной Европе — автомобильный).

Промышленность природного газа. Использование газа разнообраз­но: основная часть направляется на нужды энергетики (топливо для тепловых электростанций, котельных); другая используется как тех­нологическое топливо для сушки различной продукции (выпаривание водных растворов); на бытовое потребление в коммунальном хозяй­стве. Газ в сжиженном или сжатом виде применяется в двигателях внутреннего сгорания в автомобилях, и возможно его использование в самолетах. Энергетическое использование природного газа опреде­ляется высокой теплотворной способностью, простотой технологи­ческого оборудования для сжигания газа и минимальным загрязне­нием среды. Он — самый перспективный вид топлива в мире.

Со второй половины XX в. природный газ получает очень широкое применение как сырье для ряда отраслей промышленности. Самым крупным потребителем газа как технологического сырья стала хими­ческая промышленность, в которой выделяется азотное производство. На использовании природного газа основаны производства аммиака и всех видов азотных удобрений, метилового спирта, мировое полу­чение которых уже достигает десятков миллионов тонн и продолжает расти быстрыми темпами. Значительное количество газа идет на из­готовление сажи для резины и многих других химикатов. Кормовые белковые вещества (кормовые дрожжи) также вырабатываются из природного газа. Он участвует в процессах прямого восстановления железа (бездоменное получение металла), а также в доменном про­цессе при выплавке чугуна.

Природный газ — также источник химического сырья, в том числе — получение серы газовой из сероводорода ряда месторожде­ний. Газовая сера существенно увеличила общие мировые ресурсы серосодержащего сырья. Попутно с природным газом в некоторых месторождениях извлекают гелий, относящийся к благородным газам. Он широко применяется в криогенной технике, для создания инерт­ных сред, а также в аэронавтике. При разработке газоконденсатных залежей природного газа выделяют газоконденсат (смесь жидких уг­леводородов) — моторное топливо и ценное сырье для производства органических химических продуктов. В этом отношении он близок к попутному газу нефтедобычи. Некоторые месторождения природ­ного газа содержат чистый азот, который также утилизируется в ряде производств. Кроме того, как природный, так и попутный нефтяной газ при необходимости закачивается обратно в нефтяные пласты для поддержания высокого давления в процессе добычи нефти.

Попутный нефтяной газ, извлекаемый в процессе добычи нефти, также является высококалорийным топливом, но еще большую цен­ность представляет как сырье для нефтехимической и химической промышленности. Он содержит много этана, пропана, бутана и т.д., идущих па получение пластмасс, синтетических каучуков и других продуктов. В отличие от целевой добычи природного газа попутный зачастую сжигается в факелах в местах добычи нефти. Он требует раз­деления на фракции на специальных газоперерабатывающих заводах (ГПЗ), строительство которых или не предусматривается или запаз­дывает к началу добычи нефти.

Разведанные запасы природного газа в мире на начало 1997 г. оце­нивались в 145 трлн м3. До 40% приходится на государства СНГ, осо­бенно Россию, 33 — на страны Ближнего и Среднего Востока, 6 — на Северную Америку и 4% — на Западную Европу. Ресурсами газа обладают также страны Африки (Алжир, Нигерия и др.), Юго-Вос­точная Азия (Индонезия, Малайзия и др.), Южная Америка. Пер­спективные газоносные площади охватывают громадные территории и акватории мирового океана, особенно в России и омывающих ее водах Северного Ледовитого океана. Размещение разведанных и про­гнозных запасов природного газа особенно выгодно для России. Доля промышленно развитых стран в мировых запасах природного газа менее 10%.

