Запятая и дефис между повторяющимися словами

1. Между одинаковыми словами, повторяющими-

ся с интонацией п е р е ч и с л е н и я , ставится

з а п я т а я .

Перечисление используется:

1)для указания на длительность действия: Жду,

жду, а его всё нет;

2) для обозначения большого числа предметов или

явлений: Кругом пески, пески, пески;

3) для подчеркивания степени признака: Надо рабо-

тать лучше, лучше.

Однако запятая не с т а в и т с я :

1) между двумя повторяющимися словами, из которых

второе употреблено с отрицанием не, если сочетание

этих слов образует единое смысловое целое или выра-

жает неопределенность в обозначении чего-либо: На

нём было надето что-то круглое: сюртук не сюр-

тук, пальто не пальто, фрак не фрак, а что-то

среднее (С.-Щ.); Рыхли не рыхли, корми не корми,

в такую страшную сушь ничем не поможешь (Г. П.);

2) при повторении сказуемого с частицей так, исполь-

зуемой для усиления: Удружил так удружил (Чак.).

2. Между двумя повторяющимися словами пишется

дефис, если в результате соединения слов образу-

ется сложное слово. Могут повторяться:

1) прилагательные (со значением усиления призна-

ка): Снег лежал белый-белый ('очень белый');

2) глаголы (со значением действия непрерывного,

интенсивного или ограниченного во времени): Про-

сил-просил о помощи — никто не откликнулся;

Я постоял-постоял и ушёл;

3) наречия (с усилительным значением): Далеко-да-

леко колокольчик звенит (Ник.);

4) вопросительно-относительные местоимения (со

значением неопределенного предмета/лица, которо-

му что-то противопоставляется): Уж кому-кому,

а мне-то пора было этому научиться (Кав.).

230. Перепишите, вставляя недостающие запятые и

дефисы.

1. Зимы ждала ждала природа. (П.) 2. Страшно

страшно поневоле средь неведомых равнин. (П.) 3. Но

он ехал ехал а Жадрина было не видать. (П.) 4. И ближе

ближе всё звучал грузинки голос молодой. (Л.) 5. Про-

паду так пропаду, всё равно! (Д.) 6. Свадьба так свадь-

ба. (Остр.) 7. Страшно не страшно а на душе как-то

строго. (Леек.) 8. За теми деревнями леса леса

леса. (М.-П.) 9. Всё это ушло от меня навсегда навсег-

да. (Фад.) 10. Дождь не дождь а паши. (Ш.) 11. Всё

плачет плачет мать. (Сим.) 12. Далеко далеко синеют

холмы. (Л.) 13. Похожу похожу по двору на улицу за-

гляну и опять на печь лягу. (С.-Щ.) 14. Мохнатые ели

тихо тихо качались. (Кор.) 15. На самой заре встанешь

и топчешься топчешься по избе. (Пауст.) 16. Уж кто

кто, а вы, женщины, должны уметь оказать помощь в та-

ких случаях. (Пан.)

Диктант

Язык народа — лучший, никогда не увядающий и

вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной

жизни. В языке одухотворяется весь народ и вся его ро-

дина. В нём претворяется творческой силой народного

.духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, её воздух,

;ёё физические явления, её климат, её поля, горы и до-

фины, её леса и реки, её бури и грозы — весь тот глубо-

'кий, полный мысли и чувства голос родной природы,

который говорит так громко о любви человека к его

иногда суровой родине, который высказывается так яс-

но в родной песне, в родных напевах, в устах народных

поэтов.

Но в светлых глубинах народного языка отражается

не одна природа родной страны, но и вся история ду-

ховной жизни народа. В сокровищницу родного слова

складывает одно поколение за другим плоды глубоких

сердечных движений, плоды исторических событий,

верования, воззрения, следы прожитого горя и про-

житой радости — словом, весь след своей духовной

жизни.

Не условным только звукам учится ребёнок, позна-

вая родной язык, но пьёт духовную жизнь из родимой

груди родного слова. Оно объясняет ему родную при-

роду, как не мог @ы объяснить её ни один естествоис-

пытатель. Оно знакомит с характером окружающих

его людей, с обществом, среди которого он живёт, с его

историей и его стремлениями, как не мог бы познако-

мить ни один историк. Оно вводит его в народные веро-

вания, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни

один эстетик. Оно, наконец, даёт такие логические по-

нятия и философские воззрения, которых, конечно,

не мог бы сообщить ребёнку ни один философ.

(По К. Д. Ушинскому.)

Раздел 4

Наши рекомендации