За 1950-1995 гг. кардинально изменилась роль отдельных регио­нов в добыче газа в связи с созданием этой отрасли во многих странах мира. Значение двух ведущих регионов, их монопольное положение в добыче природного газа все еще исключительно высокое. Результатами регионального развития добычи природного газа в 1950-1995 гг. явились:

  • выход Восточной Европы к 1990 г. в лидеры по его добыче в мире;
  • создание крупной газодобычи в Азии и Западной Европе;
  • сохранение Северной Америкой своего высокого места в мировой добыче газа;
  • кризисные явления в отрасли в Восточной Европе после распада
    СССР — существенное падение добычи в ряде государств СНГ (Турк­мения, Украина, Азербайджан) и рост ее в Узбекистане;
  • Северная Америка снова стала ведущим регионом мира в га­зовой промышленности;
  • сохранение высокой территориальной концентрации добычи природного газа: Северная Америка и Восточная Европа пока все еще
    дают около 2/3 продукции.

Территориальные различия в добыче и потреблении природного газа по регионам мира не столь велики, как в нефтяной промышлен­ности. География добычи природного газа по странам также претерпела сильные сдвиги:

  • США утратили свое монопольное положение в газовой промышленности мира (в 1950 г. — 89% добычи газа, в 1990 г. — 24 и в 1995 г. — 24%);
  • СССР в середине 80-х гг. стал лидером в его добыче и оставался им до середины 90-х гг., несмотря на падение доли добываемого газа в мире (в 1950 г. — 2,5%, в 1990 г. — 36 и в 1995 г. — 27%);
  • два государства — Россия (до 1991 г. — СССР) и США концент­рируют половину добываемого в мире природного газа. Они в целом и в отдельности далеко опережают третьего продуцента природного газа в мире — Канаду, добывающую только 7%.

Внешняя торговля природным газом растет, но отстает от темпов развития его добычи. Так, за 1985-1995 гг. поставки газа на экспорт возросли в мире с 233 до 460 млрд м3 (соответственно 34 и 21% до­бычи). Его экспортная квота более чем в 2 раза уступает нефти, что объясняется особенностями транспортировки в основном по газопро­водам. В отличие от нефти экспортные потоки газа являются пре­имущественно внутрирегиональными. Ведущими регионами, где про­исходят экспортные операции с газом, остаются Восточная Европа — 19% и Северная Америка — 17%. Суммарно по их территории идет более 80% внешнеторговых поставок газа.

Гораздо меньшее значение имеют межрегиональные потоки при­родного газа. Самым большим обменом стал экспорт газа из Восточ­ной в Западную Европу и в меньшей степени из Африки в Западную Европу. Крупнейшим межрегиональным поставщиком природного газа в мире уже несколько десятилетий был сначала СССР, а после 1990 г. Россия. Ее доля в мировом экспорте в 1995 г. достигла 37%. Часть природного газа остается в государствах Восточной Европы, а остальной идет в страны Западной Европы.

Внутрирегиональные и межрегиональные поставки естественных газов существенно возросли за счет организации с середины 70-х гг. экспорта сжиженного природного газа и сжиженного нефтяного газа, экспорт которых достигает 1/4 экспорта естественных газов. Основ­ные их потоки идут в пределах Азиатско-Тихоокеанского региона (из Индонезии, Малайзии, Брунея, Австралии и США в Японию, Рес­публику Корея, о. Тайвань) и в меньшей степени из Африки (Алжир) и Ближнего Востока в государства Западной Европы.

Россия — стабильный, самый главный в мире экспортер газа — вывозит 37% (1997 г.) добытого продукта, оставляя большую часть для внутреннего потребления. Экспортная квота газа у других стран зна­чительно выше: Канада — 47%, Нидерланды — 49, Алжир — 62, Нор­вегия — 87%. Их специализация на добыче и поставках этого вида топлива больше, чем у России, хотя разведанные запасы газа несрав­нимо меньше, не говоря уже о масштабах добычи.

Угольная промышленность — старейшая отрасль в добыче мине­рального топлива, которая до сих пор обеспечивает значительную часть потребностей мировой энергетики в топливе, особенно в вы­работке электрической энергии. Уголь остается единственным видом сырья для производства кокса и различных продуктов коксования, положивших начало созданию углехимических процессов в XIX в. и не потерявших своего значения до сих пор. Получение металлурги­ческого кокса сохраняется на высоком уровне, несмотря на внедрение новых методов производства черных металлов.

Разработка угольных месторождений, обогащение добытых углей, перевозка и использование разных видов углей обусловили возник­новение сложнейших социально-экономических и экологических проблем в государствах — поставщиках и потребителях угля. Угольная про­мышленность всегда была одной из самых капиталоемких отраслей топливной промышленности. Трудоемкость добычи угля долгое время (до начала разработок месторождений открытым способом) была во много раз выше, чем в нефтяной или газовой промышленности. Уголь в странах с преобладанием подземной добычи не конкурентоспособен даже с импортным дальнепривозным углем. Уголь — наименее вы­годный для перевозок вид минерального топлива. Создание в ряде стран углепроводов имеет локальное значение.

Экологические и социальные проблемы угольной промышлен­ности — наиболее трудные в добывающих отраслях индустрии. Тя­желые и опасные условия работы в шахтах были и остаются источ­ником социальной напряженности во многих странах с развитой под­земной добычей угля. Закрытие по разным причинам шахт в угольных бассейнах — другой источник роста социальных проблем (депрессив­ными в экономическом развитии в XX в. становились районы гор­нодобывающей и чаще всего угольной промышленности). Весь уголь­ный цикл от добычи до потребления угля сопровождается разными процессами изменения экологической обстановки, уменьшить или ликвидировать последствия которых чрезвычайно трудно.

Экологические и экономические проблемы использования углей определяются их видом (бурые, каменные, антрациты), количеством минеральных примесей, влаги. Разнообразный марочный состав ка­менных углей обусловливает сферы их применения. Высокое содер­жание примесей, достигающее 50%, выбросы при сжигании окислов серы представляют главную опасность для окружающей среды. Мес­торождения углей в мире сильно различаются по их качественному составу, геологическим условиям залегания, что оказывает большое влияние на экономические показатели добычи.

Мировые достоверные запасы каменных углей в 1995 г. оценивались в 1031 млрд т, а бурых — в 512 млрд т. Наибольшими достоверными запасами (28%) располагала Восточная Европа, а в ней — государства СНГ, особенно Россия; второе место занимала Северная Америка (24%) с ведущей ролью США; Азия находилась на третьем месте (21%) с самыми крупными запасами в КНР. На эти три региона мира сум­марно приходилось около 3/4 всех достоверных запасов угля. Роль других регионов существенно ниже: Западная Европа — 10%, Австра­лия — 9, Африка — 6, Южная Америка — 1%.

На развитие мировой добычи углей мощное воздействие оказала дешевая нефть, добыча которой особенно быстро росла в послевоен­ные годы. Переориентация хозяйства индустриальных стран Запад­ной Европы и Японии на дешевую импортную нефть привела к стаг­нации в 1960-1970 гг. угольной промышленности в мире. В ряде ранее ведущих по добыче угля государств (Великобритания, ФРГ, Фран­ция, Япония) она стала быстро падать. В других (КНР, США, СССР, Индия, ЮАР, Австралия, Польша) она продолжала быстро расти. Нефтяные кризисы 70-80-х гг., удорожание нефти во много раз вновь стимулировали рост добычи более дешевого угля в мире и его использование в электроэнергетике.

Структура добываемых углей в 1950-1995 гг. претерпела заметные изменения. В буроугольной промышленности месторождения разраба­тываются преимущественно открытым способом, что обеспечивает низкие затраты на добычу и использование угля на тепловых электро­станциях, несмотря на невысокое качество бурых углей. Потребность в топливе обусловила создание отрасли во многих странах мира и рост его добычи (за 1950-1990 гг. более чем в 3 раза), достигшей мак­симума в 1,2 млрд т. Однако доля бурого угля в общей мировой добыче угля, составлявшая в 1950 г. около 21% и увеличившаяся в 1980 г. до 28%, после 1990 г. стала падать (в 1995 г. — 20%).

Основными регионами добычи бурых углей традиционно были государства Европы, а среди них ГДР и ФРГ, на долю которых в от­дельные годы приходилась половина мировой продукции. После объединения двух германских государств добыча бурого угля сильно сократилась, но тем не менее ФРГ — крупнейший в мире продуцент. В 1995 г. Восточная и Западная Европа суммарно давали около 2/3 мировой добычи бурых углей.

Каменноугольная промышленность мира растет медленно, а ее доля в производстве первичной энергии постоянно уменьшается. Кризис отрасли в странах Западной Европы и Японии, закрытие шахт изме­нили географию отрасли в мире. Рост угледобычи в 80-х гг. начался в других регионах мира и ориентировался главным образом на экспорт в Европу и Японию.

Важнейший итог регионального развития каменноугольной про­мышленности в 1950-1995 гг. — ее мощный сдвиг в Азию, которая уже к 90-м гг. опередила главные традиционные регионы отрасли — Северную Америку и Западную Европу. Добыча угля в КНР достигла беспрецедентных в истории отрасли объемов, превысив 1 млрд т. Из минеральных видов топлива страна лучше всего обеспечена углем, который и в ближайшие годы будет по-прежнему покрывать основные потребности КНР в энергоносителях. Уровень потребления топлива в стране в расчете на душу населения пока еще остается низким, и это с учетом крупных ресурсов угля стало главным фактором превра­щения КНР в лидера угольной промышленности — более 35% добычи в мире.

Восточная Европа в послевоенные годы создала крупную добычу угля, в которой выделялись СССР и Польша. После 1990 г. переход к рыночной экономике в странах региона привел к падению добычи угля особенно в государствах СНГ, и прежде всего в России. Это по­зволило развернуть добычу угля в ЮАР и Австралии, сохранить от­расль в США, ибо основные конкуренты в Европе были устранены.

Изменившаяся мировая география добычи каменных углей в 1950-1995 гг. мало отразилась на их потреблении в промышленнос­ти развитых стран. Сильно возросшие объемы выработки электро­энергии на тепловых электростанциях сохраняют спрос на камен­ный уголь. Дефицит в угле больше всего ощущали в Западной Европе.

Сложившиеся соотношения в добыче и потреблении угля по ре­гионам и странам мира определили формирование основных экспорт­ных тенденций в отрасли. За 1955-1995 гг. экспорт угля увеличился со 143 до 440 млн т, а экспортная квота с 9 до 12% к его добыче в мире. «Нефтяной бум» 50-60 гг. способствовал сильному падению экспорта угля (в 1960 г. он составил всего 108 млн т, т.е. 5,4% мировой добычи). Однако последовавшие нефтяные кризисы 70-80-х гг. не только восстановили роль угля на мировом рынке, но и упрочили ее.

Разнообразие марок углей обусловило широкий межстрановой обмен углем, но роль регионов в экспорте угля имеет четко выражен­ную тенденцию.

Концентрация экспорта угля по регионам остается все еще очень большой. Натри ведущих региона мира приходилось в 1950 г. до 98%, в 1990 г. — 77 и в 1995 г. — 70% всего угля, участвовавшего во внешней торговле. При этом существенно возросли его морские межрегиональ­ные перевозки: в 1950 г. они были менее 40%, а в 1995 г. — около 65%. Примерно в равных долях на экспорт идут энергетические и коксующиеся угли, хотя до энергетического кризиса последние су­щественно преобладали.

Электроэнергетика. Электрическая энергия — важнейший, уни­версальный, самый эффективный технически и экономически вид энергии. Другое его преимущество по сравнению с использованием всех видов топлива — экологическая безопасность использования и передачи электроэнергии по линиям электропередачи по сравнению с перевозкой топлив, перекачкой их по системам трубопроводов. Все это предопределило развитие электрификации — широкого внедре­ния электрической энергии в производственную и непроизводствен­ную сферы, повседневное ее бытовое потребление во все больших объемах.

Электроэнергетика продолжает развиваться опережающими тем­пами: за 1950-1995 гг. выработка электроэнергии в мире увеличилась в 13,6 раза. Она росла быстрее, чем такая новая отрасль всего топливно-энергетического комплекса, как добыча природного газа. С электрификацией, ростом выработки электрической энергии связан неуклонный рост ее производства в расчете на душу населения в мире.

Электрификация, основу которой составляет быстрый рост вы­работки электрической энергии, позволяет гораздо более эффектив­но использовать первичные виды топлива (уголь, газ, продукты неф­тепереработки — прежде всего мазут), чем прямое их сжигание в топ­ках и двигателях. Поэтому непрерывно растет доля электроэнергии, вырабатываемой из первичных видов топлива (за вычетом гидро­электроэнергии и электрической энергии АЭС). Тенденция развития электроэнергетики в 1950-1995 гг. —все более квалифицированное использование первичных видов топлива на выработку электроэнер­гии. В 1950 г. на ее получение расходовалось менее 10% всей добы­ваемой в мире первичной энергии (за вычетом ГЭС). В 1995 г. эта доля поднялась до 33%, а в ведущих промышленных государствах уже составляет от 40 до 50%.

Более эффективное применение первичных видов топлива для выработки электроэнергии обусловлено не только переходом на луч­шие его виды — мазут и природный газ, но и внедрением достижений НТП. Так, обогащение идущего на электростанции угля, совершен­ствование конструкции котлов тепловых электростанций (ТЭС), по­вышение мощности агрегатов — котлов, турбин, генераторов улучши­ло все показатели их работы. Поэтому создание мощных ТЭС остается основным направлением развития всей электроэнергетики в мире.

Электрическая энергия вырабатывается на электростанциях раз­ного типа — тепловых, гидравлических и др. Они — ос­новные поставщики электроэнергии, дающие подавляющую ее часть в мире (свыше 99%). Роль так называемых альтернативных источни­ков для ее получения (энергии солнца, ветра, приливов, геотермаль­ной) пока еще очень мала (менее 1%). Электростанции главных типов различаются по своим задачам. Так, среди ТЭС имеются конденса­ционные (КЭС), предназначенные только для получения электричес­кой энергии, и теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), дающие помимо элект­рической энергии и тепло (горячую воду и пар) для снабжения про­мышленных предприятий и для коммунальных нужд. В свою очередь гидравлические электростанции (ГЭС) имеют аналог — гидроаккумулирующие электростанции (ГАЭС). Особенности отдельных регио­нов и стран по характеру ресурсов первичной энергии, их потребле­ния и т.д. определяют выбор типов электростанций и получения на них электрической энергии.

Тепловые электростанции были и остаются основой электроэнер­гетики мира. Сооружение их дешевле, чем электростанций других типов, сроки строительства короче, и они могут использовать разные виды топлива в зависимости от экономических условий обеспечения им. На современных ТЭС устанавливается оборудование большой мощности (например, турбоагрегаты до 1000 МВт). Это позволяет со­здавать крупные ТЭС с суммарной мощностью турбоагрегатов до 4000-5000 М Вт и более. Однако такие ТЭС потребляют ежегодно мил­лионы тонн топлива, качество которого сильно может влиять на эко­логическую ситуацию в местах размещения крупных ТЭС (например, углей с высоким содержанием серы).

Пуск в 1954 г. первой в мире атомной электростанции (АЭС) в СССР (Обнинск) мощностью всего 5 МВт, положившей начало раз­витию мировой ядерной энергетики, был великим революционным прорывом в энергетике. В 1994 г. суммарная мощность АЭС в мире достигла 346 000 МВт. Научно-технический прогресс позволил созда­вать ядерные реакторы для АЭС разных типов и довести мощность единичного реактора до 1300 МВт, т.е. в 260 раз больше первой АЭС. Сооружение АЭС обходится дороже, чем обычных ТЭС. Очень велики затраты на весь ядерный цикл — добыча урана, получение из него концентрата, его обогащение, производство двуокиси урана, изготов­ление тепловыделяющих элементов для реакторов. Другая стадия цикла — переработка отработанного ядерного горючего, захоронение радиоактивных отходов — также весьма капиталоемка. Выработав­шие свой технический ресурс АЭС должны закрываться и консерви­роваться, что также требует затрат. Много трудностей возникает с про­блемой безопасности АЭС. Все это определяет двойственное отно­шение к перспективам развития атомной энергетики, несмотря на ее выгоды.

Гидроэлектростанции, особенно крупные, дают самую дешевую энергию, но строительство обходится дорого и затягивается на много лет. Их преимущество — использование возобновляемого источника энергии — воды. Плотины и водохранилища ГЭС зачастую выпол­няют несколько функций: помимо выработки электроэнергии ис­пользуются для ирригации, водоснабжения, улучшения условий су­доходства, для борьбы с паводками и т.д. Наряду с крупными ГЭС (например, самой мощной в мире ГЭС на р. Парана в Южной Аме­рике — «Итайпу» мощностью 12 600 МВт и строящейся на р. Янцзы в КНР «Санься» мощностью 20 000 МВт) создают и многочисленные микроГЭС.

Важное преимущество ГЭС — возможность остановки в любой момент при избытке электроэнергии в сети и быстрого включения в рабочий режим при ее недостатке. Поэтому ГЭС в большинстве раз­витых стран играют роль пиковых. Эти же функции выполняют ГАЭС. Однако и ГЭС могут быть источником экологических проблем (за­топление земель, заиливание водохранилищ, препятствие для мигра­ции рыбы и т.д.).

Тепловая электроэнергетика подтверждает свою стабильность в обеспечении потребностей мира в электрической энергии. Гидро­электроэнергетика, несмотря на сооружение новых мощных ГЭС в Южной Америке, в Азии, а ранее — в СССР, постепенно теряет свои позиции в структуре получения электрической энергии. С ней все больше начинает соперничать производство электрической энергии на АЭС.

Особенность работы электростанций различного типа — разный режим нагрузки (постоянный, полупиковый, пиковый), что позволяет создавать единые энергосистемы, которые могут регулировать работу электростанций в течение суток и по сезонам года. Для государств с большой территорией, охватывающей несколько часовых поясов, единые энергосистемы позволяют маневрировать производством электроэнергии, перебрасывая ее в районы, испытывающие дефицит в тот или иной период суток. Энергосистемы обеспечивают сокра­щение расхода топлива, лучшее использование мощностей, снижение себестоимости электроэнергии, стабильное снабжение электроэнер­гией даже в случае выхода из строя отдельных электростанций.

В большинстве сравнительно небольших промышленно развитых стран, особенно в Западной Европе, давно созданы национальные энергосистемы. В больших, таких как США, Канада, Бразилия, КНР, их нет. Подавляющая часть электростанций функционирует в инди­видуальном режиме; изредка они объединены в кусты вблизи круп­ных потребителей энергии. Исключением для крупных по территории стран была созданная в СССР Единая энергетическая система (ЕЭС), охватывавшая территорию свыше 10 млн км2 с населением 220 млн человек. На ЕЭС было объединено более 80% суммарной мощности электростанций страны. Россия до сих пор использует все преиму­щества ЕЭС, несмотря на выход из системы ряда государств СНГ.

В период функционирования СЭВ в 60-е гг. было создано Объ­единение энергосистем «Мир», в которое вошли энергосистемы ев­ропейских стран — членов СЭВ. Оно обеспечило переток большого количества электроэнергии. Это да­вало большой экономический эффект для всех стран СЭВ. ЕЭС СССР вместе с системой «Мир» было уникальным крупнейшим энерго­объединением на планете. Оно охватывало семь часовых поясов, ре­гулируя нагрузку в системах от Байкала до Праги, где был диспет­черский центр «Мира». Распад СЭВ привел к демонтажу и ликвидации этой высокоэффективной международной энергосистемы.

Существующие и создаваемые межгосударственные объединения энергосистем в Западной Европе, Северной и Южной Америке не являются всеохватывающими, В Западной Европе таких объединений три, а в других регионах нет единых национальных систем. Поэтому межгосударственные объединения включают пока лишь отдельные электростанции разных стран. Опыт ЕЭС СССР, а также энергосистемы «Мир» существенно опередил аналогичную практику объеди­нения национальных энергетических систем и мог бы явиться про­образом будущих межрегиональных систем Евразии.

Размещение производства электроэнергии по регионам мира в 1950-1995 гг. претерпело значительные изменения. Главный результат развития электроэнергетики за этот период — бурный рост ее производства в ведущем по добыче первичных энер­гоносителей регионе мира — Азии. Этот рост особенно быстро шел в 90-е гг., что вывело регион на второе место после Северной Аме­рики, которая на протяжении 1950-1995 гг. оставалась лидером в электроэнергетике. Восточная Европа в результате экономических перестроек сократила получение электроэнергии, а по ее доле в ми­ровом производстве отброшена к уровню конца 40-х гг. Такое падение особенно заметно на фоне бурного роста выработки электроэнергии в Китае, занявшем уже в 1995 г. второе место в мире после США.

Роль ядерного топлива и гидроресурсов в развитии мировой электроэнергетики четко прослеживается на производстве ее на АЭС и ГЭС в разных регионах. Так, в получении электроэнергии на АЭС в 1995 г. лидером была Западная Европа (35,7% в мире), хотя запасами урановых руд почти не располагает и добычу их не ведет. Северная Америка — вторая по значению в выработке электроэнергии на АЭС (34,7%), при этом Канада добывает до 30% урана в мире. В Азии — третьем регионе атомной электроэнергетики (18%), ресурсов урана и его добычи, кроме как в КНР, нет. В сложном положении после 1990 г. оказалась Восточная Европа (10,5% электроэнергии АЭС), и особенно Россия. Важнейшие источники получения урана (Казахстан, Украи­на, Узбекистан и др.) оказались за границей. Ряд регионов с круп­нейшими ресурсами урановых руд и их добычей или не имеют АЭС (Австралия), или их доля в производстве электроэнергии на АЭС очень мала (Африка — 0,5%). Лидеры в получении электроэнергии АЭС — США, Франция, Япония.

Аналогичная ситуация и с использованием гидроэнергоресурсов по регионам мира. Ведущая по величине этих ресурсов в мире Азия занимает лишь второе место по выработке электроэнергии на ГЭС (19,8% мировой), т.е. примерно столько же, сколько и Западная Европа (17,7%). Однако гидроэнергетические ресурсы последней в 10 раз меньше. Лидером получения электроэнергии на ГЭС остается Северная Америка (27,6%), располагающая такими же ресурсами, как Африка, но доля последней всего 2% в производстве энергии на ГЭС. На долю Восточной Европы приходилось всего 12% вырабатываемой на ГЭС электроэнергии, хотя ресурсы гидроэнергии гораздо больше, чем в Западной Европе. Среди стран в выработке электроэнергии на ГЭС ведущие — Канада, США, Бразилия.

Таким образом, между количеством энергетических ресурсов и про­изводством электрической энергии нет прямой зависимости. Это хо­рошо видно на примере как минерального топлива, так и гидроресур­сов. Определяющим развитие электроэнергетики остается уровень экономического потенциала регионов, и особенно отдельных стран.

Внешняя торговля электрической энергией охватывает всего 2-3% мирового производства. Однако она ограничивается ее обменом между некоторыми национальными энергосистемами в Западной Ев­ропе, в Северной Америке и была значительна до 1990 г. в Восточной Европе. Межрегиональной торговли электрической энергией прак­тически нет.

Наши рекомендации